Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2006
Консультация юриста

Е.Л.БОЛОТОВА,
УРАО, г. Москва
bolotovae@mail.ru

Консультация юриста

  • Проблема по поводу курсов. В пенсионном фонде мне сказали, что в мой двадцатипятилетний стаж работы не засчитываются дни, которые я провела на курсах повышения квалификации, несмотря на то, что я представила справку из архива Управления образованием, что училась без отрыва от основной работы. Мотивировали это постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Правила исчисления периодов работы», п. 5. Насколько это обоснованно? Я не знаю, куда и к кому мне обратиться. И ещё: моя младшая дочь родилась в 1988 г. В отпуске по уходу за ней я находилась два года шесть месяцев. Из этих лет в стаж засчитывают только 1 год 6 месяцев, а год не засчитывают. Так ли это?

Н.Л.Голева,
г. Балашиха, Московская обл
.

Ответ

1. Прохождение педагогическим работником курсов повышения квалификации с отрывом от работы осуществляется на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ. Обеспечение обучения на этих курсах не только производственная необходимость, но и обязанность работодателя. Результаты влияют на аттестацию педагога. Направляя работника на повышение квалификации, работодатель обязан не только на это время сохранить за ним место работы (должность) и среднюю заработную плату, но на период нахождения работника на курсах производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Поэтому Президиум Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. в своём «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 г.» рекомендовал указанный период включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

2. Согласно вступившей с 06.10.2006 г. в действие новой редакции Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ) период отпуска по уходу за ребёнком не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ). Однако для исчисления общего и непрерывного трудового стажа этот период засчитывается, причём в объёме трёх лет (ст. 256 ТК РФ). Законодатель также закрепляет ограничение по включению данного периода в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Поскольку в этот период выплаты в Пенсионный фонд не производятся, то этот период не учитывается при подсчёте стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Следует заметить, что в постановлении пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу закона РФ от 25.09.1992. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в стаж по специальности вам должны включить только тот период, который подпадает под действие норм КЗоТа до 6 октября 1992 г. А в этот период женщинам предоставлялся отпуск по уходу за ребёнком продолжительностью только 1 год 6 месяцев.

  • В этом году нас заставили завести новые санитарные книжки и не оплачивают медосмотр. Обязаны ли учителя приобретать в обязательном порядке книжки с голограммами и кто обязан платить за медосмотр?

Г.В.Вороненко,
шк. № 13, г. Приморско-Ахтарск,
Краснодарский кр.

Ответ. Медицинские осмотры педагогов и воспитателей осуществляются согласно порядку, утверждённому Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее – Приказ № 83). При этом затраты на медосмотр должны быть отнесены на счёт работодателя. Например, в Письме УФНС РФ по г. Москве от 28.06.2005 № 20-12/46417 «О включении в состав расходов затрат, связанных с проведением медицинских осмотров работников» (см. «Московский налоговый курьер», № 20, 2005) представлено следующее пояснение: «В статье 212 ТК РФ определено, что в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит, в частности, проведение за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований)».

В приказе Минздравсоцразвития № 83 упомянут также Порядок проведения таких медосмотров (далее – Порядок).

Работодатель определяет контингенты и составляет поимённый список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям). Также он указывает участки, цеха, производства, вредные работы и вредные или опасные производственные факторы, оказывающие воздействие на работников. А после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека работодатель за два месяца до начала осмотра направляет список в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Затраты на проведение медицинских осмотров тех работников, для которых, согласно законодательству, они являются обязательными и осуществляемыми в соответствии с установленным Порядком при их надлежащем документальном оформлении и удовлетворении требованиям статьи 252 НК РФ относятся к прочим расходам, учитываемым на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие осмотры не являются обязательными, не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В Приморском крае медосмотр проводится в соответствии с приказом департамента здравоохранения администрации Приморского края от 17.05.2006 № 203-о «О порядке и объёме проведения дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами на 2006 г., постановлением губернатора Приморского края от 05.04.2000 № 305 «О соглашении между работодателями, профсоюзами и администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2000–2001 гг. от 22.02.2000 № 2».

Существенным моментом в процедуре медосмотра является выяснение наличия:

– договора на проведение медосмотров (обследований) между работодателем и медицинским учреждением, имеющим лицензию;

– списка работников, направляемых на медосмотр, согласованного с территориальным органом Роспотребнадзора (согласованный список подаётся в медицинское учреждение за два месяца до прохождения медосмотра работниками образовательного учреждения).

Обратите внимание: если работник не указан в списке, то работодатель не может отнести затраты на прохождение им медосмотра на свой счёт.

.  .