Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2006
 Звёздное небо в сентябре

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО В СЕНТЯБРЕ

(Звёздные карты и описания звёздного неба даются примерно на 22ч 15 сентября в Москве.)

1 сентября 2006 г. – 2 453 980-й юлианский день. Солнце на широте Москвы взойдёт в 05ч 04м, а зайдёт в 18ч 54м по среднему солнечному времени. В этот день в гринвичскую полночь звёздное время S0 = 22ч 41м 50с. 30 сентября – 2 454 09-й юлианский день, Солнце взойдёт в 6ч 00м, а зайдёт в 17ч 38м, звёздное время в гринвичскую полночь So = 0ч 36м 11с. На первый месяц учебного года приходится день осеннего равноденствия – 23 сентября продолжительность дня и ночи одинакова, а затем день станет короче ночи. Солнце в сентябре медленно, со скоростью около 1° в сутки, перемещается по зодиакальному знаку Девы и 23 сентября в 5ч 33м по московскому времени как раз пройдёт через точку осеннего равноденствия и перейдёт в знак Весов, наступит астрономическая осень. Что касается зодиакальных созвездий, то в первой половине месяца Солнце движется по созвездию Льва, а 17 сентября переходит в созвездие Девы.

Самое заметное событие сентября – частное теневое затмение Луны 7 сентября 2006 г., которое будет видно практически на всей территории России, кроме Чукотки и восточных районов Дальнего Востока.

Созвездие Орла на звёздном глобусе Эрхарда Вайгеля (Erhardt Weigel), 1699

Схема теневого затмения Луны

Созвездия вблизи зенита

Выйдем на улицу около 22ч и обратим внимание на серебристую ленту Млечного Пути, которая проходит вдоль созвездия Лебедя, находящегося вблизи зенита, и Орла, и далее опускается к горизонту к созвездию Стрельца, протянувшись узкой полосой вдоль большого круга по всей небесной сфере. Млечный Путь – скопление сотен миллиардов звёзд. Их так много, и они удалены на такие большие расстояния, что представляются нам в виде слабо светящейся полосы. Впервые звёздную структуру Млечного Пути открыл Галилей в начале XVII в., когда он впервые посмотрел на него в свой телескоп. Конечно, серебристое свечение Млечного Пути не осталось без внимания античных астрономов. Так в III в. до н.э. Эратосфен в своём труде «Превращение созвездий (катастеризмы)» писал о его природе: «Этот круг принадлежит к числу заметных на небе и называется Млечным. Дело в том, что сыновья Зевса не могли получить небесных почестей, если не отведали от сосцов Геры. Вот почему, говорят, Геракла, едва он родился, Гермес принёс на небо и приложил к сосцу Геры. Младенец начал сосать, но Гера, заметив это, стряхнула его, а остаток молока вылился и образовал Млечный круг». Геракла (в римской мифологии – Геркулеса) мы видим вблизи зенита, восточнее Млечного Пути.

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

Заметный астеризм из трёх ярких звёзд, Денеба ( Лебедя), Альтаира ( Орла) и Веги ( Лиры) – Летне-Осенний Треугольник – наиболее примечательная особенность сентябрьского неба. Расположенный вблизи зенита, этот треугольник звёзд трудно спутать с чем-либо другим. Лебедя – Альбирео – знаменитая двойная звезда, которую легко наблюдать уже в небольшой телескоп: главная звезда сияет оранжевым светом, а на расстоянии 35" от неё сияет синеватый спутник. Ясной безлунной ночью недалеко от Денеба можно наблюдать две известные яркие диффузные газовые туманности: Северную Америку (NGC 7000) и Пеликан (NGC 5067).

Необычная пульсирующая переменная звезда Лебедя лежит в главной части древка Креста Лебедя. Интересно, что она делается то очень яркой, лишь несколько уступая Денебу, то настолько слабой (14m), что её не увидеть даже в школьный телескоп. Такие изменения блеска происходят с периодом около 407 сут. Посмотрите, видна эта звезда сейчас или нет.

