Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2007

Проф. В.А.ОРЛОВ, М.Ю.ДЕМИДОВА, Г.Г.НИКИФОРОВ, В.Ф.ШИЛОВ,
ИСМО РАО, МИОО, г. Москва

demidovaktv1@yandex.ru

Примерные билеты по физике для устной итоговой аттестации выпускников 9-го класса общеобразовательных учреждений Российской Федерации

(Печатается по журналу «Вестник образования» № ?5, 6 за 2007 г. Тексты билетов для 11-го класса см. в «Физике» № 9/2006. – Ред.)

Итоговая аттестация выпускников основной школы по физике является экзаменом по выбору учащихся. Для проведения экзамена по физике в форме устного экзамена по билетам предлагается комплект билетов, содержание которого учитывает требования следующих документов:

– Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

– Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Предлагаемый комплект билетов универсален по содержанию, поскольку опирается на требования федерального компонента стандарта основного (общего) образования и не зависит от особенностей методики преподавания тех или иных тем курса физики, характерных для различных учебно-методических комплектов.

Количество предлагаемых билетов, число вопросов в каждом из них, содержательный объём включённых в билеты дидактических единиц и требований к уровню их усвоения соответствует объёму учебной нагрузки, предусмотренному на изучение физики Базисным учебным планом РФ (2 ч/нед., 210 ч за три года обучения в 7–9-м классах), и оптимально с точки зрения полноты проверки всех требований стандарта к уровню подготовки выпускников.

Комплект состоит из 25 билетов, каждый из которых включает 3 вопроса: первый из них — теоретический, второй содержит экспериментальное задание, а третий предлагает школьникам решить расчётную задачу.

Первый теоретический вопрос билетов включает дидактические единицы раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента стандарта для основной школы за исключением материала, выделенного в стандарте курсивом. Первый вопрос проверяет освоение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, фундаментальных физических законах и принципах, наиболее важных открытиях в области физики и методах научного познания природы.

Второй вопрос билетов предлагает выпускнику основной школы выполнить экспериментальное задание. Экспериментальные задания направлены на оценку сформированности практических умений: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.

В экзаменационные билеты включены экспериментальные задания четырёх различных типов:

1. Проведение прямых измерений физических величин и расчёт по полученным данным зависимого от них параметра. Например:

– измерение объёма и массы твёрдого тела; расчёт плотности вещества, из которого оно изготовлено;

– измерение времени соскальзывания бруска по наклонной плоскости при малом её наклоне и пройденного пути, расчёт ускорения равноускоренного движения.

2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости. Например:

– измерение силы трения, возникающей при скольжении бруска по горизонтальной поверхности, при различных давлениях бруска на стол, построение графика зависимости силы трения от силы давления;

– измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нём, построение графика зависимости силы тока от напряжения.

3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Например:

– при увеличении массы груза пружинного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза;

– при приближении предмета к собирающей линзе на некоторое расстояние его изображение удаляется на то же расстояние.

4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне); постановка качественных опытов по выявлению факторов, влияющих на их протекание. Например:

– наблюдение действия выталкивающей силы на погружённое в жидкость тело; исследование зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и глубины погружения тела;

– наблюдение различных способов получения индукционного тока; постановка качественных опытов по исследованию изменений его величины и направления.

При выполнении на экзамене экспериментального задания учащимся рекомендуется выдавать либо тематический набор (по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике) целиком, либо подобранный для данного задания перечень оборудования, но с некоторым превышением его номенклатуры. Это позволяет проверить уровень сформированности такого умения, как подбор (отбор) оборудования в соответствии с целью задания.

В разделе образовательного стандарта основной школы «Требования к уровню подготовки выпускников» не указано, что учащиеся должны уметь представлять результаты измерений с учётом их погрешностей. Однако при выборе экзамена по физике в случае конкурсного отбора в классы, где физика является профильным предметом, рекомендуется требовать записи результатов прямых измерений с учётом их абсолютной погрешности (погрешности отсчёта), а также указывать погрешности прямых измерений при построении графиков зависимости физических величин.

