Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2006

МАРТ  2006

3 марта. 100 лет со дня рождения советского астронома Евгения Леонидовича Кринова. Основные научные работы посвящены исследованию метеоритов, их морфологических свойств и структуры, условий их падения на Землю. Изучал спектральные отражательные способности горных пород, различных минералов и метеоритов, разработал их спектрофотометрическую и морфологическую классификации. Предложил новый, морфологический метод изучения падений метеоритов на Землю. Составил каталог и атлас спектральных коэффициентов яркости, используемых при обработке аэрофотоснимков и при сравнении земных горных пород с астероидами. Руководил многими экспедициями по изучению мест падений метеоритов, в том числе Сихотэ-Алиньского железного метеоритного дождя, выпавшего 12 февраля 1947 г. В его честь открытый в 1966 г. в метеоритах минерал был назван криновитом.

4 марта. 100 лет со дня рождения советского астронома Евгения Яковлевича Перепёлкина. Основные научные работы посвящены солнечной физике – исследованию вращения Солнца, определению высоты флоккулов, изучению природы протуберанцев и структуры хромосферы. Предложил новый индекс далёкой УФ-радиации Солнца, ответственной за ионизацию верхних слоёв атмосферы Земли; выполнил большое количество наблюдений с целью получения длинных рядов этого индекса. Положил начало систематическим исследованиям Солнца в СССР. Принимал участие в создании первых в стране солнечных приборов, в частности, двойного спектрогелиографа и большого солнечного телескопа. Занимался также изучением переменных звёзд, метеорных потоков, Марса (во время Великого противостояния 1924 г.). В 1937 г. был репрессирован и расстрелян 13 января 1938 г. Посмертно реабилитирован.

4 марта. 125 лет со дня рождения американского физика Ричарда Чейса Толмена. Занимался вопросами, относящимися к статистической механике, релятивистской термодинамике, теории относительности, квантовой теории, космологии и электрическим разрядам в газах. Вместе с Т.Стюартом обнаружил (1916) инерцию электронов в металлах (эффект Толмена–Стюарта). Впервые применил (1928) общую теорию относительности к термодинамике. Разработал релятивистскую теорию термодинамического равновесия и использовал некоторые следствия этой теории в космологических проблемах. Является одним из основоположников релятивистской термодинамики.

7 марта. 100 лет со дня рождения советского астронома Надежды Николаевны Сытинской. Её основные научные работы посвящены исследованию планет и метеоров. На основании наблюдений метеорного дождя Драконид (1933, 1946) получила оценки плотности и определила структуру роя. Разработала (1930–1940) методику фотографической фотометрии метеоров на основе наблюдений из двух пунктов, создала метод оценки масс метеоров. Дала оценку оптических параметров атмосферы Марса и атмосферного давления на поверхности планеты, впоследствии подтверждённых наблюдениями с автоматических межпланетных станций. Ввела (1946) понятие фактор гладкости, определяющий степень шероховатости поверхности планеты, исследовала визуальную отражательную способность различных лунных объектов, сравнив их с земными породами и метеоритами. Изучив вопрос о влиянии ударов и взрывов метеоритов на структуру лунной поверхности, сформулировала «метеоритно-шлаковую» теорию строения наружного покрова Луны, объяснив образование реголита дроблением, частичным расплавлением и спеканием лунных пород. Впоследствии именно эта теория была подтверждена при посадке на лунную поверхность автоматических и пилотируемых космических аппаратов.

8 марта. 140 лет со дня рождения русского физика-экспериментатора Петра Николаевича Лебедева. Родился в Москве, учился в Московском техническом училище, где начал физические исследования. Окончил Страсбургский университет (1891). С 1892 г. работал в Московском университете. В 1911 г. в знак протеста против реакционных действий царского министра просвещения Л.Кассо оставил университет вместе со многими прогрессивными преподавателями и на частные средства создал новую физическую лабораторию при городском университете имени А.Л.Шанявского. Известен как блестящий экспериментатор-виртуоз, автор исследований, выполненных скромными средствами на грани технических возможностей того времени, но поражающих глубокой интуицией. Впервые создал (1895) комплекс устройств для генерирования и приёма миллиметровых электромагнитных волн длиной волны 6 и 4 мм, установил их отражение, двойное преломление, интерференцию и др. Экспериментально доказал давление света на твёрдые тела (1899) и на газы (1907), что явилось прямым подтверждением электромагнитной теории света. Осуществил также оригинальные эксперименты по магнетизму вращающихся тел, выдвинул глубокие идеи относительно природы межмолекулярных сил и происхождения хвостов комет, занимался вопросами акустики. Создал первую в России физическую школу (П.П.Лазарев, С.И.Вавилов, Н.Н.Андреев, В.К.Аркадьев, А.С.Предводителев, Т.П.Кравец, В.Д.Зернов, В.И.Романов, А.Б.Млодзеевский и др.).

