Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2006
Природа тел Солнечной системы

Портфолио

И.И.ЖАЛЫБИНА,
школа № 493 ЮВАО, г. Москва
irina1201@list.ru

Природа тел Солнечной системы

Проект: АСТРОНОМИЯ + ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + ЭКОЛОГИЯ + ИНФОРМАТИКА, 5 ч. 11-й класс

Цель проекта: выявить особенности планет земной группы, планет-гигантов и малых тел; выявить важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства; познакомиться с основами представлений о происхождении Солнечной системы.

Проект выполняется шестью группами по темам: «Земля – планета Солнечной системы», «Особенности планет земной группы», «Особенности планет- гигантов», «Важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства», «Основы современных представлений о происхождении Солнечной системы», «Малые тела Солнечной системы».

Результаты: видеоматериалы, фотоальбом планет земной группы, планет-гигантов, спутников планет, малых тел Солнечной системы; подборка информационных материалов по заданной теме (сборник рефератов); модели и макеты Солнечной системы; таблица по определению наилучшей видимости планет на заданный момент времени.

1-й этап. Разработка проектного задания (1-й ч)

Задачи: определение темы, уточнение целей, акцентирование актуальности проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Учащиеся: распределение по рабочим группам, уточнение информации, обсуждение задания, формирование задач и способов взаимодействия, выбор и обоснование своих критериев успеха.

1-я группа. Земля – планета Солнечной системы. Основные геофизические характеристики Земли: размер, плотность, температура, вращение; внутреннее строение; строение атмосферы; химический состав; магнитное поле.

• Представление о Земле в древности. Глобус, карта – условное изображение поверхности.

• Луна – естественный спутник Земли: система Земля – Луна; фазы Луны; удалённость; физические условия; рельеф; условия наступления лунных затмений.

2-я группа. Особенности планет земной группы (Меркурий, Венера, Марс): размер, масса, плотность, колебания температуры, удалённость, период; состав атмосферы; наличие магнитного поля; отличительные особенности; наличие спутников; история открытия; спутники планет; условия наилучшего наблюдения планет.

3-я группа. Особенности планет-гигантов: размер, масса, плотность, колебания температуры, удалённость, период; состав атмосферы; наличие магнитного поля; отличительные особенности; наличие спутников; наличие колец; история открытия; условия наилучшего наблюдения планет.

4-я группа. Важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства: достижения в освоении космического пространства Земли, Луны; значения космических исследований; космические экспедиции (отечественные и зарубежные); полёты к планетам-гигантам.

5-я группа. Основы современных представлений о происхождении Солнечной системы: строение Солнечной системы; геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; развитие представлений о происхождении, эволюции Солнечной системы.

6-я группа. Малые тела Солнечной системы: астероиды, болиды, метеориты; кометы, их открытие и движение; физическая природа комет; метеоры и метеоритные породы.

2-й этап. Разработка проекта (2–3-й ч)

Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение вариантов, выбор оптимального, уточнение планов деятельности, выполнение проектного задания.

Учащиеся: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение оформления, представление в группе.

3-й этап. Оценка результатов (3-й ч)

Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

Учащиеся: коллективный самоанализ и самооценка.

Учитель: наблюдение и корректировка анализа.

4-й этап. Защита проекта. Рефлексия (4–5-й ч)

Задачи: подготовка сообщений, видеоматериалов, фотоальбомов, схем. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

Учащиеся: защита проектов, коллективная оценка результатов.

Учитель: участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

.  .