Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2006
Применение сообщающихся сосудов

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

И.В.ШОНИНА,
школа № 1191 СЗАО, г. Москва

Применение сообщающихся сосудов

План-конспект обобщающего урока-игры. 7-й класс

Класс делится на 9 групп по интересам, каждая получает задание. В течение 45 минут урока группы достигают нужной цели и предоставляют отчёт – составленный кроссворд, выполненное задание и т.п. Ответы оцениваются по 5-балльной системе.

Используются диафильм «Сообщающиеся сосуды», слайды «Фонтаны Петродворца».

Задание 1. Историческое. Жители современного Рима до сих пор пользуются остатками водопровода, построенного их предками. Но римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Инженеры опасались, что в водоёмах, соединённых очень длинной трубой (или жёлобом), вода не установится на одинаковом уровне, что, следуя уклонам почвы, в некоторых участках вода вверх не потечёт. Поэтому они обычно придавали водопроводу равномерный уклон вниз на всём пути (для этого нередко требовалось либо вести воду в обход, либо возводить высокие прочные подпоры). Одна из римских труб имеет длину 100 км, между тем как прямое расстояние между её концами вдвое меньше.

? Правы ли были инженеры Древнего Рима? Если нет, то в чём их ошибка? Почему строительство водопровода-акведука экономически невыгодно?

Задание 2. Строительное. В вашем распоряжении имеются линейка и сообщающиеся сосуды, наполненные жидкостью.

? Как с их помощью начертить на доске строго горизонтальную линию? Продемонстрируйте это. Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой.

Задание 3. Мелиоративное. Недалеко от С.-Петербурга находится Петергоф – ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого (их больше 100) работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды-хранилища.

? В вашем распоряжении сосуд с водой, трубки и сопло на подставке. Постройте модель фонтана и продемонстрируйте его действие. Объясните принцип работы фонтана.

Задание 4. Геологическое. На рис. 112 вашего учебника по физике* изображён артезианский колодец. Представьте себе, что вместо водяного пласта залегает нефтяной слой.

? Возможен ли такой способ добычи нефти? Объясните, почему нефть будет подниматься по трубе.

Задание 5. Теоретическое. С помощью приборов, расположенных на вашем столе, продемонстрируйте принцип сообщающихся сосудов.

Приборы: две стеклянные трубки, резиновый шланг, стакан с водой, линейка.

? Докажите (и покажите на доске), что уровни однородной жидкости в сообщающихся сосудах одинаковые.

Задание 6. Корабельное. Рыбак для хранения живой рыбы отделил часть лодки, поставив вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне.

? Не зальёт ли лодку так, что она потонет? Ответ обоснуйте и проверьте его с помощью модели из консервной банки.

Задание 7. Экономическое. На берегу канала нужно построить водонапорную башню для снабжения водой двух сёл.

? Выберите место для башни с таким расчётом, чтобы длина труб была наименьшей. Объясните принцип действия этой башни.

Задание 8. Занимательное. Составьте кроссворд с использованием терминов из главы «Давление жидкостей и газов» (с. 71–81 учебника).

Задание 9. Поэтичное. Просмотрев фотографии и слайды с изображением дворцово-паркового ансамбля Петергоф, до конца урока сочините стихотворение о том, что увидели; обязательно хотя бы раз употребив слова: сообщающиеся сосуды, фонтан, давление, закон Паскаля.

Ирина Владимировна ШонинаИрина Владимировна Шонина – выпускница МГЗПИ, учитель физики высшей квалификационной категории, педстаж 23 года, из них 13 – в школе № 1191. Вместе с мужем вырастила двоих сыновей: старший – юрист, младший заканчивает МГТУ (МАМИ). Ирина Владимировна одинаково любит свою семью и свою работу. Увлекается логическими компьютерными играми и домашней кулинарией. Успехи педагога – это успехи учеников, медалистов и призёров олимпиад: Кальченко Анна, Лисичкин Андрей, Кошеверский Игорь, Воробьёв Александр, Ахлынини Виктор. Многие учатся в технических вузах (МАИ, МГТУ «МАМИ», МАТУ, МГИ). Профессиональная деятельность Ирины Владимировны в 2003 г. была отмечена почётным дипломом «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования», а также неоднократно – грамотами МИОО и ОМЦ.

___________

* Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.

.  .