В третьем вопросе билетов учащимся предлагается решить расчётную задачу. Требования к оцениванию расчётных задач приведены в разделе «Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов». В процессе же устной беседы учащийся должен кратко объяснить явление или процесс, описанный в условии задачи, назвать законы, которые используются при решении задачи, или дать ссылки на определения физических величин, оценить «разумность» полученного численного ответа.

В приложениях к комплектам билетов приводятся образцы расчётных задач и примеры экспериментальных работ, которые соответствуют рекомендуемому уровню сложности практических заданий для устной итоговой аттестации.

***

Предлагаемый комплект билетов является примерным и может корректироваться исходя из особенностей образовательной программы школы и учебно-методического комплекта, по которому проводилось обучение. При корректировке комплекта билетов рекомендуется сохранять предложенную структуру билета (один теоретический вопрос и два практических задания). При компоновке каждого билета следует помнить, что вопросы и задания, включённые в него, должны отражать различные разделы курса. Количество экзаменационных билетов должно быть не менее двадцати, независимо от числа учащихся, сдающих экзамен. Число, формулировка и объёмное наполнение теоретических вопросов может изменяться, но в целом комплект билетов должен включать все содержательные элементы, проверка которых предусмотрена требованиями к уровню подготовки выпускников федерального компонента стандарта основной школы по физике. Содержание экспериментальных заданий корректируется с учётом имеющегося в школе лабораторного оборудования, но при этом рекомендуется сохранить все разнообразие предлагаемых в примерных билетах видов таких заданий.

Если по экзамену по физике за курс основной школы проводится ещё и конкурсный отбор в классы, где физика будет являться профильным предметом, то при корректировке комплекта билетов рекомендуется:

– повысить уровень требований к ответам на теоретические вопросы;

– учитывать при выполнении экспериментальных заданий умение учащихся записывать показания измерительных приборов с учётом абсолютной погрешности измерений, указывать погрешности прямых измерений при построении графиков зависимости физических величин;

– использовать более сложные (по сравнению с приведёнными в примерном комплекте) расчётные задачи.

В процессе подготовки к экзаменам учащимся предлагаются тексты билетов и возможные варианты экспериментальных заданий и теоретических задач к каждому из них. Для проведения экзамена для каждого класса готовится отдельный комплект текстов задач с их решениями (третьи вопросы), а также образцы выполнения экспериментальных заданий (вторые вопросы), который утверждается администрацией школы и согласуется с методическими службами. Тексты задач хранятся у директора школы и заранее учащимся не сообщаются.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости: справочные таблицы физических величин; плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы; приборы и материалы выполнения практических заданий; непрограммируемый калькулятор. Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 30 мин. Рекомендации по оцениванию ответов учащихся на вопросы билетов приводятся после текста билетов.

***

Кроме экзамена по билетам итоговая аттестация по физике может проводиться и в других формах: защита проектной или учебно-исследовательской работы; собеседование; тестирование на основе стандартизованных контрольно-измерительных материалов, содержащее задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания, требующие развёрнутого ответа.

Работа по подготовке к экзамену в виде защиты проектной или учебно-исследовательской работы должна начинаться не менее чем за два месяца до итоговой аттестации. С учетом рекомендаций учителя физики учащийся выбирает тему работы и основную форму её выполнения. Такими работами могут быть, например, реферат по теме, выходящей за рамки школьного курса физики; проектная работа по постановке нового демонстрационного эксперимента или работы практикума для кабинета физики; решение исследовательской задачи, требующей как теоретических выкладок, так и экспериментальной проверки.

Не позднее чем за неделю до экзамена выпускник представляет выполненную работу на рецензию учителю физики. При рецензировании необходимо учитывать степень решения поставленных в начале работы задач, полноту и глубину раскрытия темы, степень самостоятельности суждений или действий и т.д. На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет отметку после защиты выпускником представленной работы.

Для проведения экзамена в виде собеседования составляется перечень из 10–15 вопросов обобщающего характера по ключевым темам курса физики в соответствии со стандартом основного (общего) образования. На экзамене выпускник без предварительной подготовки даёт развёрнутый ответ по одному из вопросов, выбранному аттестационной комиссией.

