Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2006
New Page 3

Виктор Борисович Дроздов

23.02.06

Виктор Борисович Дроздов родился в Рязани в один из дней судьбоносного ХХ съезда. В школе увлёкся математикой. В шестом классе судьба свела его с замечательным человеком – учителем физики Александром Павловичем Шубиным 1912 года рождения (жив и сейчас, иногда ученик и учитель встречаются). Символична дата рождения – 1 сентября! Виктор Борисович до сих пор помнит, как он начал первый урок физики – в затемнённом кабинете привёл в действие электрофорную машину и сказал: «Любите и учите физику – вы многое узнаете, в частности, природу этих лабораторных молний». С тех пор интересы мальчика обратились и на физику. Стал читать журнал «Квант» ещё школьником и хранит все номера, начиная с января 1970 г. Особое внимание уделял Александр Павлович решению сложных задач: вёл кружок в старших классах. Но к одним задачам всё не сводилось – рассказывал о репрессированных физиках и конструкторах, о гонениях на физику, кибернетику, генетику. Александр Павлович был знаком с А.И.Солженицыным (оба преподавали физику в расположенных неподалеку рязанских школах) и много рассказывал о нём. Олимпиады по физике и математике приучили Виктора Борисовича к интеллектуальной борьбе и сыграли важную роль в решении поступать на физмат Рязанского ГПИ. Да и два предыдущих поколения – педагоги: мать преподавала в вузе, а бабушка и две её сестры – в земской и церковноприходских школах. В институте под влиянием известного методиста, профессора Виктора Петровича Орехова заинтересовался методикой преподавания физики. На 5-м курсе был награждён почётной грамотой Министерства просвещения СССР «за большие успехи, достигнутые в научной работе». В 1982 г. сдал кандидатский минимум, но в силу разных причин учёную степень так пока и не получил. Работать учителем Виктор Борисович начал в школе села Симушка отдалённого Кадомского района Рязанской области весной 1979 г., на практике. Помнит свой первый урок «Закон сохранения энергии» (в 8-м классе) – долго подбирал интересные задачи, стремясь дать их как можно больше. Не забыта и первая публикация «К изучению релятивистского закона сложения скоростей» («Физика в школе», 1982, № 2), идея которой пришла сразу же после урока на эту тему. Теперь у него 130 публикаций в газетах и журналах «Физика» (ПС), Математика» (ПС), «Квант», «Физика в школе», «Математика в школе», «Информатика» (ПС), «Информатика и образование», «Открытая школа», «Учительская газета», «Математическое образование», «История» (ПС). Ну а счёт 100 : 30 в пользу физики. Преподавать приходится и физику, и математику. Всегда подчёркивает ученикам: чтобы знать физику, надо свободно владеть математическим аппаратом. Работал в средних учебных заведениях и на подготовительных курсах рязанских вузов. Многие ученики поступили в Радиоакадемию, Педуниверситет. Есть и преодолевшие барьеры МГУ им. М.В.Ломоносова, ВШЭ, МАИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана и др. Участвовал в работе учредительного съезда Физического общества СССР 17–18 ноября 1989 г. в МГУ. Учёба в школе и вузе, работа дали много друзей, без которых жизнь была бы неполной и серой... Трудно прожить и без увлечений – собирание книг, фотографирование, слушание бардовских песен, продолжительные прогулки на природе с рюкзаком за плечами. Во время привалов, у высоких берёз, написано много статей и прочитано немало исторических книг. Интерес к истории возник от встречи с интересным человеком – Надеждой Петровной Чистосердовой (1888–1989), окончившей физико-математическое отделение Бестужевских курсов. Она петербургская дворянка, очевидица событий 1905 и 1917 гг. В Рязани жила с 1918 г., где преподавала физику. Сейчас Виктор Борисович завершает сбор материала для книги «Физические задачи – от интуиции до интеграла», идея которой возникла при общении с А.П.Шубиным. Планирует летом предложить текст в одно из московских издательств. А на обложку поместить все цвета радуги!

Молодой специалист В.Б.Дроздов

Молодой специалист В.Б.Дроздов,
декабрь 1979 г.

От всей души желаем Виктору Борисовичу здоровья, творческих успехов и успешного завершения работы над книгой!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

.  .