Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2006
Первоначальные сведения о магнетизме

Методическая страница

Н.Н.КУЗНЕЦОВА,
школа № 1209 СВАО, г. Москва
sch750@yandex.ru

Первоначальные сведения о магнетизме

План-конспект открытого урока по физике. 8-й класс

Для того, кто не знает, всё возможно.

Христофор Виланд

Образовательные цели урока: проследить историю развития взглядов на природу магнетизма; познакомиться со свойствами естественных и искусственных магнитов; ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля; научиться получать спектры магнитных полей; познакомиться со свойствами магнитного поля Земли, научиться находить на карте расположение южного и северного магнитных полюсов; выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.

Демонстрационное оборудование: набор постоянных магнитов, компас, магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки, органическое стекло, физическая карта полушарий, глобус.

Ход урока

1. Организация начала урока (1–2 мин)

2. Подготовка к активной учебно-педагогической деятельности. Актуализация опорных знаний. Целеполагание (5 мин)

Учащимся предлагается в течение минуты нарисовать на чистом листе ассоциативную картинку к слову «магнит». Отобранные рисунки вывешиваются на левое крыло доски, под вопрос «Что мы уже знаем?». Далее учащимся предлагается по ходу урока отмечать, поднимая руки, новые для себя знания ключевым словом «Эврика!» и выносить их на правую сторону доски, под вопрос «Что мы узнали?».

3. Изучение нового материала (15–18 мин)

Демонстрация опытов, работа с текстом, записи в тетрадях.

Старинные легенды. Пастух по имени Магнус как-то обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть камнем Магнуса, или просто магнитом. Но известно и другое предание, гласящее, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду, – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал греческий философ и физик Фалес в VI в. до н.э. Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.

Демонстрация. Посмотрите и подержите в руках магнитный железняк (из коллекции минералов). Его залежи встречаются и на территории нашей страны. Покажите на физической карте Урал, Курскую область, Карелию.

Фронтальная беседа. У вас в руках магнит. Что можно с ним сделать?

И человек теряет свой покой,

Когда один вопрос спешит сменить другой

В его уставшей от науки голове.

В бессилии он отдаёт судьбе

Вершить свой суд и истину понять,

И занавес над тайной приподнять,

Чтоб плод открытья уронить к ногам

И послужить и людям, и богам.

Изобретение компаса. Три века люди знали магнит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребовалось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и астрономии, пришло время компаса. Компас был изобретён в Китае в III в. до н.э. Он претерпел много внешних изменений, но принцип действия не изменился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север–юг. Это свойство намагниченной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрелка притягивается к Полярной звезде.

Искусственный магнит. Было замечено, что, если к железному предмету поднести магнит, то предмет сам становится магнитом.

Фронтальный эксперимент. Получите искусственный магнит из стальной иглы и, используя пробку и сосуд с водой, изготовьте компас.

Понятие полюса. Конец магнитной стрелки стали называть полюсом: показывающий на север – северным, на юг – южным.

Фронтальный эксперимент. Используя два подковообразных магнита, исследуйте силу притяжения полюсов магнитов, их взаимодействие. Заметьте, что в средней части магнита магнитные свойства практически отсутствуют, что одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые – притягиваются.

Фронтальный эксперимент. Используя искусственный магнит, сориентируйте стрелку компаса в направлении восток–запад, а затем уберите магнит. Стрелка вернётся в прежнее положение, потому что на неё действует другой магнит – Земля. Объясните действие компаса: почему магнитная стрелка показывает в одном направлении? почему северный полюс магнита показывает в направлении Северного географического полюса? как расположены магнитные полюсы Земли относительно географических полюсов?

Земной шар – большой магнит. Этот факт установил английский врач Гильберт, лишь в 1600 г. обобщив следующие факты: китайцы заметили, что стрелка компаса показывает не точно на юг; во время плавания к берегам Америки Христофор Колумб записал, что каждый день положение стрелки компаса изменялось, приходилось вносить поправку, чтобы определить точное направление на север. Гильберт сделал единственно возможный вывод: географические и магнитные полюсы Земли не совпадают. (Показать на карте современное положение южного и северного магнитных полюсов, используя данные из учебника на с. 106.)

Магнитное поле. Взаимодействие магнитов происходит посредством магнитных полей.

Фронтальный эксперимент. Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосового и подковообразного магнитов. Результаты эксперимента зарисуйте в тетрадях.

Работа с учебником. Найдите определение магнитных силовых линий и их направления (§ 9.2).

Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на жизнедеятельность живых организмов (привести примеры).

4. Первичная проверка усвоения знаний (5 мин)

Силовые линии магнитного поля Земли. Желающий ученик чертит на доске силовые линии магнитного поля Земли. Учащиеся получают в закрытых конвертах магниты. Их задача: используя другой магнит, определить полюсы магнита, спрятанного в конверте, и произвести проверку методом взаимного контроля.

5. Подведение итогов урока (3 мин)

Фронтальная беседа. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она. (Выставление оценок за урок.)

6. Пояснение домашнего задания (2 мин)

Учебник: А.Е.Гуревич. Физика-8. – М.: Дрофа, 1999, § 9.1, 9.2, упр. № 3, 5.

Наталья Николаевна КузнецоваНаталья Николаевна Кузнецова – учитель физики. Её педагогическая концепция заключается в следующем: быть учителем – не только создавать образовательное пространство и участвовать в образовательном процессе, но и жить жизнью детей, переживать их неудачи, радоваться их победам; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, чтобы он мог поверить в свои силы; быть толерантным – уметь принимать и понимать любого человека вне зависимости от цвета кожи, расовой и национальной принадлежности и религиозных убеждений; учить добру, терпению и мудрости; помнить, что каждый ребёнок – это целый мир, достаточно хрупкий, и задача учителя – не разрушить его.

.  .