Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2007

Проф. Т.В.АБРАМОВА, И.М.НИКИТИНА (МОиН Челябинской обл.),
Р.Я.СИМОНЯН (ЧИППКРО)

olimpiada74@mail.ru, г. Челябинск

Конкурс элективных образовательных программ

С целью создания регионального банка сертифицированных элективных образовательных программ (ЭОП) предпрофильной и профильной подготовки и ввиду отсутствия соответствующего банка на федеральном уровне Министерство образования и науки Челябинской области с 2004 г. проводит ежегодный конкурс, продуктами которого являются ЭОП, учебные и контрольно-измерительные материалы к ним. В перспективе каждая программа, участвующая в конкурсе, сертифицируется на региональном уровне – получает гриф «Допущено МОиН Челябинской области». Сертифицированные ЭОП являются основой для создания учебно-дидактического комплекта, включающего собственно программу, учебные и контрольно-измерительные материалы, дидактическое и методическое сопровождение образовательной информации программы.

К участию в конкурсе допускаются ЭОП, имеющие единую структуру, а именно содержащие следующие элементы: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание учебной информации, краткие методические рекомендации по реализации содержания элективного курса, перечень лабораторных и/или практических работ, перечень необходимого оборудования, перечень дидактических материалов (печатных, электронных, аудио- , видеоматериалов), список литературы для учащихся (основной, дополнительной), список литературы для педагога (основной, дополнительной).

В 2004 г. 64 муниципальных образовательных учреждения общего и дополнительного образования представили на конкурс 145 материалов в двух номинациях: ЭОП предпрофильной подготовки по предметам (предметно-ориентированные, межпредметные, надпредметные, профильно-ориентированные), в том числе 18 программ по физике и астрономии, и учебные материалы к элективным курсам предпрофильной подготовки. В 2005 г. в конкурсе участвовали 87 муниципальных образовательных учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, которые представили 178 материалов, из них 9 ЭОП по физике для предпрофильного образования и 10 – для профильного. По результатам конкурса 2004 г. были сертифицированы 5 ЭОП предпрофильной подготовки по физике и астрономии с грифом «Допущено», а в 2005 г. на сертификацию подготовлены все 19 ЭОП. Конкурсные материалы, занявшие призовые места, вошли в сборник ЭОП.

Экспертиза состояла из двух этапов. Первичное оценивание было проведено по методическим рекомендациям МОиН Челябинской области на местах, силами педагогов муниципальных предметных объединений. На втором этапе материалы оценивались экспертными группами, созданными на базе ЧИППКРО с приглашением специалистов, педагогов высшей квалификационной категории, учёных и преподавателей профессиональных учреждений образования. Итоговый рейтинговый балл вычислялся как среднее арифметическое этих двух оценок.

Приводим разработанные нами листы экспертного оценивания структуры и содержания ЭОП предпрофильной и профильной подготовки и КИМ (табл. 1–4). Полагаем, что это поможет будущим разработчикам ЭОП отразить в их содержании ответы на главные вопросы: кого учить? чему учить? как учить? – и позволят эффективно и качественно организовать образовательный процесс на элективных курсах.

Авторы готовы с благодарностью выслушать мнения, ответить на вопросы, принять пожелания коллег. Пишите нам по электронной (olimpiada74@mail.ru) или обычной почте (454080, г. Челябинск, ул. Гвардейская, д. 8, кв. 40, Лариса Яковлевна Симонян), звоните (раб. тел.: 8-351-729-3217, моб.: 8-912-895-9927), приезжайте – рады обменяться опытом.

Таблица 1.

Лист экспертного оценивания структуры элективной образовательной программы

№ регистрации (автор программы) _______________________________________________________________
Название программы: _________________________________________________________________________

Таблица 1

Таблица 2.

Лист экспертного оценивания содержания элективной образовательной программы

№ регистрации (автор программы) ______________________________________________________
Название программы: _________________________________________________________________

Таблица 2

Таблица 3.

Лист экспертного оценивания контрольно-измерительных материалов к элективному курсу

1. Пояснительная записка

Автор___________________________________________________________________________
Название элективного курса_______________________________________________________

Таблица 3

Таблица 4.

Лист экспертного оценивания контрольно-измерительных материалов к элективному курсу

2. Тесты и приложения

Автор___________________________________________________________________________
Название элективного курса__________________________________________________________

Таблица 4

Вопросы анкеты для экспертизы учебных материалов, разработанных к элективным образовательным программам. Каждый вопрос оценивается по 3-балльной системе, как и при оценке ЭОП.

Соответствует ли материал повышенному (углубленному или расширенному) уровню содержания образования? Соответствует ли содержание учебного материала задачам профильного (предпрофильного) образования? Соответствует ли учебная информация современной концепции модернизации содержания общего образования: а) реализации деятельностного подхода в обучении; б) усилению методологической составляющей содержания образования; в) усилению культурологической (экологической, информационной) составляющей? Имеются ли ошибки и неточности в содержании учебных материалов? Соответствует ли материал современным научным представлениям? Хватает ли времени, выделяемого автором, на изучение материала? Способствует ли содержание учебных материалов приобретению фундаментальных знаний (только для профильных программ)? Ориентирует ли содержание учебных материалов на практическое применение? Способствует ли методический аппарат усвоению программного материала? Имеются ли задания к рисункам, схемам, таблицам, диаграммам? Имеются ли задания, требующие для своего выполнения постановки эксперимента, опыта? Активизирует ли учебный материал познавательный интерес учащихся? Обеспечивает ли дифференцированный подход к учащимся? Учитывает ли возрастные особенности учащихся? Доступен ли для понимания детей данного возраста теоретический уровень содержания? Заложены ли в содержании возможности проблемного обучения? Раскрываются ли культурологические (экологические, информационные) проблемы, а также пути их решения? Использованы ли межпредметные связи? Оптимально ли соотношение теоретического и практического материала? Достаточно ли заданий, вопросов, упражнений для прочного усвоения знаний, умений, навыков учащихся? Обеспечена ли реализация контрольных функций обучения? Доступен ли язык изложения материала учащимся данной возрастной категории?

ОБ АВТОРАХ

Татьяна Владимировна Абрамова – кандидат педагогических наук, профессор, начальник управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Челябинской области.

Ирина Мартыновна Никитина – кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела общего образования Министерства образования и науки Челябинской области.

«Нельзя останавливаться на достигнутом, иначе придёт час, когда вы ичерпаете себя и будете неинтересны себе и, следовательно, своим ученикам», – убеждает Ирина Степановна Карасова студентов физического факультета ЧГПУ на учебных занятиях, аспирантов, докторантов кафедры теории и методики обучения физике ЧГПУ во время научного консультирования, школьных учителей физики на курсах повышения квалификации и семинарах.