Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2005
Формирование логико-физического мышления

Тульский спецвыпуск №3

Е.И.Пачина,
школа № 23, п. Головеньки, Тульская обл.

Формирование логико-физического мышления

Развитие мышления – одна из важнейших проблем педагогической науки и практики обучения в образовательном учреждении. Для её реализации следует организовать рациональный учебный труд школьников и сформировать самостоятельность их мышления, как этого требует концепция модернизации российского образования.

Поскольку вся мыслительная деятельность человека связана с речевой, учащийся должен чётко выражать возникающую мысль и реализовывать её в общении. Значит, и формирование языка должно влиять на формирование мышления. В школе язык формируется постепенно, по мере изучения основ наук. Содержание и методы обучения каждого учебного предмета вносят специфику в язык учащихся. Специфика языка физики заключается, например, в широком использовании физических величин и их характеристик для формулировок законов и теорий, для описания и объяснения физических явлений. Физический термин – это слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определённого понятия науки, техники и др. В научной практике термины имеют то же значение, что и слова языка, с которым связана вся мыслительная деятельность человека. Физические термины – это точные названия, «имена» понятий, их свойств, явлений и процессов, физических величин. Облегчает работу словарик физических величин. Поэтому, начиная с 7-го класса, заставляю детей в конце рабочей тетради завести такой словарик, куда они дома заносят все физические величины, с которыми познакомились на уроке.

таблица

Вообще-то приёмов развития логического мышления на уроках физики множество. Это и задания для работы над смыслом физических понятий, приёмы применения дедуктивных умозаключений, задания на установление причинно-следственных связей, приёмы логической обработки результатов физических опытов и т.п. Физические диктанты и сочинения мои учащиеся пишут, начиная с 7-го класса. Например, после изучения темы «Сила трения. Виды сил трения» проводим конкурс на лучшее домашнее сочинение «Мир без трения». Приведу пример такого сочинения:

В мире без трения жизнь человека превращается в упорную погоню за расползающимися и разбегающимися вещами. При отсутствии трения даже самый малейший толчок будет вызывать безостановочное движение по инерции всех предметов.

Но сможет ли человек что-либо сделать? Если встать на пол, то как устоять на нём? Полы, тротуары, дороги станут более скользкими, чем самый гладкий лёд. Ходить по полу будет совершенно невозможно, и передвигаться люди смогут, пожалуй, только при помощи каких-то липких или клейких веществ, т.е. им придётся приклеивать себя к полу при каждом шаге, но это будет возможно лишь при условии, что с исчезновением трения и эти вещества не потеряют своей липкости.

Сразу же после исчезновения трения люди с ужасом убедятся, что платье на них расползается. Ведь швы держатся исключительно благодаря трению между нитками и тканью. Все пуговицы оторвутся, все узлы развяжутся, гвозди из ботинок выскочат, и ткани начнут расползаться, потому что волоконца в нитках тоже скреплены трением.

Все часы начнут ужасно спешить, т.к. в точке подвеса их маятника уже не будет действовать сила трения. Все тормоза перестанут действовать. Остановить трамвай, поезд, троллейбус или автобус окажется невозможным. Все они будут продолжать движение по инерции равномерно, прямолинейно и безостановочно до тех пор, пока не врежутся в какое-либо препятствие или не свалятся под откос на повороте!

Ураганы, возникшие где-либо на Земле, начнут безостановочное движение вокруг земного шара, сметая всё на своём пути! Громадные волны, поднятые бурями, сделают невозможным сообщение по морю.

Всё это может произойти при частичном исчезновении трения. Если же прекратят своё действие все виды трения, то земной шар превратится в клубок мельчайшей пыли, окутанный такой же пыльной атмосферой.

Трение мешает людям двигаться и двигать, но без трения мы совсем не могли бы передвигаться и существовать. Трение не только вредно, но и полезно. Трение совершенно необходимо и неизбежно. Оно порождено тем, что мир материален и каждый предмет может двигаться только во взаимодействии с другими предметами, а трение является неизбежным следствием этого взаимодействия.


Елена Ивановна Пачина

Елена Ивановна Пачина – учитель физики I квалификационной категории, педагогический стаж 10 лет. Имеет два высших образования: в 1986 г. окончила физический факультет ТГПИ им. Л.Н.Толстого, а в 1995 г. – библиотечный факультет МГУКа. Воспитывает дочь (сейчас ей 8 лет). Старается исследовать возникающие проблемы, обобщать наблюдения и внедрять в практику. Увлекается растениеводством.