8 марта. 75 лет со дня рождения английского физика-теоретика Роджера Пенроуза. Основные работы в области общей теории относительности и теории гравитации. Исследовал глобальную структуру пространства-времени, свойства причинных связей между точками пространства-времени, уравнения полей с нулевой энергией покоя. Развил (1964–1965) аппарат математических методов для изучения асимптотических свойств пространства-времени вблизи «бесконечности», введя понятие конформного преобразования пространства-времени. Дал строгие определения нескольких типов «бесконечности». Сформулировал (1964–1973) ряд теорем о наличии сингулярностей (от лат. singularis отдельный, особый) – состояний нашей Вселенной в определённые моменты времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кривизна пространства-времени были очень велики, порядка 10114 эрг/см3 и 10131 см–4 соответственно, – физическая сингулярность, или даже бесконечны – математическая сингулярность. Это состояние вместе с последующим этапом эволюции Вселенной, пока плотность энергии материи оставалась высокой, называют также Большим Взрывом в пространстве-времени. В частности, совместно со С.Хокингом доказал (1969) наиболее сильную из всех теорем некоторого широкого класса (теорема Хокинга–Пенроуза). Доказал (1965) первую теорему о сингулярностях, что привело к возникновению глобальных методов изучения пространства-времени. Используя конформную инвариантность, дал трактовку гравитационного излучения с помощью нулевой поверхности на бесконечности.

11 марта. 95 лет со дня рождения советского физика-теоретика Аркадия Бейнусовича Мигдала. Работы посвящены атомной и ядерной физике, квантовой теории поля, теории металлов и другим проблемам современной теоретической физики. Вместе с Л.Д.Ландау создал новое направление в теоретической физике – применение методов квантовой теории поля к проблеме многих тел. Впервые корректно рассмотрел взаимодействие электронов с колебаниями решётки (фононами) в нормальных металлах и установил ряд следствий, которые возникают при учёте этого взаимодействия. Доказал существование скачка в распределении ферми-частиц по импульсам для систем с любым взаимодействием, развил методы теории ферми-жидкости для систем конечных размеров. Применяя методы теории многих тел в физике ядра, получил важные результаты по теории моментов инерции ядра. Используя идеи теории ферми-жидкости для описания конечных систем, впервые количественно описал важные свойства ядер – магнитные и квадрупольные моменты, изотопический сдвиг, радиационные переходы, гигантский резонанс в фотопоглощении. Построил (1954) строгую квантово-электродинамическую теорию тормозного излучения и образования пар в средах. Выдвинул (1959) предположение, что ядерная материя в нейтронных звёздах представляет собой жидкость, находящуюся в сверхтекучем состоянии. Ряд работ посвящён изучению свойств вакуума в сильных полях.

13 марта. 225 лет тому назад родился английский астроном и оптик Уильям (Фридрих Вильгельм) Гершель. С помощью построенного им зеркального телескопа с 30-см объективом производил систематические обозрения звёздного неба, исследовал звёздные скопления, двойные звёзды, туманности. Построил первую модель Галактики, установил движение Солнца в пространстве, открыл новую планету, за которой закрепилось название Уран (1781), его 2 спутника (1787) и 2 спутника Сатурна (1789). Является основоположником звёздной астрономии.

13 марта. 140 лет тому назад родился американский физик Дайтон Кларенс Миллер. Работал в области акустики и электродинамики движущихся тел. повторил опыт А.Майкельсона по экспериментальному обнаружению движения Земли относительно неподвижного эфира (иначе говоря, пытался обнаружить так называемый эфирный ветер) совместно с Э.Морли (1902–1906) и самостоятельно (1921, 1922–1924). Данные последних опытов, опубликованные в 1925 г., были неоднозначны, и толкование их Миллером в пользу частичного увлечения эфира вызвало дискуссии вокруг основ теории относительности. На конференции 1927 г., созванной по этому поводу, было показано, что положительные результаты опытов Миллера обусловлены побочными причинами.