В созвездии Лебедя с помощью наблюдений в рентгеновском диапазоне была обнаружена первая чёрная дыра звёздной массой, входящая в двойную систему. Сейчас таких двойных систем обнаружено несколько десятков. В последнее время астрономы обнаружили сверхмассивные чёрные дыры в центре Млечного Пути, а также в других галактиках. На фото показана двойная система, состоящая из двух сверхмассивных чёрных дыр, обнаруженная с помощью рентгеновских и радионаблюдений в мощном источнике радиоизлучения 3С 75. На снимке представлена комбинация двух изображений в этих диапазонах. Два ярких источника в центре снимка – пара сверхмассивных чёрных дыр, вращающихся одна вокруг другой. Эти две чёрные дыры и являются источниками энергии гигантского радиоисточника 3С 75. Чёрные дыры разделены расстоянием 25 000 св. лет, каждая из них находится в центре своей галактики, которые столкнулись и слились в одну. Эти две столкнувшиеся галактики входят в состав довольно плотного скопления галактик, находящегося на расстоянии 300 млн св. лет от нас (это скопление обозначается как Эйбл 400). Само скопление и эти галактики погружены в межгалактический газ, нагретый до десятков миллионов градусов. Обе слившиеся галактики вместе с чёрными дырами несутся через этот межгалактический газ со скоростью около 1200 км/с. Именно поэтому выбросы плазмы, которые наблюдаются на снимке, имеют такую форму. Из-за трения об этот газ их сносит в направлении, противоположном движению галактик. Астрономы полагают, что взаимное поглощение галактик является довольно распространённым явлением. Следовательно, в мире галактик должны часто наблюдаться двойные сверхмассивные чёрные дыры, которые должны постепенно сближаться и сливаться в одну. На конечной стадии слияния они должны представлять собой мощный источник гравитационных волн. Именно в расчёте на это сейчас строятся телескопы, способные обнаружить гравитационные волны, возникшие в результате слияния сверхмассивных чёрных дыр.

Двойная система из массивных чёрных дыр в 3С 75
( http://antwrp.gfsc.nasa.gov/apod/ap060412.html )

Созвездие Лиры с яркой Вегой находится под левым крылом Лебедя, западнее. Четыре слабенькие звезды под Вегой расположены в вершинах небольшого параллелограмма. Между звёздами и расположена уже знакомая нам знаменитая планетарная Кольцеобразная туманность (М57), заметная в школьный телескоп.

Переменная звезда Лиры представляет собой особый класс затменно-переменных звёзд. Изменения её блеска, как и звезды Алголь ( Персея), связаны с затмениями одной компоненты звезды другой её компонентой. Блеск Лиры меняется от 3,4m до 4,3m с периодом 12,92 сут. Любителям астрономии и начинающим наблюдателям можно рекомендовать начать свои наблюдения слежением за изменением блеска этой звезды, а также Цефея и Алголя.

Звезда Альтаир, которая сейчас находится в верхней кульминации, имеет почти первую звёздную величину. Высокая яркость объясняется её близостью к нам – всего 16 св. лет. Несмотря на то, что она несётся навстречу нам со скоростью около 26 км/с, приблизиться к нам на расстояние 15 св. лет ей удастся только через 12 000 лет, после чего она пронесётся мимо.

Согласно Эратосфену, «Это тот Орёл, который принёс Ганимеда на небеса к Зевсу, чтобы был у него виночерпием. Однако среди созвездий Орёл помещён и за то, что ещё прежде, когда боги разделяли между собой пернатых, он достался Зевсу. Единственный из всех зверей, он движется в полёте навстречу солнечным лучам, не снижаясь, и среди всех держит первенство. Изображают его с распростёртыми крыльями, как бы парящим».

Эратосфен и Аглаосфен в «Истории Наксоса» рассказывают о нём так. Зевсу на Крите, где он родился, грозила опасность преследований, и он был тайно вывезен и доставлен на остров Наксос. Повзрослев, он обрёл царскую власть над богами, а когда с Наксоса он устремился в поход против титанов, то заметил сопровождавшего его орла и, угадав в этом благое предзнаменование, посвятил его себе и причислил к созвездиям. Так Орёл удостоился небесных почестей. Он имеет четыре звезды, средняя из которых яркая.

Между Альтаиром и Альбирео расположена неприметная цепочка звёзд созвездия Стрелы, которая хорошо заметна на фоне серебристого свечения Млечного Пути. Самая яркая звезда этого созвездия, , имеет блеск около 3,7m.

