Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2005
Просвещённая Россия

А.М.Кондаков,
издательство «Просвещение», г. Москва

Просвещённая Россия

Многие говорят сегодня о серьёзном идеологическом кризисе, который переживает российское государство. Многие – в поисках «национальной идеи». Опыт последних пятнадцати лет показал: живую систему национальных ценностей не подменить чем-то вымученным, навязанным извне. И никакая «оранжевая революция», никакой «экспорт демократии» не сможет вернуть нашему обществу столь необходимой ему сегодня идеологической внятности. Основой такой внятности могут стать ценности, которые живут на российской почве веками. Ценности, которые консолидируют народ и мобилизуют власть, которые черпают энергию в памяти о прошлом и устремлены в будущее. И в первую очередь это – образовательные ценности.

Сегодня как никогда очевидно, что образование – не только необходимое условие экономического роста страны, не только инструмент информационной революции, и даже не только ресурс развития личности, общества и государства. Века российской истории учат, что именно в нём заложена мощнейшая энергетика становления и развития национальной культуры, национальной души.

Все грандиозные успехи народов России, которыми ознаменован минувший век, – это успехи просвещённой страны. К сожалению, непоследовательное, безграмотное, необразованное реформаторство на рубеже веков оказалось не способно понять, что любой успех реформ в России невозможен в отрыве от образования, тем более при его ослаблении, а тем более – разрушении.

А ведь образование – это удивительно консервативная, инерционная среда. В течение всего XX в. страну сотрясали социально-политические катаклизмы (революции, репрессии, войны), но система образования развивалась – медленно, поступательно, умудряясь сохранять системность, научность и фундаментальность. И несмотря на все идеологические несуразицы, советская школа сохранила и приумножила лучшие традиции школы российской. Идеологическая же составляющая, кроме очевидных минусов, обеспечила и мощную нацеленность школы на формирование всесторонне развитой личности с чрезвычайно высоким уровнем мотивации.

Можно смело утверждать, что одной из главных причин кризиса советской системы стала её неспособность соответствовать заданной советской школой высокой планке ценностных требований: именно образовательные ценности, с творческим подходом, педагогическим опытом и гуманитарными инициативами учителей-новаторов, породили в 80-х гг. чрезмерный радикализм в борьбе за перестройку системы образования. Реформаторы, начиная с Э.Днепрова, провозгласили ведущим фактором развития образования инновации как таковые, сами по себе. Это не могло не нанести удар по сути системы образования, системы предельно инерционной, консервативной, связанной с массовым сознанием, которое не поддаётся бюрократическому регулированию.

Непрерывное реформирование системы управления образованием, перешедшее в начале 2000-х гг. в стадию «модернизации», породило непрерывную смену установок, череду экспериментов, зачастую неоправданных. И в результате затормозило, если не обратило вспять, живое развитие российского образования, угрожая качеству и содержанию, что прямо вело к его краху в соревновании с образовательными системами других стран – тех, кто ещё недавно не подвергал сомнению лидерство России в этой сфере. Мы очень долго прикрывали бездумную образовательную политику разговорами о том, что наше образование – лучшее в мире. И в результате за 90-е гг. скатились по качеству «человеческого капитала» с 4-го на 56-е место в мире!

Просвещение без расстояний. Замечательный русский артист Алексей Баталов, отвечая на вопрос о роли учебников в его жизни, дал совершенно неожиданный ответ: учебники для него – это единство страны. Молодость артиста, как и многих миллионов его современников, пришлась на тяжёлые годы великих потрясений. Переезжая из города в город, из Москвы в эвакуацию и обратно, он прошёл через десятки самых разных школ, в которых учились разные дети и преподавали разные учителя. Но учились и учили по одним и тем же учпедгизовским учебникам. А сегодня «Просвещение» (такое название главное педагогическое издательство страны получило в 1964 г.) связывает воедино обширные российские пространства. И это – важная роль, великая ответственность. Протяжённость России с запада на восток — 9 тыс. км, с севера на юг — 4 тыс. км. Самую западную точку от самой восточной отделяют 11 часовых поясов. Из некоторых регионов добраться в столицу можно только на самолёте. Вот и получается, что из-за неподъёмных цен на билеты большинство жителей дальних регионов – нормальных, полноправных граждан России – оказались сегодня в физической изоляции. И это не просто географический разрыв. И даже не просто социальный. Это угроза глобального распада единой российской нации. Получается, что жителям разных регионов страны невозможно получить доступ к учёбе в лучших вузах страны, а значит, повысить свой социальный статус, профессиональный уровень. И никакие проекты введения ЕГЭ не могли бы помочь (тем более что многие московские вузы не горят желанием видеть у себя егэшников-ломоносовых), если бы не сохранившиеся с советских времен механизмы связности России, один из которых – единое пространство учебной литературы.