19 марта. 125 лет тому назад родился немецкий физик Петер Прингсгейм (в Мюнхене). Получил (1906) степень доктора философии в Мюнхенском университете, работал в Берлинском (1908–1933) и Брюссельском (1933–1940) университетах, с 1941 г. – в США. Основные работы лежат в области физической оптики. Один из пионеров исследования люминесценции. Изучал явления центров окраски в щелочных галогенидах и других кристаллах. Независимо открыл селективный фотоэффект, концентрационную деполяризацию (1924), одним из первых подтвердил эффект комбинационного рассеяния света (1928).

20 марта. 100 лет со дня рождения советского астронома Павла Петровича Паренаго. Научные работы относятся к исследованию строения Галактики, структуры и динамики звёздных систем, переменных звёзд. Изучив около 600 переменных звёзд разных типов, установил их основные характеристики и статистические закономерности между различными параметрами. Результаты исследований переменных звёзд использовал при решении общих вопросов строения Галактики. Составил сводный каталог основных характеристик звёзд – параллаксов, собственных движений, лучевых скоростей, спектральных классов и др. Обосновал существование последовательности субкарликов, расположенной на диаграмме Герцшпрунга–Рессела под главной последовательностью. Разработал (1940) теорию поглощения света тёмными туманностями и предложил методы учёта этого эффекта. Изучил движение Солнца относительно почти 600 ближайших звёзд и определил галактическую орбиту Солнца. Получил (1947) первое надёжное определение апекса движения Галактики, направленного к созвездию Единорога. Предложил (1955) комплексный план исследования избранных участков Млечного Пути, в выполнении которого приняли участие многие обсерватории.

22 марта. 130 лет со дня рождения советского физика Торичана Павловича Кравца. Работал в области спектроскопии растворов окрашенных соединений, геофизике, физике фотографического процесса, истории физики. Изучал поглощение света в растворах окрашенных веществ, колебания воды в закрытых бассейнах, скрытое фотографическое изображение и разработал его теорию. Внёс вклад в фотографическую сенситометрию (от лат. sensitivusчувствительный + -метрия – от греч. измерять) – учение об измерении различных характеристик фотоматериалов, таких, как светочувствительность, оптическая плотность почернения, спектральная чувствительность и др. В частности, выполнил цикл исследований природы фотолитической окраски галоидного серебра и центров скрытого фотографического изображения. За разработку новой системы и приборов для определения чувствительности эмульсий удостоен в 1946 г. Государственной премии СССР.

22 марта. 75 лет со дня рождения американского физика-экспериментатора Бартона Рихтера. Исследования посвящены квантовой электродинамике, физике высоких энергий и элементарных частиц, ускорительной технике. Независимо от С.Тинга открыл (1974) пси-частицы, за что был удостоен Нобелевской премии 1976 г.

24 марта. 95 лет со дня рождения советского физика-экспериментатора Петра Ефимовича Спивака. Основные работы – в области ядерной физики и физики слабых взаимодействий. Совместно с сотрудниками выполнил цикл исследований по определению числа вторичных нейтронов на акт захвата при делении ядер тепловыми нейтронами и нейтронами в области энергий 30–900 кэВ и других ядерно-физических характеристик делящихся изотопов, по изучению распада нейтрона и измерению его периода полураспада, по измерению степени продольной поляризации электронов при бета-распаде. В 1953 г. удостоен Государственной премии СССР.

31 марта. 100 лет со дня рождения японского физика-теоретика Синьитиро Томонага. Работы посвящены квантовой электродинамике, квантовой теории поля, теории мезонов, ядерной физике, физике космических лучей, задаче многих тел. Предсказал (1940) мезоатомы (от греч. – средний, промежуточный) – атомоподобные системы, в которой силы электростатического притяжения связывают положительное ядро с одним или несколькими отрицательно заряженными мюонами или адронами. Первым предложил (1942) ковариантную формулировку квантовой теории поля. Разработал (1946) так называемый сверхмноговременной формализм, на базе которого возникла современная форма квантовой электродинамики, давшая возможность с большой точностью вычислять все процессы электромагнитного взаимодействия электронов и фотонов. Разработал (1955) теорию квантовомеханических коллективных движений. За создание современной квантовой электродинамики совместно с американскими физиками Р.Фейнманом и Ю.Швингером в 1965 г. удостоен Нобелевской премии.

В.Н.БЕЛЮСТОВ,
БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

.  .