Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2005
Конкурс на лучшего знатока физических терминов

С.И.Дёмин,
Вятская гуманитарная гимназия, г. Киров

 

Конкурс на лучшего знатока физических терминов

ФИЗИКА + ПСИХОЛОГИЯ. 6–10-й классы

Задача педагога... следить за содержанием формирующего понятия, не допускать искажения его научного контекста, который, кстати, может меняться по мере познания. Для этого, как писал Л.С.Выготский, нужна пирамида понятий, когда движение сверху вниз, от общего к частному, от вершины пирамиды к её основанию, является столь же характерным, как и обратный процесс восхождения к вершинам абстрактного мышления.
И.С.Якиманская

Один из путей к более эффективному обучению школьников – создание внутришкольной системы конкурсов по всем предметам, которая способствовала бы развитию интересов и склонностей ученика. Эта безотметочная система могла бы стать новой параллельной структурой по отношению к различным традиционным контрольным работам (учительским и административным), заменить обычный контроль, снизить число проверочных письменных работ и разгрузить учащихся.

Самый важный уровень организации конкурса – нижний, класс-параллель, когда участие принимают все ученики. Затем идут городской, районный, областной, межрегиональный, всероссийский уровни, и наконец – международный. Конкурсы отдельно проводятся в начальной школе и в 4–10-х классах. Одиннадцатиклассники во внутришкольных конкурсах уже не участвуют.

В зависимости от количества часов, отведённых программой на какой-либо предмет, классные конкурсы проводят 1–2 раза в полугодие по всем основным предметам (несколько десятков конкурсов за учебный год на каждого ученика!), что позволяет кроме всего прочего видеть динамику складывающегося познавательного профиля учащихся и влиять на неё. Побочный эффект – развитие умения спокойно работать в экстремальных условиях типа экзамена, т.е. развитие умений саморегуляции, самоуправления. Некоторые конкурсы могут проводиться и как внеклассные мероприятия.

Особой эффективности можно достичь, если однотипные конкурсы разрабатывает один человек (психолог, методист, дидакт) или одна команда, т.к. реально появляется практическая возможность системно организовать интеграцию знаний и их усложнение в каждом образовательном звене, произвести отбор и отработку важных для возраста способов учебной деятельности. А подключение учителя к составлению заданий, хотя бы на уровне редактирования, к выработке норм оценивания и анализу результатов по «профилям» даёт возможность вполне естественно преодолеть «предметный эгоизм» педагогов (выражение Ю.К.Бабанского).

В качестве примера предлагаю методику проведения конкурса на лучшего знатока терминов. По сути, это тест на компетенцию, однако во избежание излишнего напряжения упомянутое психологическое понятие не употребляется даже в общении с учителем. Кроме функции уровневой диагностики словесно-логического мышления (понимания) конкурс оказывает тренирующий, развивающий эффект, его можно организовать по любому предмету.

Конкурс терминов проводится у нас ежегодно в 6–10-х классах в конце 2-й–начале 3-й четверти. Тестовые задания пишутся в двух вариантах. Термины подбирает педагог-психолог совместно с учителем (или учитель редактирует предложенный материал). Меняется привычная для ученика и учителя система оценивания, что снимает стереотипные подходы, позволяет точнее выявлять личные проблемы. Общая сумма баллов, представленная в рейтинговой форме, является интегративным показателем успешности выполненной работы и уровня обученности.

Проводится этот конкурс на уроке в течение 20–25 мин (норма для параллели задаётся в зависимости от возраста учащихся и объёма заданий). Проверяет и оценивает все работы учитель. На первых этапах введения такой системы подключается психолог: он обрабатывает результаты в виде таблиц (по каждому варианту), указывает достигнутые учениками уровни по способу Руппа (способ пяти категорий) и в отдельных случаях (с согласия учителя) корректирует оценки. На следующем занятии учитель проводит анализ, каждый желающий может посмотреть (уже на перемене) в таблице у учителя все (свои и чужие) показатели, разными способами разбираются самые трудные понятия, «набравшие» минимальное количество баллов, а также самые важные с точки зрения учителя, планируется индивидуальная работа с учебником, различными словарями и работа в парах (четвёрках) – обмен вопросами из разных вариантов (самопроверка). Термин «рейтинг» учителем не употребляется.

Лучшие знатоки терминов, продемонстрировавшие очень высокий уровень понимания специальных понятий, стимулируются: в журнал выставляются отметки «5», желающие получить отметку «4» сообщают об этом учителю после урока, и он тоже выставляет (заслуживающим) отметки в журнал. Фамилии всех учеников, показавших уровень выше среднего, обязательно указываются в публичных итогах. Конкурс – это не контрольная работа, т.е. никем не переписывается, независимо от успешности выполнения. Однако проблемные зоны (минимальное количество баллов) в понимании терминов для учителя являются руководством к действию.