Можно утверждать, что учебник — более мощный объединяющий фактор, чем общие законы (культура исполнения законов в России известна), и даже чем общероссийское телевидение. Учебник – в условиях катастрофического разрушения навыков чтения (по данным Центра Левады, в настоящее время свыше трети граждан России вообще не читают книг) – единственный информационный ресурс, который может соперничать с телевидением по объёму воздействия на подрастающее поколение. Любой школьник просто обязан читать учебную литературу. И, поскольку телевидение практически вывело себя за рамки пропаганды культурных и просветительских ценностей, учебник становится единственным источником знаний, цивилизационных навыков и позитивных ценностей.

Особенно важна роль учебников сегодня, когда так и не решена до конца проблема восстановления и улучшения статуса учителя. На протяжении последних 10–15 лет именно учитель являлся гарантом сохранения лучших традиций российского образования. Но сегодня старшее поколение учителей постепенно уходит, и только 20% выпускников педвузов реально идут работать в школу. В этой ситуации учебник фактически задаёт тот самый образовательный стандарт, который вот уже много лет пытаются сформировать, сочиняя программы и инструкции.

Современное общество развивается очень бурно, и учебники должны поспевать за этими процессами. Объём информации удваивается каждые десять лет, но через десять лет он будет удваиваться уже каждые семьдесят дней. Чтобы за лавиной знаний могли поспевать учителя и школьники во всех регионах России, по инициативе издательства «Просвещение» создан образовательный портал www.school.edu.ru; www.prosv.ru, где можно найти всё – от приказов из Минобрнауки до электронных развивающих игр. Через интернет можно работать и с мультимедийными учебниками издательства, которые также помогают справиться с «географическим неравенством».

Самая естественная монополия. Последние годы стали для России временем медленного, неуверенного, но всё-таки преодоления общенационального стресса. Что помогло этому? Это и долготерпение народа, и улучшение политической ситуации, и энергия тех людей, кто по всей стране, в своих регионах, не ждал манны небесной и работал на процветание России и будущих поколений. Но есть один сюжет, о котором хочется сказать особо.

В тяжёлые времена, когда старая идеология рушилась, а большинство общественных ценностей подвергались серьёзному пересмотру, когда кумиры свергались с пьедесталов, а главным врагом была объявлена государственная монополия (на власть, идеологию, управление экономикой), опорой оставалось чувство принадлежности к общей истории, к общей Родине, к общим ценностям. Удивительным образом на самых разных направлениях жизни возникали «зоны стабильности и возрождения», которые многим ревнителям «демонополизации» представлялись заповедниками советского прошлого. В экономике это были крупнейшие госпредприятия, так называемые естественные монополии – «Газпром», РКК «Энергия», РАО «Российские железные дороги» и многие другие, вынужденные нести на себе бремя социальных проблем, выплачивать налоги, кормить и госчиновников, и бюджетников – врачей и учителей. Хотя требования рынка в равной степени важны для Миллера, Якунина или Чубайса, они обеспечили сохранение участков единого пространства с приоритетом национальных интересов страны. Участков, ставших зародышами кристаллизации обновленного национального единства страны, «точками сборки» новой России, ресурсом сохранения российского суверенитета.

Сфера производства интеллектуальных ценностей демонополизировалась наиболее радикально. Единая государственная идеология была обоснованно объявлена одной из главных причин исторического поражения СССР. Вместе с тем и в этой сфере удалось сохранить «естественные монополии». Одна из них – госиздательство «Просвещение», единственное сумевшее пережить «смутное время» и по-прежнему остающееся в полной собственности государства, одна из самых успешных коммерческих структур на рынке книгоиздания. До начала 1990-х гг. это издательство было единственным издательством, выпускающим учебную, методическую и справочную литературу для школ. И по сей день оно остаётся ведущим в этой области, выпуская 45% всей учебной литературы, конкурируя с другими 43 российскими издательствами в России (в т.ч. «Дрофой», «АСТом» и др.).

