Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2006
Летняя физматшкола «Варнавино»-2006

Летняя физматшкола «Варнавино»-2006

Вот уже 19 лет Институт прикладной физики (ИПФ) РАН ежегодно (в августе, а с 2001 г. ещё и в июне) проводит Летние физико-математические школы (ЛФМШ) для одарённых детей Поволжья (см. № 10/06, с. 25–29). Основная цель – предоставить школьникам возможность интенсивного общаться со своими неординарными сверстниками и не просто, а творчески отдохнуть перед предстоящим учебным годом. В этом году в ЛФМШ «Варнавино» (18 июня – 4 июля) было около 60 слушателей, из которых было сформировано два отряда: один представлял собой сборную Поволжья (Варнавино–Дзержинск–Н.Новгород (автозавод) – Саратов), а второй – нижегородский лицей № 40. За последние 10 лет этот лицей был признан «школой года» России, награждён грантами Дж.Сороса и Президента РФ за работу с одарёнными детьми, а его воспитанники завоевали 9 золотых, 3 серебряные и 4 бронзовые медали на международных олимпиадах и награждались стипендиями Президента РФ.

Преподаватели ЛФМШ получают бесценный опыт организации самостоятельных исследовательских работ на свежем воздухе, развивающих творческие способности подростка и укрепляющих его уверенность в собственных силах. Эти работы выполняются группами по 2–3 человека за две недели лагерной смены без использования «домашних заготовок». Вот некоторые темы функционирующего в лагере НИИВсего: «Кинематика баскетбольного броска (под каким углом следует бросать мяч, чтобы обеспечить максимальную точность броска?)», «Исследование дыхания растений, окружающих лагерь», «Среднестатистический портрет слушателя ЛФМШ», «Параметрические колебания (почему и как следует вести себя на качелях, чтобы раскачаться без посторонней помощи?», «Распределение скорости течения в р. Ветлуга», «Двухракурсная оптическая голография», «Цифровая голография», «Исследование и сравнение характеристик полупроводниковых лазерного диода и светодиода», «Исследование скорости реакции в зависимости от состояния человека».

А вот некоторые темы семинаров: «Российские Нобелевские лауреаты в области физики», «Мишель де Нострадам», «Первая Государственная дума», «Тайна Тунгусского метеорита», «Бронза, художественное литьё, патина», «„Битлз” и их роль в развитии молодёжной музыкальной культуры», «Спилберг», «Квазары», «Дружба (социальная психология)», «Жиромер», «Полярные сияния», «Экологические проблемы, связанные с переработкой нефти», «Осадные машины Средневековья», «Математика в экономике», «Обряд жертвоприношения древних славян», «Загадки и парадоксы в нашей жизни», «Криптография», «Бестселлер всех времен и народов, или Кому была выгодна Библия», «Массаж».

В течение всей смены проводилась экономическая игра, суть которой заключалась в том, что каждый слушатель имел счёт в игровой валюте в банке ЛФМШ, который он мог пополнять и расходовать. Слушателю выплачивались зарплаты, премии, призы, гонорары за проведение им семинара, участие и победу в олимпиадах, других учебных, развлекательных и спортивных мероприятиях, организацию мероприятий, выступление с номерами художественной самодеятельности и т.п. Заработанные деньги могли быть потрачены на аукционе или в магазине для покупки товаров, составляющих призовой фонд лагерной смены: книги, диски, шоколад, сок и т.п. За нарушение распорядка дня, правил общежития и поведения слушателя могли оштрафовать. Таким образом, всё общественно-полезное оплачивалось, всё общественно-вредное штрафовалось.

Хочется пожелать преподавателям ЛФМШ и НОЦ ИПФ РАН удачи в их поисках и воспитании талантливых детей Поволжья. Все они блестящие учителя, и у них прекрасные ученики!

К.Ю.БОГДАНОВ,
зам. гл. редактора газеты «Физика»,
приглашённый лектор

Cлева направо: Александр Александрович Князев (руководитель саратовской делегации), Константин Юрьевич Богданов, Андрей Олегович Перминов (директор ЛФМШ), Татьяна Анатольевна Сахарова (преподаватель физики), Александр Михайлович Рейман (завуч ЛФМШ), Лев Васильевич Пигалицын (руководитель дзержинской делегации)

.  .