Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2007

А.Н.ЧЕРНЯВСКИЙ,
Кадетская школа, г. Волжский, Волгоградская обл.

Подвесной потолок

Довольно большую часть физических опытов мы проводим с использованием настольных штативов. Однако часто высоты стержня не хватает, штатив приходится громоздить на подставку в момент демонстрации, а потом убирать обратно. Кроме того, настольные штативы основательно царапают стол, раздражают своей неуклюжестью, необходимостью переносить их и готовностью опрокинуться. От всех этих неудобств я давно и навсегда избавился с помощью своей системы. Состоит она из двух частей.

Подвесной потолок: вид из класса (слева) и с кафедры (справа)
Подвесной потолок: вид из класса (слева) и с кафедры (справа)

Часть первая – потолочные штативы. На всю ширину демонстрационного стола на потолке надёжно закреплён стальной уголок с приваренными гайками. В гайки вертикально вкручиваются штативные стержни нужной длины, на которых устанавливаются муфты, лапки и всё прочее. Длину уголка, количество гаек на нём и способ крепления каждый может выбрать сам, исходя из своих возможностей и фантазий. Дополнительно на уголке есть несколько крючков, блоков и отверстий, которые позволяют быстро подвешивать что угодно.

Со стороны класса к потолку на уголке закреплена кулиса из листов ДВП высотой около 40 см, которая закрывает крепёж. Кроме того, сторона, обращённая к классной доске, окрашена в белый цвет и служит светоотражателем, увеличивающим освещённость доски. На стороне, обращённой к классу, я размещаю информацию, необходимую при изучении всего курса (например, дольные и кратные приставки и т.д.). Такой подвесной уголок можно использовать, например, для опыта с ведёрком Архимеда, демонстраций действия полиспаста, блоков, нитяного и пружинного маятников, натяжения горизонтальной проволоки и т.п. При желании собранную установку легко можно подвесить с помощью муфты, а после демонстрации снять.

Часть вторая – подъёмный кран. На потолке вблизи конца уголка закреплён реверсный электродвигатель с редуктором и дистанционным управлением (например, электропривод от школьной системы зашторивания). На шкиве двигателя крепится длинный шнур, другой конец которого с крючком на конце перекидывается через блок, закреплённый посередине уголка. В результате электропривод способен выполнять функцию подъёмного крана. Подъём или спуск пустого крючка длятся около 18 с. С помощью этого крана можно, например, поднять приготовленную установку до поры под потолок и в нужный момент опустить для обозрения. А если подвесить к крючку трубчатый динамометр с грузом, то можно показать увеличение и уменьшение веса тела при ускоренном движении по вертикали (в начале движения вверх или вниз). При равномерном движении можно показать постоянство веса и равенство его весу в состоянии покоя.

Александр Николаевич ЧернявскийАлександр Николаевич Чернявский окончил Камчатский ГПИ в 1972 г. Отслужил 34 с половиной педагогических года, из них 25 – на Камчатке: старший учитель – учитель-методист – «Учитель года-90» Камчатской области – учитель-экспериментатор – отличник народного просвещения. С 1998 г. – учитель физики в Кадетской школе, единственной в Волгоградской обл. Главный «вектор тяги» в работе: «удивил – озадачил – объяснил – научил». Женат непрерывно почти 30 лет. Дал жизнь дочери и сыну, вырастил их и достойно воспитал. Бесповоротно увлечён жизнью, семьёй, друзьями, работой, природой, новизной и изобретательством. Своими руками воплотил в жизнь около сорока изобретений.