Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2006

Июнь 2006

8 июня. 155 лет тому назад родился французский физик и физиолог Жак Арсен Д' Арсонваль. Физические исследования лежат в области электричества и его применения в медицине, оптике. Изобрёл магнитный телефон, прибор для измерения постоянного электрического тока, совместно с Марселем Депре – апериодический гальванометр (1882), в котором измеряемый ток проходит через лёгкую подвижную катушку, помещённую в магнитное поле (гальванометр Депре–Д'Арсонваля), радиомикрометр для измерений в инфракрасной области спектра (1886). Использовал токи высокой частоты в медицинских целях, предложил (1891) метод электролечения, названный дарсонвализацией. Основоположник физиотерапии. Осуществил (1888) вакуумную термоизоляцию в биологических опытах.

10 июня. 300 лет тому назад родился английский оптик Джон Доллонд. Будучи ткачом на мануфактуре шёлковых тканей, основал (1752) мастерскую оптических инструментов. Изготовил первые ахроматические объективы: в 1757 г. – комбинацию собирательной линзы из кронгласа и рассеивающей из флинтгласа, в 1758 г. – трёх линз. Построил первый ахроматический телескоп (1758), получивший широкое распространение, и гелиометр (1754).

12 июня. 155 лет тому назад родился английский физик Оливер Джозеф Лодж. Работы относятся к механике, электролизу, электромагнитным колебаниям и волнам, теплопроводности, магнитооптике, оптике движущихся тел, теории эфира. Близко подошёл к открытию электромагнитных волн, обнаруженных Г.Герцем, исследовал их распространение, получил (1888) электромагнитные волны вдоль проводника при разряде лейденской банки, существенно усовершенствовал методы детектирования волн при помощи когерера. Принимал участие в начальных этапах развития радиотелеграфии. Показал, что движущаяся материя не увлекает эфир, своими экспериментами доказал несостоятельность теории эфира. Обнаружил (1896) расщепление спектральной линии в магнитном поле на три компоненты.

13 июня. 175 лет тому назад родился английский физик Джеймс Клерк Максвелл. Работы посвящены электродинамике, молекулярной физике, общей статистике, оптике, механике, теории упругости. В кинетической теории газов, одним из основателей которой является, установил (1859) статистический закон, описывающий распределение молекул газа по скоростям (распределение Максвелла). Дал (1866) новый вывод функции распределения молекул по скоростям, основанный на рассмотрении прямых и обратных столкновений, развил теорию переноса в общем виде, применив её к процессам диффузии, теплопроводности и внутреннего трения, ввёл понятие времени релаксации. Первым показал (1867) статистическую природу второго начала термодинамики («демон Максвелла»), ввёл (1878) термин «статистическая механика». Создал (1860–1865) теорию электромагнитного поля, которую сформулировал в виде системы нескольких уравнений (уравнения Максвелла), выражающих все основные закономерности электромагнитных явлений. В своей теории использовал (1861) новое понятие ток смещения, дал (1864) определение электромагнитного поля и предсказал (1865) существование в свободном пространстве электромагнитного излучения (электромагнитных волн) и его распространение в пространстве со скоростью света. Выдвинул (1865) идею электромагнитной природы света и раскрыл связь между оптическими и электромагнитными явлениями. Теоретически вычислил (1873) давление света. Предсказал эффекты Стюарта–Толмена и Эйнштейна–де Гааза (1878), скин-эффект. Сформулировал теорему в теории упругости (теорема Максвелла), установил соотношения между основными теплофизическими параметрами (термодинамические соотношения Максвелла), развивал теорию цветного зрения, исследовал устойчивость колец Сатурна, показав, что кольца не являются твёрдыми или жидкими, а представляют собой рой метеоритов. Сконструировал ряд физических приборов. Опубликовал впервые (1879) рукописи Генри Кавендиша.

13 июня. 95 лет со дня рождения немецкого физика Эрвина Вильгельма Мюллера. Исследования относятся к электронной и ионной микроскопии, металловедению. Изобрёл (1936) автоэлектронный микроскоп, показал (1943) ограничение его разрешающей способности. Получил (1950) первое детальное изображение молекулы с помощью автоэмиссионного микроскопа. Изобрёл (1951) автоионный микроскоп, получив изображение поверхности эмиттера с помощью положительных ионов водорода и достигнув с помощью ионного проектора атомарного разрешения. Открыл (1956) явление испарения под действием поля. Добился прямого наблюдения на атомном уровне кристаллической решётки и её дефектов (1958), что позволило непосредственно подсчитать концентрацию вакансий, и получил изображения дефектов структур – полос скольжения и двойников (1959). Впервые наблюдал (1967) доменные структуры при фазовых превращениях порядок–беспорядок, получил изображение биологических молекул. Создал (1968) ионный проектор с атомным зондом, позволяющий идентифицировать выбранный отдельный атом на металлической поверхности.

