Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2005
Поддерживать интерес к предмету

Поддерживать интерес к предмету

  Задача заинтересовать подростков всё чаще встаёт перед учителем. Я, например, составляю по методике Н.К.Винокуровой задания на анализ, синтез и обобщение, на сравнение и причинно-следственные связи, даю цифровые диктанты и организую игру «Зашифрованное слово». Приведу примеры.

1. Какое из четырёх слов лишнее: кулон, метр, ампер, секунда?

2. Укажите направление движения электронов и направление электрического тока. Нарисуйте в цепи амперметр.

3. Найдите общее между словами и продолжите ряд: 1 ч – 60 мин – ... ; 0,5 ч – ... – 1800 с.

4. Вставьте пропущенное: 1 кулон = ... • 1 с.

5. Установите соответствие между данными в столбцах:

1 мА

1 мкА         

1 кА

1 А

1 А

1000 А

0,000001 А

0,01 А

6. Впишите недостающие слова в определение: «Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 с, есть ... .............»; «Электрическим током называется движение .......... частиц».

7. Расположите в логической последовательности понятия: источник тока, свободные электроны, электрический ток, электрическое поле, проводник.

8. Сделайте вывод: если есть источник тока и свободные электроны находятся под воздействием электрического поля, то...

Игра «Закодированное слово»

1. Задание направлено на развитие слуховой памяти и внимания. Учитель читает ряды слов. Задача учащихся – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. Из этих букв должно получиться новое слово: молекула – атом – скорость – строение – анализ (масса).

2. Теперь задание выполняем «наоборот»: я пишу слово на доске, а учащиеся на каждую букву называют слово, связанное с физикой: плотность – путь, линейка, охлаждение, теория, неон, отталкивание, сознание, тело, тонна, ь.

Е.П.Никитинская,
спецшкола № 7 для детей с девиантным поведением, г. Москва

Учителем физики в сельской школе я работаю 18 лет. Приходится много выдумывать: рассказать подходящий случай из повседневной жизни, процитировать отрывок из любимой сказки, песенки, продемонстрировать занимательный физический опыт-фокус, дать домашнее задание – изготовить простейший (но работающий) физический прибор, написать стишок и т.п. Приведу свои придумки.

7-й класс. Тема «Скорость. Путь. Время». Читаю из «Конька-Горбунка» П.П.Ершова:

Ну-с, так едет наш Иван//За кольцом за окиян.//Горбунок летит, как ветер,//И в почин на первый вечер//Вёрст сто тысяч отмахал.

С какой скоростью скакал Горбунок?

7-й класс. Тема «Закон Паскаля». Показываю модель Дондерса (нужны пластмассовая бутылка, два резиновых шарика, медная проволока, прозрачная липкая лента). Отрезаю верхнюю часть бутылки, чтобы получилась воронка с перехватом, вставляю в горловину внутрь воронки шарик, вывёртываю наизнанку его клапан и натягиваю его на горлышко бутылки с внешней стороны. Скручиваю из медной проволоки спираль и вставляю её в горловину так, чтобы резинка клапана была прижата изнутри к стенкам горловины. Это нужно для того, чтобы воздух мог беспрепятственно входить и выходить из шарика. Второй шарик натягиваю на дно воронки. Для этого его надо надуть и срезать клапан. Если модель сделана герметично, то при оттягивании резинового дна внутренний шарик раздувается, при вдавливании – спадает. Для герметичности края резинового клапана и резинового дна с наружной стороны укрепляю липкой лентой.

8-й класс. Тема «Электростатика»

1. Покупатели универмага «Детский мир» пожаловались милиционеру на женщину в синтетической шубке, которая, по словам пострадавших, колола их хитро спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой иголки нет. Что же послужило причиной уколов?

2. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолётов. Он представлял собой облегчённую конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки агрегат и самолёт взорвались, погибли люди. Что же было причиной?

9-й класс. Тема «Закон всемирного тяготения»

Мог ли барон Мюнхгаузен вытащить себя из болота за волосы? Мог ли он совершить полёт на Луну?

Тема «Равнодействующая всех сил». Читаю басню И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Спрашиваю: так ли будет на самом деле, как написано в басне? «…Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», а «воз и ныне там»? Равна ли нулю равнодействующая всех приложенных к возу сил? Рисуем на доске схему сложения сил. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает усилиям Рака и Щуки, даже помогает: его тяга направлена против силы тяжести, она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга Рака и тяга Щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.

И.П.Злобина,
с. Верхняя Серебрянка, Белгородская обл.