Традиции и инновации. Двадцать с небольшим лет назад кнопок настройки на большинстве бытовых радиоприёмниках было всего три – столько же, сколько и программ. А телевизоры легко справлялись с выбором канала с помощью ручек, причём картинка появлялась на экране не более чем в половине из двенадцати возможных положений переключателя. На смену трём ключевым каналам пришли десятки, на любой из которых можно почти мгновенно переключиться, в том числе и с помощью сотового телефона, а пользователям спутникового и кабельного телевидения доступны сотни программ. Объём информации увеличился в сотни раз!

Передача подрастающему поколению механической суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Главными факторами для построения социальной карьеры и развития общества в целом становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Развитие навыков грамотного использования информации становится одной из первостепенных задач школьного образования. Новые подходы к образованию должны быть заложены в первую очередь в учебнике.

Новым направлением становится подготовка мультимедийных приложений к учебникам. При их подготовке основной упор «Просвещение» делает на разработку учебно-методического сопровождения, хрестоматий, справочников и других дополнительных материалов в электронном (в том числе интернет) формате. Масштабная цель: сделать новую информационно-образовательную среду столь же привычной, удобной, «заточенной» под нужды учителя, какой была традиционная информационно-образовательная среда минувших десятилетий, которую формировали учебники, школьные библиотеки, специализированные журналы, наглядные пособия и т.д. Между тем сегодня на рынке электронных учебников много учебных продуктов, созданных коллективами не педагогов, а «технарей», которые при высоком техническом качестве имеют недостаточную образовательную ценность. А это требует значительных учительских усилий для вовлечения электронного материала в процесс обучения. Вот и получается, что инновации без гарантий качества, обеспеченного традициями учебного книгоиздания, могут оказаться мнимыми, неполезными для дела.

Наверное, именно поэтому количество педагогов, умеющих, а главное, желающих эффективно использовать в своей работе информационные технологии, растёт гораздо медленнее, чем количество компьютеров в школах.

Учебник для гражданина. Отсутствие внятной политики в сфере воспитания молодёжи – одна из наиболее важных причин комплексного социально-психологического кризиса в развитии страны, угроза для её стабильного настоящего и успешного будущего. Привить подрастающему поколению позитивную систему ценностей, сплотить нацию может только единая система, в которую входят и общая атмосфера в стране, и господствующие моральные принципы, и состояние культуры и искусства, и, разумеется, СМИ. Но в центре всего, конечно, школа. Потому что именно в школе формируется личность. Можно сказать, именно школа становится катализатором будущего нации.

России повезло. Трудный, во многом кризисный переходный период, затронувший систему образования глубоко и серьёзно, не разрушил её, не поколебал основополагающих, базовых принципов. Несмотря ни на что, не упал престиж учительской профессии. К счастью, не покидавшее все последние годы ощущение сильного кадрового голода начало постепенно уходить. Растёт конкурс в педагогические вузы, увеличивается поток молодых специалистов, желающих поработать в школах и приходящих на смену прежнему поколению учителей. К сожалению, у государства и общества пока не хватает ресурсов для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности педагогического сообщества, обеспечить достойный уровень жизни учителей. Большие вопросы вызывают и многочисленные новации, предлагаемые в рамках модернизации образования, – не все они в полной мере восприняты учителями, школьниками и их родителями.

Однако, по всей видимости, есть факторы, которые обеспечивают не только выживание, но и возрождение российского образования, которые являются ресурсом экономического роста страны, ресурсом национального прогресса. Важнейший из них – мощная традиция качества образования, одним из проявлений которой является эффективное развитие рынка учебной литературы.

Учебники – это запечатлённая в книгах связующая скрепа системы образования, «предание», сохраняющее в неприкосновенности непреходящие достижения замечательных российских педагогов. А главное, учебники – это гораздо более действенный, чем любые пропагандистские телепередачи, инструмент формирования гражданина, человека, любящего свою страну и умеющего жить в ней. Вот почему ответ на вопрос о новых книгах, по которым должны учиться современные школьники, выходит далеко за рамки книжного бизнеса и даже образовательной политики. В том числе и потому, что в условиях информационной революции учебники прошлого, при всех их достоинствах, становятся все более оторванными от реальной жизни.

Выбор учебника в конечном итоге всегда остаётся за учителем, причём подбор подходящего учебного пособия становится делом все более трудоёмким (учебный материал выпускают 43 издательства). При этом большинство издателей занимаются выпуском учебной литературы всего несколько лет и находятся на самом начальном этапе накопления как базы знаний, так и опыта работы с авторами и преподавателями. Вот и получается, что объективные потребности в быстрой подготовке новых учебников подчас ведут к тому, что они попадают на учительский стол практически из рук автора и далеко не всегда соответствуют ожиданиям и требованиям педагогов.