Полученные результаты фиксируются в определённой системе, которая позволяет отслеживать как личные достижения, так и особенности класса, параллелей. Составляются две рейтинговые таблицы за каждый конкурс – по классу для учителя и по целой параллели для публичного обозрения. В конце года для классных воспитателей, учителей, родителей, администрации делается сводная таблица с учётом «профилей» по каждому классу. Ученикам для более точного самоопределения она обязательно предлагается для ретрооценивания своих успехов и самоанализа образовательной деятельности в 7-м, 9-м и 10-м классах.

Привожу варианты тестовых заданий и итоговых таблиц.

Тестовые задания

7-й класс

Инструкция. На первой строчке бланка укажите печатными знаками дату, класс, вариант; на второй строчке – свою фамилию, имя. Затем, прочитав задание, запишите только номер вопроса и рядом – ответ. Каждое задание выполняйте с новой строчки. Можно пропускать трудные, непонятные вопросы, чтобы вернуться к ним после выполнения других заданий (если останется время). Ваша задача: за отведённое время правильно ответить на возможно большее число вопросов, т.е. набрать как можно больше баллов.

Пример. Слово или выражение, обозначающее определённый предмет, явление или некоторую совокупность предметов, явлений, объединённых общими признаками, называется понятием. – Подчёркнуты родовые признаки, а главная характеристика в определении понятия выделена курсивом.

1. Выпишите из определения терминов родовой признак, т.е. самую общую его характеристику, его самое общее качество.

1.1. Наука – система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
1.2. Закон – существенное отношение (связь) между какими-нибудь явлениями объективной действительности.
1.3. Правило – положение, в котором отражена закономерность или постоянное соотношение каких-нибудь явлений.
1.4. Факт (лат. factum – сделанное) – действительное, вполне реальное событие, явление.

2. Укажите термин, соответствующий данному определению (допишите предложение).

2.1. ... (греч. основание, предположение - греч. – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ответ. Гипотеза.
2.2. ... (лат. terminus – предел, граница) – 1) слово или сочетание слов, точно обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве; 2) в древнеримской мифологии – бог-охранитель межей и пограничных межевых знаков, столбов, камней, которые считались священными. Ответ. Термин.
2.3. ... – 1) совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений; 2) воспроизведение какого-либо явления, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Ответ. Опыт.
2.4. ... – 1) объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; 2) (перен.) предмет речи, разговора. Ответ. Материя.
2.5. ... – движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием молекул этой жидкости или газа. Ответ. Броуновское движение.
2.6. ... – 1) выученный, наученный чему-нибудь; 2) много знающий, образованный. Ответ. Специалист.

3. Вставьте в определение понятия необходимые характеристики, признаки (допишите пропущенное).

3.1. Метр (от греч. мера – мера) – 1) единица  ... в СИ. Ответ. Длины.
3.2. Килограмм – основная единица ... в СИ. Ответ. Массы.
3.3. Погрешность измерения – ошибка, неточность, получаемая при использовании ... прибора. Ответ. Измерительного.
3.4. Молекула (от лат. moles – масса + уменьшительный суффикс -cula) – наименьшая частица ... , обладающая его химическими свойствами и состоящая из атомов, объединённых в одно целое химическими связями. Ответ. Вещества.
3.5. Тяготение – физическое явление ... массивных тел к друг другу. Ответ. Притяжения.
3.6. Несмачивание – физическое явление ... смачиванию. Ответ. Противоположное.
3.7. И.Ньютон – ... математик, механик, астроном, физик, создатель классической механики. Ответ. Английский.

4. Определите (напишите) термин, который в переводе с его родного языка означает следующее:

4.1. С греч.: сто - ... гекто- – сто – ... гекто-.
4.2. С лат.: [mille] – тысяча – ... милли-.
4.3. С греч.: тысяча - ... кило- – тысяча – ... кило-.

5. Из двух понятий выберите одно и запишите три вопроса, раскрывающих содержание понятия, его главные характеристики:

5.1. Взаимодействие молекул.
5.2. Физика.

6. Дайте определение понятия (начиная с указания его обобщённой, т.е. родовой характеристики):

6.1. Атом – это ... .

6.2. Диффузия – это ... .

9-й класс

Инструкция. На первой строчке бланка напишите печатными знаками дату, класс, вариант; на второй строчке – свою фамилию (в именительном падеже), инициал имени, направленность группы. Прочитав задание, запишите только номер вопроса и рядом ответ (уже обычным шрифтом). Каждое задание выполняйте с новой строчки. Можно пропускать трудные, непонятные вопросы, чтобы вернуться к ним после выполнения других заданий (если останется время). Ваша задача: за отведённое время правильно ответить на возможно большее число вопросов, т.е. набрать как можно больше баллов.