Устный экзамен в формах собеседования и защиты проектной или учебно-исследовательской работы целесообразно проводить с выпускниками, проявившими интерес к изучению физики, имеющими глубокие знания по предмету и хорошие или отличные итоговые оценки по физике за время обучения в основной школе.

Для подготовки школьников к письменной работе рекомендуется использовать специальные сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля в основной школе, имеющие грифы МОиН РФ и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Билет 1

1. Механическое движение. Путь. Скорость. Ускорение.

2. Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нём, расчёт сопротивления проволочного резистора.

3. Задача на расчёт количества теплоты, которое потребуется для нагревания тела.

Билет 2

1. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Сила и сложение сил. Второй закон Ньютона.

2. Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном (параллельном) соединении проводников, анализ полученных результатов.

3. Задача на расчёт влажности воздуха.

Билет 3

1. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса.

2. Измерение силы тока, проходящего через лампочку, и напряжения на ней, расчёт мощности электрического тока.

3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.

Билет 4

1. Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Закон всемирного тяготения.

2. Измерение силы тока, проходящего через резистор, и напряжения на нём, построение графика зависимости силы тока от напряжения.

3. Задача на определение конечной температуры при смешивании горячей и холодной воды.

Билет 5

1. Сила упругости. Объяснение устройства и принципа действия динамометра. Сила трения. Трение в природе и технике.

2. Наблюдение магнитного действия постоянного тока. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости направления магнитного поля от направления и величины тока.

3. Задача на расчёт массы тела по его плотности.

Билет 6

1. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

2. Наблюдения различных способов получения индукционного тока. Постановка качественных опытов по изменению величины и направлению индукционного тока.

3. Задача на расчёт механической работы.

Билет 7

1. Работа силы. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии.

2. Измерение уменьшения температуры горячей воды (или увеличения температуры холодной воды) при её смешивании с холодной (с горячей), расчёт количества теплоты, которое отдаёт горячая вода (получает холодная вода).

3. Задача на расчёт заряда, прошедшего через проводник.

Билет 8

1. Механические колебания. Механические волны. Звук. Колебания в природе и технике.

2. Изучение силы трения, возникающей при скольжении деревянного бруска с грузами по горизонтальной поверхности. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей и рода поверхностей.

3. Задача на расчёт силы тока с использованием закона Ома для участка цепи.

Билет 9

1. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение и диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

2. Получение действительного изображения предмета в собирающей линзе. Проверка предположения: при приближении предмета к собирающей линзе на некоторое расстояние его чёткое изображение удаляется на такое же расстояние

3. Задача на применение закона всемирного тяготения.

Билет 10

1. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.

2. Наблюдение действительных изображений предмета, полученных при помощи собирающей линзы. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости размеров изображения и расстояния до него от расстояния до источника света.

3. Задача на применение закона сохранения механической энергии.

Билет 11

1. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2. Исследование условий равновесия рычага под действием груза и пружины динамометра. Построение графика зависимости показаний динамометра от расстояния груза до оси вращения.

3. Задача на расчёт сопротивления проводника, если известны его удельное сопротивление, длина и площадь поперечного сечения.

Билет 12

1. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.

2. Измерение удлинения пружины от веса груза, подвешенного к ней. Построение графика зависимости удлинения пружины от веса груза.

3. Задача на расчёт общего сопротивления последовательного и параллельного соединений проводников.

Билет 13

1. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Плавление. Кристаллизация.

2. Проверка предположения: при увеличении массы груза пружинного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза.

3. Задача на расчёт пути или скорости при равноускоренном движении.

Билет 14

1. Испарение. Конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

2. Измерение фокусного расстояния и расчёт оптической силы собирающей линзы.

3. Задача на применение закона Гука.

Билет 15

1. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

2. Наблюдение явления испарения жидкости. Постановка качественных опытов по исследованию зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости и рода жидкости.

3. Задача на применение второго закона Ньютона.

Билет 16

1. Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

2. Измерение веса тела в воздухе и веса тела, полностью погружённого в жидкость, расчёт силы Архимеда.