Созвездие Геркулеса лежит к северо-западу от созвездия Лебедя. Для нас представляют интерес Ноги   Геркулеса. Здесь, между звёздами и , находится шаровое скопление звёзд М92, различимое в бинокль. Другое, более известное любителям астрономии и более заметное, шаровое скопление М13 находится между звёздами и . Н о г и  Г е р к у л е с а  упираются в астеризм Голова Дракона – неправильный четырёхугольник из не очень ярких звёзд, как раз над звездой Геркулеса. Далее тело Дракона тянется к созвездию Цефея и затем резко поворачивает к Малой и Большой Медведицам, извиваясь между ними. В созвездии Цефея постарайтесь найти звезду Цефея – самую известную пульсирующую переменную звезду.

Сoзвездия над севернoй частью гoризoнта (на ширoте Мoсквы)

К северо-востоку от созвездия Цефея расположено хорошо заметное созвездие Кассиопеи, расположением звёзд напоминающее букву W. Точно на юге, у самого горизонта, видно созвездие Козерога. Сейчас в нём находится планета Нептун. Рядом, восточнее и повыше, – Водолей. В нём можно попытаться рассмотреть двойную звезду Водолея. В этом же созвездии, южнее Водолея, находится уникальная планетарная туманность Улитка (NGC7293), самая большая и самая яркая на земном небе (6,8m). В телескоп виден светлый несколько сплюснутый диск видимого размера 15' 12'. Другой достопримечательностью Водолея является шаровое скопление М2. Его угловые размеры 17', состоит оно из сравнительно горячих звёзд. Поэтому скопление довольно яркое (6,3m) и хорошо различимо в школьный телескоп.

На востоке поднимаются Рыбы и Пегас. На западе виден Змееносец с яркой звездой (Рас-Альхаге), которая соседствует с Геркулеса (Рас-Альгети). В созвездии Змеи постарайтесь найти астеризм Голова Змеи и звезду (Унук-Эльхайя).

В созвездии Змееносца астрономы обнаружили необычайное компактное пустое место в окружении большого числа звёзд Млечного Пути. Этот провал в небе, известный под названием Барнард-68, оказался гигантским холодным облаком газа, состоящим из большого числа молекул, так называемым молекулярным облаком. В нём плотность газа и пыли настолько высока, что свет многочисленных звёзд, расположенных за ним, не проходит. Благодаря высокой степени непрозрачности облака свет окружающих звёзд не достигает его центральных областей, поэтому там сохраняются самые низкие температуры вещества во Вселенной. Отсутствие звёзд на фотографии указывает на то, что облако находится близко от нас (500 св. лет), а размер молекулярного облака Барнард-68 составляет всего полсветового года. Учёным пока не ясно, как образуются такие молекулярные облака, но совершенно ясно, что именно внутри них имеются условия для образования новых звёзд. Вообще-то в ИК-лучах, для которых облако прозрачно, можно не только посмотреть сквозь него, но и увидеть протозвёзды – зародыши будущих звёзд.

Статья подготовлена при поддержке салона красоты «Элит-Эстетик». Если вы решили привести себя в порядок, очистить поры лица и подровнять ресницы, то оптимальным решением станет обратиться в салон красоты «Элит-Эстетик». Перейдя по ссылке: «парикмахерская на Профсоюзной», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.elit-estetic.ru.

Молекулярное облако Барнард-68
( http://antwrp.gfsc.nasa.gov/apod/ap060409.html)

ПЛАНЕТЫ

Меркурий движется по созвездию Льва, рядом с Солнцем, и поэтому не виден.

Венера движется по созвездиям Близнецов и Рака, блеск –3,5m, видна в утренние часы, перед восходом Солнца, в начале месяца – свыше 40 мин, в конце – несколько минут.

Марс движется по созвездию Девы, рядом с Солнцем, условия его наблюдений неблагоприятные.

Юпитер совершает медленное прямое движение по созвездию Весов, рядом со звездой a, его блеск около –1,7m. Планету можно увидеть на западе в лучах вечерней зари в течение получаса.

