Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2006
Создание адаптивной образовательной среды

В.В.ТАЛЫШЕВ,
школа № 1360 (1079), г. Москва leraise777@mail.ru

Создание адаптивной образовательной среды

Педагогические технологии: модульная, модульно-блочная, проектная

В последние годы проводится огромное количество исследований, связанных с проверкой и выявлением качества среднего образования. Связано это с тем, что многие страны не удовлетворены результатами школьного образования. По данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study – TIMSS), которое охватило учащихся пятидесяти стран мира, было выявлено, что самый высокий уровень естественно-математической грамотности среди учеников 7–8-х классов у школьников Сингапура, Южной Кореи, Японии, Гонконга, Тайваня, Чешской Республики и Фламандской части Бельгии.

Для сравнения были выделены три уровня результатов тестов. 1-й уровень – самые высокие результаты, показанные десятой частью всех учащихся, принимавших участие в исследовании; 2-й уровень – результаты, показанные лучшей четвертью; 3-й уровень – показанные лучшей половиной. Среди российских школьников в 1999 г. в 1-ю группу по математике попали 10%, во 2-ю – 30%, в 3-ю – 72%. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2003 г. около 70% российских учащихся демонстрируют математическую грамотность международного уровня, из них около 7% достигают высоких показателей. В лидирующих странах эти цифры соответственно 90–95% и 22–28%. Также отмечается, что среди наших школьников более 10% не достигают нижней границы математической грамотности, тогда как у стран-лидеров их не более 2%. В отношении естественнонаучной грамотности высокие результаты показывают 14% российских школьников (в лидирующих странах 28–33%), низкие – 18%, (у лидеров 6–10%). Подробнее с результатами исследования можно познакомиться на сайте www.centeroko.ru.

Итак, уровень образования российских школьников сравним с международным, однако по трети заданий гораздо ниже: наши попадают в среднюю группу, что заставляет задуматься над причинами.

Часто ставила наших школьников в тупик нетрадиционная постановка вопроса: учащиеся не могли применить знания на практике и в нетрадиционной ситуации, не могли использовать их для приобретения новых знаний. А именно эти умения демонстрировали учащиеся лидирующих стран. Были сделаны следующие выводы: недостаточный уровень естественнонаучной грамотности; неумение применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин. Исходя из этого можно определить качества, которыми должен обладать учащийся:

– гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике при решении разнообразных проблем;

– самостоятельно критически мыслить, видеть трудности и искать пути их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретённые знания могут быть применены на практике; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией;

– быть коммуникабельным, уметь работать в коллективе;

– самостоятельно работать над собственным развитием.

Как же можно добиться повышения уровня образования? Взгляды педагогов разных стран здесь очень близки: лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на «среднего ученика», на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не отвечает современным требованиям. Необходимо создать образовательную среду, где личность ученика находится в центре внимания педагога, где ученик самостоятельно решает поставленные учителем задачи, а учитель выступает лишь в роли консультанта – специалиста, координирующего и корректирующего работу ученика.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования – это решение проблемы личностно-ориентированного образования.

Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ–УЧЕБНИК–УЧЕНИК должна быть заменена на новую: УЧЕНИК–УЧЕБНИК–УЧИТЕЛЬ. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Школа должна создать адаптивные условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не содержания образования, а технологий обучения.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

  • модульная;

  • модульно-блочная;

  • КСО и ГСО;

  • проектная;

  • Дальтон-план

  • игровая;

  • проблемная.

  • Модульная и модульно-блочная технологии. Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося осуществляется в учебном процессе на принципиально новой основе. Содержание урока (модульного) разбивается на учебные элементы, которые учащиеся осваивают самостоятельно, обращаясь к учителю лишь в случае затруднения. Этим достигается целенаправленность обучения, что способствует формированию мотивации. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (если материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия благоприятствуют развитию способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельное прибавление дополнительных знаний к уже известным и их перенос в новые условия, ученик учится самостоятельно усваивать новый материал.

Модульный урок даёт возможность решить задачу уровневой дифференциации, способствует осознанному подходу учащихся к обучению, даёт возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень сложности по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объёме, но также углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.

Модуль

Состав Содержание учебного элемента
УЭ0 Постановка целей урока.
УЭ1 Входной контроль. Повторение изученного.
УЭ2 Изучение теоретического материала по но- вой теме.
УЭ3 Закрепление материала.
УЭ4 Самопроверка.
УЭ5 Осмысление (рефлексия).
УЭ6 Экспертный контроль.
Домашнее задание

Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление). При систематической работе он облегчает работу учителя: происходит накопление материала, что ведёт к уменьшению времени подготовки.

Рассмотрим, как можно использовать данную технологию. Возьмём, к примеру, урок физики в 8-м классе по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива». Урок проводится в конце изучения темы «Тепловые явления», материал – не сложный для самостоятельного изучения, у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач. Составим примерную логическую структуру содержания урока:

1. Постановка целей урока.