3. Задача на расчёт центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной скоростью.

Билет 17

1. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Использование теплового действия тока в технике.

2. Проверка предположения: при увеличении длины нити нитяного маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза.

3. Задача на относительность механического движения.

Билет 18

1. Электрическое поле. Действия электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

2. Измерение силы упругости и удлинения пружины, расчет жёсткости пружины.

3. Задача на построение изображения в плоском зеркале.

Билет 19

1. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.

2. Измерение пути и времени при равномерном движении тела, построение графика зависимости пути от времени.

3. Задача на построение изображения в собирающей линзе.

Билет 20

1. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Опыты Фарадея. Переменный ток.

2. Измерение разности температур сухого и влажного термометров и определение относительной влажности воздуха.

3. Задача на применение соотношения между скоростью распространения, частотой и длиной электромагнитной волны.

Билет 21

1. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Явление преломления света.

2. Измерение времени соскальзывания бруска по наклонной плоскости при малом её наклоне и пройденного пути, расчёт ускорения равноускоренного движения.

3. Задача на применение закона сохранения импульса при неупругом ударе.

Билет 22

1. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображения в собирающей линзе. Глаз как оптическая система.

2. Измерение силы, необходимой для равномерного подъёма бруска по наклонной плоскости и пройденного пути, расчёт работы этой силы.

3. Задача на расчёт работы или мощности электрического тока.

Билет 23

1. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

2. Измерение объёма твёрдого тела и его массы. Расчёт плотности вещества, из которого оно изготовлено.

3. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.

Билет 24

1. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

2. Измерение силы трения, возникающей при скольжении бруска по горизонтальной поверхности, при различных давлениях бруска на стол, построение графика зависимости силы трения от силы давления.

3. Задача на построение изображения в рассеивающей линзе.

Билет 25

1. Роль физики в формировании научной картины мира. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин.

2. Шарик скатывается с жёлоба, установленного на некоторой высоте над землёй, и летит горизонтально. Проверка предположения: при увеличении высоты, с которой брошен шарик, в два раза, дальность полёта увеличивается в два раза. (Начальная скорость шарика не меняется при изменении высоты подъёма жёлоба.)

3. Задача на расчёт давления столба жидкости.

Примеры задач для экзаменационных билетов

1. Механические явления

Билет 10. Какую скорость приобретёт «снаряд» массой 0,1 кг под действием пружины жёсткостью 90 Н/м, сжатой на 3 см?

Ответ. 0,9 м/с.

Билет 14. При столкновении двух вагонов буферные пружины жёсткости 105 Н/м сжались на 10 см. Чему равна максимальная сила упругости, с которой пружины воздействовали на вагон?

Ответ. 104 Н.

Билет 15. Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F, модуль которой равен 10 Н. Рисунок Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ. 5 Н.

Билет 21. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

Ответ. 1 м/с.

2. Тепловые явления

Билет 1. Какое количество теплоты надо передать железному цилиндру массой 200 г, чтобы нагреть его от комнатной температуры 20 °С до 100 °С?

Ответ. 7200 Дж.

Билет 2. Давление водяного пара при температуре 20 °С равно 0,61 Па. Давление насыщенного водяного пара при этой температуре равно 2,33 Па. Чему равна относительная влажность воздуха?

Ответ. 26%.

Билет 4. В стакане было 100 г воды при температуре 20 °С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 50 г воды при температуре 50 °С?

Ответ. 30 °С.

3. Электромагнитные явления

Билет 11. Чему равно электрическое сопротивление медного проводника длиной 20 м и площадью поперечного сечения 2 мм2? Удельное сопротивление меди 1,7 • 10–8 Ом • м.

Ответ. 0,17 Ом.

Билет 12. Рассчитайте сопротивление электрической цепи, представленной на рисунке.

Рисунок

Ответ. 3 Ом.

Билет 20. С какой частотой происходят колебания в электромагнитной волне, если её длина волны равна 25 м? Скорость распространения электромагнитной волны примите равной 3 • 108 м/с.

Ответ. 12 МГц.

