Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2006
Турнир моделей метательных машин

ПОРТФОЛИО

О.В.ПОРОШИН,
ФМЛ № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
licey39@mail.ru

Турнир моделей метательных машин

Разработка многопредметной игры. 8-й класс

При изучении различных дисциплин в школе у детей часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов, нами была разработана и проведена в 8-м классе игра «Турнир моделей метательных машин». Суть игры состоит в следующем:

– В параллели создаются несколько команд (у нас получилось три).

– Внутри команды чётко распределяются обязанности согласно Положению (в принципе одну должность могут занимать несколько человек, кроме капитана, конечно).

– Команда выбирает себе объект для моделирования и сообщает об этом руководителю игры (в нашей игре были выбраны модели арбалета, катапульты и баллисты).

– Каждый член команды начинает набирать материал по своей теме, причём всё время обменивается полученной информацией с другими членами команды, т.к. она может оказаться необходимой для их работы (например, историки должны дать инженерам общий вид и устройство машины, материаловедам – из чего были изготовлены её разные части, баллистикам – принцип действия, и т.д.).

– Весь наработанный материал представляется к заранее оговорённому сроку на предварительную защиту (примерно через месяц после начала игры), цель которой – скорректировать работу команды в целом перед основной защитой.

– Защита моделей может проходить в несколько этапов, например, в один день – выступление историков, материаловедов и баллистиков, в другой – выступление инженеров и соревнование моделей.

Игра проводится как минимум в течение четверти (у нас это была третья четверть), т.к. она требует серьёзной подготовки: поиск материала, создание модели, подготовка доклада. Задача руководителя игры состоит в том, чтобы всё время поддерживать в ребятах интерес. Для этого проводятся (не реже раза в неделю) консультации преподавателей с учениками: учитель физики – с механиками, материаловедами, учитель истории – с историками, учитель труда – с инженерами. Можно подключить учителей черчения, математики и т.д. Я думаю, что каждый преподаватель в рамках этой игры сумеет достичь каких-то своих целей по предмету, главное, соблюдать равновесие между выбранными направлениями.

Кроме тех итоговых мероприятий, которые описаны в Положении, очень важным итогом и логическим продолжением этой игры может стать написание учеником (или учениками) научной работы на основе собранного материала. Мне кажется, что такой способ выбора темы работы более естественный и логичный. Во-первых, на начальном этапе накопления материала, когда необходимо переработать большой объём, ученик не одинок, а работает в команде; во-вторых, перед ним в полной мере открывается несколько направлений, и он может свободно выбирать; в-третьих, продолжать работу над проектом будут только ученики, для которых это действительно интересно, и, в-четвёртых, сами преподаватели во время консультаций увидят ребят, которые могут справиться с подготовкой научной работы.

В результате такой игры в нашем лицее была написана совместная физико-историческая работа «Применение катапульт при осаде Карфагена. Физика работы метательных машин».

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ
КОНКУРСА ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ

Цель: создание действующей, исторически достоверной модели метательной машины.

Исполнители: команда из пяти-семи человек, учеников 8-го класса.

Требования: историческая достоверность модели должна быть подтверждена реферативной работой. Габариты модели не более 0,5 ґ 0,5 ґ 0,5 м. Масса метательного снаряда должна быть равна 100 г.

Этапы проведения конкурса

I. Регистрация команды. Команда представляет свой личный состав с указанием должностей.

Примеры должностей:

  • Капитан – осуществляет общее руководство работой команды, представляет команду на конкурсе, отвечает за регистрационный лист, руководит сборкой модели и т.д.

  • Историк – обеспечивает историческое обоснование проекта, которое должно содержать точное оригинальное название орудия, примерное (как можно более точное) время создания, место создания, в каких войнах, кем и насколько успешно использовалось, из каких материалов изготавливалось, какие реальные размеры имело, каким образом применялось, внешний вид, а также точное указание источников, откуда была взята информация.

  • Инженер – осуществляет техническую разработку проекта, в которую входит: чертёж с указанием размеров, по которому будет осуществлена сборка, примерный расчёт работы отдельных узлов и всего орудия в целом (моменты сил, выигрыш в силе, прикладываемые усилия, величины прогибов и т.д.).

  • Материаловед – отвечает за подбор современных материалов, которые по своим физическим свойствам близки к тем материалам, которые использовались в оригинале, при этом необходимо составить обоснование этого подбора, а именно: вид материала, используемое свойство (прочность, упругость и т.п.), какой величиной это свойство характеризуется и каким образом устанавливалась аналогия (опытным путём, по таблицам или как-нибудь ещё).

  • Баллистик – рассчитывает траекторию движения снаряда. На предварительном этапе должен составить уравнение движения снаряда, вывести зависимость основных параметров стрельбы (дальность и высота полёта) от начальных условий (начальная скорость и угол возвышения), а также вычислить их примерное значение для своей модели.

Каждую должность (кроме капитана) может занимать несколько человек, но тогда в итоговом отчёте необходимо указать степень участия каждого (И. – подбирал материал, П. – проводил эксперимент, С. – оформлял отчёт и т.д.).

II. Презентация проекта. Историки представляют проект команды и его историческое обоснование. Представление происходит на общем собрании команд перед экспертной комиссией. За представление в регистрационный лист команды заносятся баллы. Оцениваются научность, обоснованность и оригинальность представления.

III. Защита технического проекта модели. Представляются техническая разработка, обоснование подбора материалов, оценочный расчёт боевых характеристик орудия. За представление в регистрационный лист команды заносятся баллы. Представление происходит на общем собрании команд перед экспертной комиссией. Оцениваются научность, обоснованность и оригинальность представления.

IV. Предварительная демонстрация моделей. Команды демонстрируют модели в действии только перед комиссией, каждая команда – в своё время. Комиссия проверяет соответствие моделей заданным параметрам и оценивает схожесть с оригиналом и внешний вид. В регистрационный лист команды заносятся баллы.

V. Соревнование моделей. В соревновании выявляется команда-победитель. Модели должны принять участие в трёх видах состязания: максимальная дальность, максимальная точность и стрельба по закрытой мишени.

Регистрационный лист команды

МОДЕЛЬ: _________________________

Олег Владимирович Порошин Олег Владимирович Порошин – выпускник Уральского ГПУ (г. Екатеринбург) 1994 г., учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 12 лет, из них 3 года – в физико-математическом лицее № 39 г. Озёрска. Педагогическая концепция: учитель – не просто источник знаний, а ученик – не их пассивный потребитель, скорее, учитель – это помощник и наставник ученика в увлекательном процессе исследования окружающего мира. В своей работе большое внимание уделяет научно-исследовательской деятельности учащихся, причём на всех уровнях: на уроках – это решение качественных задач, дома – изготовление собственными руками физических приборов, во внеурочное время – написание научно-исследовательских работ и участие в интеллектуальных программах, летом – работа в школьном научно-исследовательском лагере. Такой подход развивает в детях неподдельный интерес к предмету, во всяком случае, когда приходит время определяться в конце 9-го класса с выбором профиля, недостатка в желающих поступить в физический класс не бывает. Из достигнутого можно перечислить победы учеников на городских и областных олимпиадах по физике, а также на вступительных олимпиадах в такие вузы, как МФТИ и СПбГУ, успешные выступления на научно-практических конференциях, поступление в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска и Озёрска, успешное написание ЕГЭ. Имеет жену, двоих сыновей и собаку – это, пожалуй, самое главное в жизни хобби. Хотя, кроме этого, очень любит книги и музыку, в основном авторскую песню.

.  .