Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2006
Восхождение на пик Знаний

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Н.А.ЧЕРНОБЫЛОВА,
школа № 1692, ЗелАО, г. Москва

Восхождение на пик Знаний

Урок-соревнование по теме «Взаимодействие тел». 7-й класс

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить понятия физические величины (путь, время, скорость, масса, объём, плотность, сила, вес); законы и формулы (для определения скорости движения, плотности вещества, связи между силой тяжести и массой тела);

  • развитие логического и абстрактного мышления; навыков работы с физическими приборами;

  • воспитание личности через работу в коллективе (команде).

Мотивационная модель: две команды туристов восходят на пик Знаний. Уровень их подготовленности и обученности выясняется на «привалах».

Правила игры. Выигравшая команда поднимается на следующий привал. Проигравшая остаётся на прежнем привале, но выполняет задания следующего. Карта – стандартная (гора с кружками-привалами). Жюри – ещё один учитель физики, двое успевающих учащихся.

Ход урока

1. Фронтальный опрос

  • Какая физическая величина характеризует воздействие одного тела на другое? (Сила.)

  • Если сила характеризуется направлением действия, то какой величиной она является? (Векторной.)

  • Что такое численное значение векторной величины? (Модуль.)

  • Что изменяется при взаимодействии тел? (Скорость движения тел, форма, объём тела.)

  • Какие силы мы изучили? (Силу тяжести, вес, силу упругости, силу трения.)

2. Игра

  • Привал 1 – «Физический диктант»

Все участники выполняют задание письменно и получают за него оценку в журнале. Капитаны выполняют задание на прозрачной плёнке. Затем их ответы проецируются на экран с помощью графопроектора и обсуждаются. Выигрывает команда, капитан которой ответил верно на все
5 вопросов.

1. Механическое движение – это изменение с течением времени... (положения тела относительно других тел).

2. Запишите формулу для определения средней скорости неравномерного движения .

3. Изобразите график пути равномерного движения (график).

4. Запишите единицу силы (Н).

5. Изобразите графически силу тяжести (график).

  • Привал 2 – «Сила трения»

Выигрывает команда, ответившая правильно на большее число вопросов.

1. Почему мел оставляет след на классной доске?

2. Автомашина с прицепом должна перевезти тяжёлый груз. Куда его выгоднее поместить: в кузов или на прицеп? Почему?

3. Справедлива ли поговорка «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»?

4. Почему трудно держать в руке живую рыбу?

5. Всегда ли трение скольжения больше трения качения?

  • Привал 3 – «Физические приборы»

По одному ученику от каждой команды дают письменное описание приборов по плану: название прибора; назначение; устройство; принцип действия; применение. Выполненное задание сдаётся на проверку. Команда-соперница может задать один вопрос по данному прибору. Ответ оценивается по 5-балльной системе. Приборы: весы; динамометр.

  • Привал 4 – «Физическая эстафета»

На двух полосках бумаги в столбик записаны по 10 формул (на определение силы тяжести, веса, пути, времени, скорости, массы, плотности, объёма, силы упругости, площади), в которых вместо одной какой-либо физической величины – пустой квадрат. Учитель вручает по полоске первым участникам каждой команды, они, заполнив, передают её следующему участнику и т.д., пока не заполнятся все пустые клетки. Выигрывает команда, которая за 2 мин запишет большее количество правильных формул.

  • Привал 5 – «Спектр задач»

Каждый участник получает по три задачи (рядом сидящие – разные варианты) и получает 5, 4 или 3 балла соответственно количеству решённых задач. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

ВАРИАНТ 1

1. Пружина под действием подвешенной к ней гири растянулась. Какая сила вызвала растяжение этой пружины?

А) Сила тяжести; Б) вес тела; В) сила упругости.

2. Масса лежащего на земле шара 2 кг. Каков его вес? g = 10 Н/кг.

3. На тело по одной прямой и в одном направлении действуют две силы: 2 Н и 3 Н. Найдите равнодействующую силу.

ВАРИАНТ 2

1. Какая сила удерживает тело на поверхности Земли?

А) Сила упругости; Б) вес тела; В) сила тяжести.

2. Масса шара 5 кг. Определите силу тяжести, действующую на тело. g = 10 Н/кг.

3. На тело по одной прямой, но в разные стороны, действуют две силы: 4 Н и 2 Н. Найдите равнодействующую силу.

  • Привал 6 – «Мозговая атака»

Участники команд задают по три вопроса по теме команде-сопернице. Отвечают ученики, первые поднявшие руку. За каждый правильный ответ –
1 балл. Выигрывает тот, кто решит первым.

  • Привал 7 – «Кроссворд»

Команды получают по одинаковой сетке кроссворда, один ученик из каждой команды заполняет свою. В выделенном вертикальном столбце должна получиться физическая величина (масса). Время для решения – 3 мин. Ответ оценивается по 5-балльной системе.

1. Прибор для измерения сил. 2. Соревнование. 3. Физическая величина, показывающая, какой путь проходит тело в единицу времени. 4. Сила, являющаяся результатом сложения нескольких сил. 5. Результат решения экспериментальной задачи.

Ответы: 1. Динамометр. 2. Олимпиада. 3. Скорость. 4. Равнодействующая. 5. Величина (физическая).

  • Привал 8 – «Физика в поэзии»

Команде задают по вопросу, если она не отвечает, то отвечает команда-соперница.

1. А.А.Блок. Двенадцать.

Завевает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

? Почему лёд скользкий?

2. А.А.Блок. Всё чаще я по городу брожу...

Запнулась запыхавшаяся лошадь,

Уж силой ног не удержать седла,

И утлые взмахнулись стремена,

И полетел, отброшенный толчком...

? Объясните причину падения всадника.

  • Привал 9 – «Экспериментальные задачи»

Участник из каждой команды должен решить экспериментальные задания, результаты измерений занести в таблицу, записать вывод. Работа оценивается по 5-балльной системе.

1. Определите силу трения скольжения бруска с грузом по горизонтальным поверхностям: по гладкой и по шероховатой; сравните силу трения скольжения бруска в двух случаях: когда он скользит большей гранью и когда меньшей. Данные занесите в таблицу; запишите вывод.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, груз (цилиндр металлический), лист фанеры с гладкой и шероховатой поверхностями.

2. Измерение веса цилиндра: а) в воздухе; б) в пресной воде; в) в солёной воде.

Приборы и материалы: металлический цилиндр, динамометр, вода пресная, вода солёная, измерительный цилиндр.

№ оп.

Среда

Вес тела, Н

1 Воздух  
2 Пресная вода  
3 Солёная вода  
Вес тела в воздухе минус вес тела в солёной воде  

3. Подведение итогов игры

4. Подведение итогов урока

Нина Алексеевна ЧернобыловаНина Алексеевна Чернобылова – выпускница Тамбовского института химического машиностроения 1977 г., учитель физики первой квалификационной категории. Работала инженером в объединении «Алмаз». С 1991 г. преподаёт физику. Участник окружного конкурса «Учитель года-2000». Использует различные формы организации учебных занятий. Вырастила двоих детей: дочь закончила МАИ, сын – студент. Хобби – вязание, кулинария.

.  .