14 июня. 270 лет тому назад родился французский физик и военный инженер Шарль Огюстен Кулон. Окончил (1761) школу военных инженеров и всё время находился на военной службе. Работы относятся к электричеству, магнетизму, прикладной механике. Сформулировал (1781) законы трения, качения и скольжения. Исследуя кручение шёлковых и металлических нитей, установил законы упругого кручения, в частности, определил, что сила закручивания нити зависит от материала, из которого она сделана, пропорциональна углу закручивания и четвёртой степени диаметра нити и обратно пропорциональна её длине. Это дало новый, очень чувствительный метод измерения силы. Построил (1784) прибор для измерения силы – крутильные весы. С его помощью экспериментально установил (1785) основной закон электростатики (закон Кулона), распространив его (1788) на взаимодействие точечных магнитных полюсов. Выдвинул гипотезу магнетизма, согласно которой магнитные жидкости не свободны или не могут течь, как их электрические аналоги, и связаны с отдельными молекулами. Предположил, что каждая молекула в процессе намагничивания становится поляризованной. Сконструировал магнитометр (1785). Заложил основы электро- и магнитостатики. Пытался экспериментально измерить (1796) трение в жидкости по затуханию колебаний движущегося в ней маятника и определить зависимость трения от скорости. Умер 23 августа 1806 г.

21 июня. 130 лет тому назад родился нидерландский физик Виллем Хендрик Кеезом. Работы посвящены физике низких температур и химии изотопов. Измерил температуру кипения жидкого гелия, упругость его паров, диэлектрическую проницаемость, поверхностное натяжение, теплопроводность, теплоту плавления, сжимаемость, вязкость. Определил температуру кипения гелия (–4,126 К). Получил (1926) гелий в твёрдом состоянии. Совместно с М.Вольфке при температуре 2,19 К открыл (1928) в жидком гелии фазовый переход II рода, свидетельствующий о существовании двух состояний: гелия I (выше температуры перехода) и гелия II (ниже точки перехода). Обнаружил с К.Клаузиусом (1932) аномалии температурной зависимости удельной теплоёмкости жидкого гелия и установил существование -точки, где происходит скачок теплоёмкости. Откачкой паров жидкого гелия получил (1931–1932) температуру 0,71 К. Построил (1928) энтропийную диаграмму жидкого гелия. Исследовал уравнение состояния жидкого гелия и впервые (1933) получил изотермы (, p-диаграммы). Совместно с дочерью впервые обнаружил (1935) необычайно высокую теплопередачу через узкие теплопроводы, заполненные гелием II (аномально высокую теплопроводность гелия II). Получил (1938) рентгенограмму отдельного кристалла твёрдого гелия при температуре 1,45 К и давлении 37 атм. Экспериментально доказал возможность обогащения изотопов методом фракционной перегонки.

21 июня. 225 лет тому назад родился французский механик, математик и физик Симеон Дени Пуассон. Физические исследования относятся к электричеству и магнетизму, капиллярным явлениям, теории упругости, гидромеханике, теории колебаний, теории света. Применил (1811) математическую теорию потенциала к электростатике, сформулировав здесь важную теорему, согласно которой напряжённость поля в точке у поверхности проводника пропорциональна плотности заряда на проводнике; решил задачу о распределении электричества на поверхности различных проводников и системах проводников. Распространил (1824) теорию потенциала на магнитные явления и разработал математическую теорию магнетизма. Впервые записал уравнения аналитической механики в составляющих импульса, в гидродинамике обобщил уравнение Навье–Стокса на случай движения сжимаемой вязкой жидкости с учётом теплопередачи. Разрабатывал теорию распространения звука в воздухе. Первым теоретически исследовал адиабатический процесс, дал (1823) вывод уравнения адиабаты (уравнение Пуассона). Решил ряд задач теории упругости, ввёл (1810) так называемый коэффициент Пуассона как характеристику материала упругого тела – отношение продольного растяжения к поперечному сжатию, обобщил уравнения теории упругости на случай анизотропных тел. Наряду с Л.Навье и О.Коши – основоположник теории упругости.

30 июня. 215 лет со дня рождения французского физика Феликса Савара. Работы относятся к акустике, электромагнетизму, оптике, гидромеханике. Изобрёл прибор для определения частоты звука (колесо Савара), изучал акустический резонанс, разрабатывал физические основы конструирования струнных инструментов, предложил конструкцию сирены. Показал (1826), что характер распространения звука в жидкостях такой же, как и в твёрдых телах. Проводил исследования пределов слышимости звука, установил верхний – 24 кГц (1830) и нижний 14–16 Гц (1831) пределы слышимости. Вместе с Ж.Био экспериментально открыл (1820) закон электродинамики, определяющий величину напряжённости магнитного поля, создаваемого электрическим током (закон Био–Савара). Изобрёл для изучения поляризованного света кварцевую пластинку (пластинка Савара), полярископ (1840).

В.Н.БЕЛЮСТОВ,