Сатурн совершает прямое движение в начале месяца по созвездию Рака, а затем – по созвездию Льва, находясь недалеко от Солнца. Блеск Сатурна 1,7m, его можно попытаться увидеть низко над горизонтом в течение нескольких минут в лучах утренней зари.

Уран движется попятно по созвездию Водолея, недалеко от звезды . 5 сентября произойдёт противостояние планеты, блеск достигнет 5,9m. В телескоп с диаметром объектива около 30 см и увеличением свыше 100 можно попытаться увидеть диск планеты. Уран виден всю ночь низко над горизонтом.

Нептун движется попятно около звезды Козерога, блеск 7,9m.

Плутон совершает прямое движение около звезды Змеи, блеск 14m. Эти две планеты видны всю ночь, но найти их можно только в крупные телескопы.

МЕТЕОРЫ

Линксиды (сентябрьские), по латинскому названию созвездия Рыси (Lynx), активны 14–16 сентября (до 5 мет./ч). Этот метеорный поток связывают с кометой Донати 1858 г. Метеоры яркие, со следами.

Писциды (сентябрьские), от латинского названия Рыб (Pisces), активны первую и вторую декады сентября, максимум 11 сентября (до 5 мет./ч). Поток связан с кометой Морхауза 1907 г., метеоры медленные, яркие.

Пегасиды (сентябрьские) активны 2–6 сентября (до 9 мет./ч). Радиант расположен около Пегаса; метеоры яркие, со следами.

Проф. В.М.ЧАРУГИН,
МПГУ, г. Москва
charugin@yandex.ru

Фазы Луны

• В Анксуре мирном твоём, Фронтин, на морском побережье,

В Байах, которые к нам ближе, – в дому у реки,

В роще, где даже и в зной, когда солнце в созвездии Рака,

Нет надоедных цикад, и у озёр ключевых...

Марк Валерий Марциал (Древний Рим)

? В какие дни Солнце пребывает в созвездии Рака? Расскажите об интересных объектах, находящихся в созвездии Рака.

• ...Землю едва убелит мрамором зимним мороз,

Освободится Борей, и снег соберётся под Арктом...

Публий Овидий Назон (Древний Рим)

? Арктом в Древнем Риме называли созвездие Большой Медведицы. Чем интересно это созвездие?

• Близ луны прекрасной тускнеют звёзды,

Покрывалом лик лучезарный кроют,

Чтоб она всей земле светила полною славой.

Сафо (Древняя Греция)

? Объясните отрывок с астрономической точки зрения.

• Можно ждать чего угодно, можно веровать всему,

Ничему нельзя дивиться, раз уж Зевс, отец богов,

В полдень ночь послал на землю, заградивши свет лучей

У сияющего Солнца. Жалкий страх на всех напал.

Все должны отныне люди вероятным признавать

И возможным. Удивляться нам не нужно и тогда,

Если даже зверь с дельфином поменяются жильём

И милее суши станет моря звучная волна

Зверю, жившему доселе на верхах скалистых гор.

Архилох (Древняя Греция)

? Какое явление описал поэт в своём стихотворении? Какие условия необходимы для наблюдения этого явления?

• Первым старец Приам Ахиллеса увидел глазами.

По полю нёсся он, словно звезда, снаряженьем сверкая, –

Словно звезда, что под осень восходит и ярким сияньем

В мраке ночном средь бесчисленных звёзд выделяется в небе.

«Пёс Ориона» – такое названье звезде этой дали...

Гомер. Илиада (Древняя Греция)

? О какой звезде идёт речь? Дайте характеристику этой звезде. (Ответ. Звезда Сириус, самая яркая звезда на небе.)

• Вы, богатыри, Полидевк и Кастор,

Леды сыновья и владыки Зевса,

Воссияйте нам от земли Пелона

Властью благою.

Пронеситесь вы по земным просторам,

По приволью вод на конях летучих,

Чудом на скаку от прискорбной смерти

Смертных спасая.

Высоко поверх корабельных скамей

Вот сверкнули вы на тугих канатах,

В тягостную ночь проливаясь светом

Чёрному судну.

Алкей. К Диоскурам (Древняя Греция)

? В каком созвездии находятся звёзды Полидевк и Кастор? Дайте характеристику этим звёздам.

Собрал А.И.СЁМКЕ,
г. Ейск, Краснодарский кр.

.  .