Элективные курсы – что это такое?
На вопросы нашего редактора Светланы Яковлевны Ковалёвой отвечает Алла Алексеевна Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования.
В чём суть термина «элективные курсы»? Какова роль этих курсов в системе образования? Каково их предназначение в образовании каждого школьника?
– Элективные учебные предметы (от лат. electus – избранный, избирательный) – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учебного учреждения. Они выполняют три основные функции:
– развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
– углубление, «надстройка», дополнение профильного учебного предмета;
– удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.
Элективные курсы могут использоваться для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при создании или выборе элективного курса профильной или предпрофильной подготовки?
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р);
– Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.);
– Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, используемые учителем (компонент образовательного учреждения);
– программы элективных курсов.
Существуют какие-либо опробованные программы элективных курсов, которые вы могли бы порекомендовать нашим читателям?
– Могу порекомендовать сборник «Физика. 9–11-й классы. Профильное обучение (Сост. В.А.Коровин: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006), в котором опубликовано 13 программ элективных курсов. Частично уже в виде учебных, методических пособий они опубликованы издательством «Бином»:
– Новиков С.М. Физика и медицина;
– Орлов В.А., Кабардин О.Ф. История физики в России.
– Кабардин О.Ф. История физики и развитие представлений о мире (открытие мира).
– Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерение физических величин.
– Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке.
– Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Равновесная и неравновесная термодинамика.
– Алешкевич В.А., Пурышева Н.С. Оптика.
– Майер В.В., Вараксина Е.И. Исследование ультразвука низкой частоты.
– Орлов В.А., Дорожкин С.В. Плазма – четвёртое состояние вещества.
– Разумовская И.В. Нанотехнология.
– Петрова Е.Б., Пурышева Н.С. Физика в биологии и медицине.
– Комолова Л.Ф. Эволюция сложных систем (на базе физики, химии, математики, информатики, биологии, социологии, ОБЖ, психологии).
– Орлов В.А., Сауров Ю.А. Методы решения физических задач.
Издательский центр «Вентана-Граф» планирует издать серию элективных курсов по всем предметам для основной и средней (полной) школы, в том числе и по физике.
Какие типы элективных курсов вы считаете наиболее перспективными и востребованными нашей общеобразовательной системой?
Слушателям Педагогической академии последипломного образования мы рекомендуем элективные курсы, посвящённые углублённому изучению отдельных разделов школьного курса; изучению разделов, не входящих в школьную программу, методов познания природы, истории физики, техники и астрономии, методов применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве, а также межпредметные курсы.
В ходе федерального эксперимента по введению профильного обучения выяснилось, что в школах Московской области чаще всего встречаются пять профилей обучения: естественнонаучный (10%), технологический (45%), художественно-эстетический (10%), гуманитарный (20%), универсальный (5%). В 10% школ в 2005/2006 уч.г. не было введено профильное обучение. По России: гуманитарный филологический профиль – 26%, физико-математический – 23%, социально-экономический – 15%, агротехнологический – 12%, информационно-технологический – 8%, естественнонаучный – 8%, универсальный – 8%.
Что вы посоветуете делать учителям, которые хотят разработать собственный элективный курс профильного или предпрофильного обучения?
Работа по созданию элективного курса должна состоять из трёх компонентов. Первый связан с анализом базисного плана, который может быть разным в разных образовательных учреждениях. Второй – работа с психологом, который примерно одну треть школьного времени предпрофильной подготовки должен уделять выявлению предпочтений учащихся, помогать принимать решения и формировать стратегическую линию профилизации в учебном заведении. Третий компонент – сами предметные и межпредметные элективные курсы.
Если ваш предпрофильный или профильный курс всё это учитывает, а разрешения на его реализацию по каким-либо причинам администрация не даёт, то выход всё равно есть. Вы можете приехать в региональную Академию последипломного образования, Институт повышения квалификации, Институт развития образования и т.п. и получить рекомендации экспертов, которые обычно местными органами управления учитываются.
И конечно, немного о содержании вашего курса. На мой взгляд, это не должен быть курс изучения современной науки, но в то же время и не должен быть узконаправленным курсом подготовки в вуз. Надо учитывать реальные условия – возможность объяснить, показать, продемонстрировать сложные научные факты, достижения, теории и потребности конкретного социума. Вероятно, в гимназиях и лицеях, в спецклассах курсы должны вести приглашённые узкие специалисты, а в общеобразовательных классах могут вести и учителя, прошедшие специальную подготовку, умеющие фрагментарно вводить достижения науки в процесс объяснения, умеющие коррелировать информацию и методы обучения. Над этим аспектом реформы образования Министерству образования и науки предстоит ещё много работать.