Билет 22. Сила тока через лампу накаливания равна 0,455 А. Напряжение на лампе 220 В. Чему равна мощность лампы?

Ответ. 100 Вт.

Билет 23. Какое количество теплоты выделяется в проводнике с электрическим сопротивлением 5 Ом за 4 с при силе тока в проводнике 3 А?

Ответ. 180 Дж.

4. Квантовые явления

Билет 3. Определите бомбардирующую частицу Х в первой в истории ядерной реакции, осуществлённой Э.Резерфордом:

Ответ. -частица.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника на вопросы экзаменационных билетов

Рекомендуется полный ответ за все три вопроса билета оценивать по 10-балльной системе. За устный ответ максимально – 4 балла, за выполнение экспериментального задания – 4 балла, за решение задачи – 2 балла.

Рекомендации по оцениванию ответов на теоретические вопросы. Баллы за теоретические вопросы выставляются аттестационной комиссией на основе поэлементного анализа ответа учащегося с учетом требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов тех видов знаний, которые включены в теоретический вопрос. В каждом вопросе выделены четыре примерно одинаковых по содержательному наполнению дидактические единицы. За каждую из них выставляется 1 балл, если учащийся в своём ответе осветил все элементы, которые относятся к обязательным результатам обучения.

Ниже приведены обобщённые планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения.

Физическое явление

1. *Название явления и основные признаки, по которым оно обнаруживается (или определение).

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. *Объяснение явления на основе имеющихся знаний.

5. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе).

Физическая величина

1. *Название величины и её условное обозначение.

2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).

3. Определение.

4. *Формула, связывающая данную величины с другими.

5. *Единицы физической феличины.

6. Способы измерения величины.

Физический закон

1. Словесная формулировка закона.

2. *Математическое выражение закона.

3. *Название и единицы всех величин, входящих в закон.

4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

5. *Примеры применения закона на практике.

6. Границы применимости закона.

Физический опыт

1. *Цель опыта.

2. Схема опыта.

3. *Ход опыта.

4. *Результат опыта.

Рекомендации по оцениванию экспериментальных заданий. Полное и правильное выполнение экспериментального задания рекомендуется оценивать в 4 балла, которые выставляются за выполнение отдельных этапов в зависимости от типа задания. Все типы экспериментальных заданий разделены на четыре этапа, выполнение каждого этапа оценивается в 1 балл. При отсутствии каких-либо этапов или неверного их выполнения снимается соответствующее количество баллов. Ниже приводятся обобщённые критерии оценивания для каждого из типов экспериментальных заданий, включённых в комплект билетов.

1. Проведение прямых измерений физических величин и расчёт по полученным данным зависимого от них параметра.

Критерии оценки выполнения задания

Балл

1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения измерений. 1
2. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений двух величин. 1
3. Записана формула, необходимая для расчёта искомой величины. 1
4. Получено численное значение искомой величины. 1

Итого:

4

2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости.

Критерии оценки выполнения задания

Балл
1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения измерений. 1

2. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений не менее чем для трёх случаев.

1

3. Построен график зависимости одной физической величины от другой.

1
4. Сделан вывод о характере полученной зависимости. 1

Итого:

4

3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

Критерии оценки выполнения задания Балл
1. Выбрано оборудование для выполнения задания, собрана экспериментальная установка. 1
2. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений заданных величин для двух случаев. 1
3. Проведены расчёты для проверки выдвинутого предположения. 1
4. Сделан вывод о справедливости (или ошибочности) выдвинутого предположения. 1

Итого:

4

4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание.

Критерии оценки выполнения задания Балл
1. Выбрано оборудование для демонстрации описанного в задании явления и продемонстрировано явление. 1
2. Для первого исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов. 1
3. Для второго исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов. 1
4. Сделан вывод о зависимости (или независимости) исследуемой величины от двух заданных параметров. 1

Итого:

4

Рекомендации по оцениванию расчётных задач

Решение расчётных задач оценивается на основе обобщённых критериев оценки выполнения задания, которые приведены ниже. Максимально за решение расчётной задачи можно поставить 2 балла.

