Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2006
Новости. История

Удивительное открытие

Ещё «отец медицины» Гиппократ успешно лечил некоторые болезни, посылая больных в горы. В наше время повышение потолка самолётов, полёты в космос, активные занятия альпинизмом стимулировали работы медиков по изучению гипоксии (недостатка кислорода). Эти работы оказались на стыке медицины, физики газов и ядерной физики. В 1967 г. Р.Б.Стрелков (впоследствии профессор кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии 2-го Московского мединститута им. Н.И.Пирогова) начал искать простые и доступные в полевых или производственных условиях средства, защищающие от вредного воздействия радиации. Химические соединения защищали плохо, а те, что давали эффект, были токсичны.

В 1909 г. немецкими учёными был открыт так называемый «кислородный эффект»: если животное находится в атмосфере, обеднённой кислородом, то его устойчивость к ионизирующему излучению повышается. Для создания этого эффекта зверьков помещали в барокамеру.

Но как защититься от радиации в реальных условиях? Стрелков поставил большую серию опытов с гипоксическими смесями (кислород + азот), содержащими кислорода меньше, чем в атмосферном воздухе. Оказалось, что прекрасные результаты даёт дыхание через защитную маску от скафандра лётчика.

Смесь подавалась из небольших баллонов, которые легко одевались на спину. Сначала опыты проводились на крысах, собаках и обезьянах. К примеру, при облучении обезьян смертельной дозой радиации из 11 незащищённых животных выжило одно, а из 11, подвергшихся гипоксии, – 7.

В лучших традициях медицины Р.Б.Стрелков стал подопытным кроликом. Он облучил безо всякой защиты участок кожи на бедре. «Прелести» не заставили ждать – ожог, воспаление и т.д. Через несколько дней ту же дозу облучения он дал на соседний участок кожи, но дышал во время всего опыта гипоксической смесью. Реакции практически никакой, а первый участок заживал долго и трудно. Пришёл успех, но надо было выявить оптимальные параметры газовой смеси. Исследования Стрелкова и других учёных показали, что наилучшие результаты даёт вдыхание пациентом во время облучения газовой смеси с 10% кислорода. Если его будет меньше, пациент может упасть в обморок, больше – пропадает лечебный эффект. Об этом способе защиты от ионизирующих излучений впервые было сообщено в 1972 г. на Международном биофизическом конгрессе в Москве.

Метод с успехом начали применять в Московском рентгенорадиологическом институте, в Московской городской больнице № 40, Свердловском мединституте, Всесоюзном онкологическом центре АМН СССР, НИИ медицинской радиологии АМН СССР и во многих других. Достигнуты были замечательные успехи в лечении болезней.

Достоин сожаления тот факт, что это изобретение не было широко использовано при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Портативные аппараты для гипоксии могли спасти жизнь и здоровье сотен людей.

Изобретатель и рационализатор, 1985, № 5.

В.А.ХАМИТОВ,