Пример. Термином (от лат. terminus – передел, граница) называется слово или сочетание слов, точно обозначающее определённое понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. – Подчёркнуты слова, обозначающие общее качество, существенный, главный признак (т.е. родовой признак, а не частный, видовой, служащий для указания несущественных признаков, характеристик). Вывод: термин – это слово или словосочетание.

1. Выпишите из определения терминов родовой признак, т.е. самую общую его характеристику, его самое общее качество.

1.1. Счётчик Гейгера – это прибор для регистрации ионизирующих излучений.
1.2. Магнитное поле – это вид (форма) электромагнитного поля.
1.3. Свет – 1) лучистая энергия, благодаря которой мы видим окружающий мир; 2) электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом.
1.4. Нейтрино (ит. нейтрончик) – стабильная незаряженная элементарная частица со спином 1/2 .

2. Укажите термин, соответствующий данному определению (допишите предложение).

2.1.  ... – поле, во всех точках которого индукция одинакова.
2.2. ... (лат. induco – побуждать) – возбуждение электрического тока в проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля.
2.3. ... – особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между заряженными частицами.
2.4. ... – наложение друг на друга когерентных волн с результирующим взаимным усилением или ослаблением.
2.5. ... (лат. radio – иcпускать лучи + actio –активность) – свойство ядер самопроизвольно распадаться.
2.6. ... – двигатель, в котором энергия пара, газа или движущейся воды преобразуется в механическую работу.

3. Вставьте в определения понятий необходимые характеристики, признаки (допишите пропущенное).

3.1. Постоянный ток – это такой ток, при котором за любые равные промежутки времени через поперечное сечение проводника проходит ... .
3.2. Длина волны – это расстояние между ... волны, находящимися в одинаковой фазе.
3.3. Фотон – ... , переносчик электромагнитного взаимодействия между заряженными частицами.
3.4. Альфа-частица – ... заряженная частица ... .
3.5. Массовое число – число ... в ядре.
3.6. Протон (греч. первый – первый) – ... заряженная стабильная элементарная частица, входящая в состав ... .
3.7. Первая модель (лат. modulus – мера, образец) атома – это результат моделирования, т.е. исследования строения атома в 1903 г. английским учёным ..., удостоенным в 1906 г. Нобелевской премии.
3.8. Цепная реакция – сложная реакция, при которой промежуточные активные частицы вызывают большое число последующих ... .

4. Напишите термин, который в переводе с родного языка будет однокоренным сo следующим:

4.1. С лат.: производить – ... .
4.2. С лат.: вращать – ... .
4.3. С лат.: между + несущий – ... .
4.4. С лат.: компонент ядра –... .
4.5. С греч.: квант света – ... .

5. Запишите к одному из приведённых понятий три вопроса, раскрывающих его содержание, а также его главные характеристики.

5.1. Радиоактивность.
5.2. Интерференция.

6. Дайте определение понятия (начиная с указания его родовой характеристики):

6.1. Дефект масс – это ... .
6.2. Напряжённость электрического поля – это ... .

Алгоритм анализа

Пример ответов и их анализа (9-й класс)

1.1. Прибор. (1 балл.)
1.2. Вид (форма) электромагнитного поля. (1 балл.)
1.3. Энергия, электромагнитные волны.(2 балла.)
1.4. Элементарная частица. (1 балл.)

2.1. Однородное магнитное (электрическое) поле. (1 балл.)
2.2. Индукция. (1 балл.)
2.3. Электромагнитное поле. (1 балл.)
2.4. Интерференция. (1 балл.)
2.5. Естественная радиоактивность. (1 балл.)
2.6. Турбина. (1 балл.)

3.1. ... одинаковое количество зарядов. (1 балл.)
3.2. ... двумя ближайшими точками (гармонической)... (1 балл.)
3.3. ... квант электромагнитного поля (1 балл.)
3.4. ... положительно ... ядро атома гелия. (2 балла.)
3.5. ... нуклонов... (1 балл.)
3.6. ... положительно ... всех атомных ядер. (2 балла.)
3.7. ... Дж.Дж.Томсоном... (1 балл.)
3.8. ... рождений таких же частиц. (1 балл.)

4.1. Генератор. (1 балл.)
4.2. Ротор. (1 балл.)
4.3. Интерференция. (1 балл.)
4.4. Нуклон. (1 балл.)
4.5. Фотон. (1 балл.)

Итоги конкурса