Условие задачи
Образец возможного решения

Критерии оценки выполнения задания

Балл
1. Верно записано краткое условие задачи, при необходимости сделан рисунок, записана формула, применение которой необходимо для решения задачи выбранным способом.

2. Сделаны необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, представлен ответ.

3. При устной беседе учащийся демонстрирует понимание физических процессов или явлений, описанных в условии задачи.

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

— при переводе единиц физической величины;

ИЛИ

— при использовании справочных табличных данных;

ИЛИ

— в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла

ИЛИ

случай, когда ученик не приступал к решению.

0

Примеры оценивания расчётных задач

Пример 1 (билет 15)

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F, модуль которой равен 10 Н. Рисунок Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

Ответ. 5 Н.

(Рисунок не обязателен.) Модуль ускорения, сообщаемого силой F двум брускам, определяется вторым законом Ньютона и равен:

Применив второй закон Ньютона к бруску А, получим искомое значение силы, действующей на брусок А со стороны нити:

Подставив числовые данные, получим: FА = 5 Н.

Критерии оценки выполнения задания

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — второй закон Ньютона);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

— в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи.

0

Пример 2 (билет 8)

Как изменится сила тока, протекающая через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?
Образец возможного решения (рисунок необязателен). Согласно закону Ома для участка электрической цепи, Сопротивление участка цепи можно рассчитать по формуле Исходя из этого сила тока может быть найдена из выражения Увеличение в 2 раза напряжения приведёт к увеличению в 2 раза силы тока; уменьшение в 2 раза длины проводника приводит также к увеличению силы тока в 2 раза. Следовательно, сила тока увеличится в 4 раза.

Максимальная оценка 2 балла ставится, если приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления;

2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Пример 3 (билет 19)

Предмет находится на расстоянии 0,5 м от собирающей линзы с фокусным расстоянием равным 0,3 м. Каким будет изображение этого предмета, полученное с помощью линзы?
Образец возможного решения (построение хода лучей обязательно). Предмет находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием. Проведено построение хода лучей, из которого следует, что изображение предмета является действительным, увеличенным и перевёрнутым.

Максимальная оценка 2 балла ставится, если приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) определено положение предмета относительно линзы; 2) построен ход лучей в собирающей линзе; 3) дана полная характеристика изображения, полученного с помощью линзы.

Оценка 1 балл ставится, если в решении содержится ошибка в нахождении положения предмета относительно линзы, ИЛИ не представлен ход лучей через линзу, ИЛИ представлена неполная характеристика изображения, полученного с помощью линзы.

Полученные учащимся баллы за выполнение каждого из заданий билета переводятся в 5-балльную шкалу с учётом следующих рекомендаций:

1. Оценка «Отлично» выставляется в том случае, если учащийся получил 8–10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем трём вопросам билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 3 баллов за выполнение экспериментального задания и правильно решив предложенную задачу.

2. Оценка «Хорошо» выставляется при условии получения аттестуемым 6–7 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех трёх вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 2 баллов за выполнение экспериментального задания и не менее 1 балла за решение задачи.

3. Оценка «Удовлетворительно» выставляется при получении 4–5 баллов. При этом учащийся должен показать владение основным содержанием не менее чем по двум вопросам билета. Например, набрав 2 балла за теоретический вопрос и решив задачу или частично выполнив экспериментальное задание.

Литература

Генденштейн Л.Э., Кирик Л.Ф., Гельфгат И.М. Задачи по физике для основной школы с примерами решений.: Под. ред. Орлова В.А. – М.: Илекса, 2005.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Тесты. Физика. 7–9 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Нурминский И.И. и др. Тесты. Физика. 7–9 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен. Физика. Методика подготовки. – М.: Просвещение, 2006.

Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7–9 класс). – М.: Интеллект-Центр, 2005.

Фадеева А.А., Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Никифоров Г.Г. Физика: Сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: Под ред. Фадеевой А.А.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006.

Шилов В.Ф., Дик Ю.И. Примерные билеты и ответы по физике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2001/2002 уч.г. — М.: Дрофа, 2002.