Покушение на будущее. Казалось бы, школьные учебники – это детство, школа, приятный запах свежеизданной книги, в общем, что-то очень хорошее и доброе. Можно подумать, что процесс изготовления и распространения школьных учебников – самый безобидный и благонамеренный бизнес. К сожалению, это не совсем так. Дело в том, что издание учебников – это и довольно прибыльный бизнес: у учебников существует аудитория, не зависящая от конъюнктуры, а главное обязанная их приобретать. Именно поэтому ежегодный объём российского рынка школьных учебников превышает 250 млн долларов. Именно поэтому государство и образовательное сообщество так внимательно следят за качеством учебной продукции, за её соответствием образовательным стандартам, санитарным нормам. Именно поэтому каждый учебник – результат долгого и кропотливого труда авторов, редакторов, корректоров, типографов, это очень серьёзные вложения творчества, труда и денег.

А если не вкладывать? Ни денег, ни труда? Что тогда? Очевидно, что тогда можно деньги из учебников попросту вынимать. Именно поэтому пиратство – незаконное издание и продажа – так распространены на российском рынке учебной литературы. По мнению экспертов, около 10% продаваемых в России учебников – фальшивые. А значит, десятки миллионов долларов вращаются на чёрном рынке учебной литературы, и с них ни авторы учебников не получают гонорар, ни издательство, инвестировавшее в создание нового учебника, – прибыль, ни государство – налоги.

Существуют ли способы защитить детей от пиратских атак? Управления образования, закупая централизованно учебную литературу для школ, работают напрямую с издательствами и с пиратами не связываются. Если бы это всегда было так, возможности пиратов были бы значительно ограничены. Однако задача снабжения школ учебниками возложена на региональные бюджеты, а те в большинстве случаев с этой задачей не справляются. На уровне каждого региона разработаны программы обеспечения учебной литературой. Суть их, как правило, одинакова: на средства регионального и муниципального бюджетов обеспечиваются в основном социально незащищённые категории учащихся. Но даже в таком урезанном виде программы эти зачастую не выполняются. По статистике, в региональных бюджетах заложены расходы на закупку примерно 40% учебников от реальной потребности. Однако выполняются эти планы на 20%. За исключением Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких регионов-доноров критическая ситуация с закупкой учебников сложилась практически повсеместно.

Таким образом, обязанность закупать учебники ложится в основном на родителей, а те рискуют нарваться на «палёную», фальшивую книжку. Так непродуманность или неэффективность государственной политики в области обеспечения детей бесплатными учебниками (между прочим, в 80-е гг. соответствующая программа в СССР была полностью выполнена) играет на руку пиратам, разрушающим здоровье детей и экономическую базу деятельности честных издателей учебников.

Помимо пиратства откровенного, уголовно наказуемого (хотя и не наказываемого), формируется и своего рода «каперство» – вроде бы всё в порядке а если присмотреться, то вот он, «весёлый Роджер». Это попытки выбрасывать на прилавки, особенно в регионах, неапробированные учебники, не соответствующие ни требованиям современной науки, ни методическим стандартам педагогики. Они становятся покушением уже не только на состояние зрения наших детей, но и на уровень их готовности к самостоятельной жизни. Государство в лице Минобрнауки в последнее время приняло меры к тому, чтобы обеспечить серьёзный уровень экспертизы учебников. В процесс вовлечены Российская академия наук и Российская академия образования. Некоторые издательства, например «Просвещение», по собственной инициативе создают систему совместной с РАН и РАО подготовки комплектов учебников. Однако дело подобной экспертизы трудоёмкое, длительное, а тем временем потоки «палёных» и «самопальных» учебников забрасываются в оборот, ставя под угрозу физическое здоровье и профессиональную состоятельность будущих выпускников.

Именно поэтому «Просвещение» совместно с Российской академией наук и Российской академией образования приступает к реализации проекта «Академический школьный учебник». Суть его – сочетание уникальных технологий производства учебников ведущего издательства страны с самыми высокими требованиями лучших экспертов к содержанию и научному уровню образования, а также к качеству преподавания, к эффективности и доступности педагогических методик. Ожидаемые результаты проекта – то качество, которое со всей полнотой ответственности можно будет назвать «академическим качеством», и доступность этого «академического качества» для школьников всей России, всех её городов и сёл.


Александр Михайлович Кондаков

Александр Михайлович Кондаков – генеральный директор издательства «Просвещение»