2. Входной контроль (повторение изученного по теме). Первые 5–7 мин можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или устный опрос.

3. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося.

4. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач.

5. Самопроверка. Решение задач.

6. Осмысление (рефлексия). Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.

7. Экспертный контроль. Ответы на вопросы учителя, небольшая по объёму проверочная работа.

Необходимый раздаточный материал представлен далее.

  • Модульно-блочная технология отличается от модульной лишь тем, что модули объединяются в блоки (циклы уроков), что даёт возможность подойти к обучению ещё более дифференцированно и сэкономить массу времени.

  • Навыки, приобретённые на модульном уроке, помогают в работе на традиционных уроках и уроках по технологии КСО (коллективный способ обучения) и ГСО (групповой способ обучения), где ребёнок выполняет сразу две роли: учителя и ученика. Работа в парах, малых группах, использование взаимопроверки и консультантов в лице сильных учеников дают возможность разобраться в изучаемом материале каждому ученику независимо от его уровня. Такие уроки обладают большой степенью адаптивности и помогают ученику обрести уверенность в своих силах.

  • Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Возникла она ещё 1920-е гг. в США, разработана Дж.Дьюи. По этому методу предполагается строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, основываясь на его личном интересе в приобретении определённых знаний. Учитель может подсказывать новые источники информации, направлять мысль ученика в нужное русло. В результате ученик сам решает поставленную проблему. Таким образом, данный метод является личностно ориентированным, а следовательно, адаптивным.

Метод проектов может быть индивидуальным и групповым, но в любом случае он предполагает использование разнообразных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему и показать результаты в виде презентации. Основные требования к использованию метода проектов:

– наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения;

– практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

– структурирование содержательной части;

– использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из неё задач, выдвижение гипотез и путей решения проблемы, обсуждение методов исследования, обсуждение способов представления конечных результатов, сбор и систематизация информации, анализ данных, структурирование информации, изготовление и оформление продукта проекта, выбор формы презентации, подведение итогов, оформление результатов, презентация, самоанализ и самооценка, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Учитель может определить тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Также тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые могут ориентироваться на собственные творческие и прикладные интересы. Полезно, если тема проекта касается теоретического вопроса школьной программы с целью дифференциации процесса обучения. Очень часто темы проектов относятся к практическому вопросу, актуальному в повседневной жизни и требующему привлечения знаний учащихся по нескольким предметам, что, в свою очередь, приводит к интеграции знаний.

По доминирующей деятельности ученика можно выделить такие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Продукт проектной деятельности может быть представлен в виде газеты, игры, реферата, выставки, макета, модели, мультимедийного продукта, оформления кабинета, публикации, сценария, сказки, праздника, учебного пособия, справочника, видеофильма и т.д.

Каждый проект следует документально оформить. В паспорт проекта должны войти: название проекта, ФИО и должность руководителя проекта; название учебного предмета, в рамках которого проводится проект, а также смежных предметов; состав проектной группы; тип проекта; цель проекта; необходимое оборудование; предполагаемый результат; этапы работы.

По окончании работы собирается проектная папка, куда входят паспорт проекта; промежуточные отчёты; вся собранная информация; материалы к презентации.

  • Технология Дальтон-план является вариантом метода проектов, отличие состоит лишь в том, что здесь ученику даётся возможность повысить свой интеллектуальный уровень, используя темы, не включённые в школьную программу. Это позволяет создать свой собственный образовательный продукт и максимально самореализовать свой творческий потенциал.

  • Игровая технология также не является новой в педагогике. Как и перечисленные выше, она в высокой степени адаптивна, мотивирует ребёнка на активную деятельность и обязательно рекомендуется к использованию не только на начальной ступени обучения, но и в среднем и в старшем звеньях, ведь каждый школьник остаётся прежде всего ребёнком.

  • Проблемная технология предполагает создание проблемной ситуации, выход из которой (самостоятельно или под руководством учителя) находит ученик, однако зачастую в школе мы наблюдаем простую репродукцию знаний, которая не развивает ребёнка.

Все перечисленные педагогические технологии являются в большой степени адаптивными и должны использоваться педагогами в своей работе. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, разнообразить его, сделать интересным для его участников. Новые педагогические технологии используются учителями всё чаще, что позволяет предположить то, что в будущем школа отдаст предпочтение именно им, наиболее адаптивным и личностно ориентированным.

Литература

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005.

Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века. – Тула, 1997.

Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. – М.: МИПКРО, 2001.

Валерий Васильевич ТалышевВалерий Васильевич Талышев – выпускник Тульского ГПУ им. Л.Н.Толстого 2000 г., учитель физики и математики школы № 1360 (1079). Педагогический стаж 6 лет, первая квалификационная категория.

.  .