Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2007

В.Ю.БИТЮРИНА,
школа № 44, лицей № 38, г. Нижний Новгород

Психофизиологические особенности зрения

Урок-практикум, физико-математический профиль. 11-й класс

Общая цель преподавания в высшей степени зависит от культурного направления эпохи

Ф.Клейн

Перед нами проблема – новая организация преподавания физики. Эта проблема периодически возникает в связи с очередным этапом развития науки и техники. В ХХ в. были проведены две реорганизации: в 30-е гг. – переход от школы филологического типа к школе на базе математики и естественных наук. Она прошла успешно в соответствии с поставленными целями: широко, сопровождалась большим количеством хороших учебников. В 60-е же годы реорганизация пошла по пути алгоритмизации и информационного насыщения физики, что объяснялось новыми открытиями и развитием таких областей, как физика элементарных частиц, квантовая физика. При этом развитие мышления отошло на второй план, образование стало репродуктивным, а это скучно, утомительно и мало полезно.

В настоящее время информации катастрофически много, следовательно, учебные программы по физике информационно перегружены по объёму и содержанию, однако уровень познавательной способности учащихся ограничен, да и изучают они не только физику – из-за сильной дифференциации наук дети не имеют целостной картины мира, не переносят знания одного предмета на другой. Физика переходит в ранг описательной дисциплины, снижается уровень физико-математического образования.

Не вызывает сомнения, что не тот знает предмет, кто изучил физику от механики Ньютона до строения атомного ядра или историю от Всемирного потопа до наших дней, а тот, кто овладел методом научного исследования и сформировал собственное мировоззрение. Следовательно, мы должны учить школьников учиться. Если ученик владеет методом научного исследования, он творчески применяет его к решению разнообразных задач, самостоятельно расширяет сферу своих знаний, пользуясь справочным материалом и научными источниками (книги, интернет). Здесь нужно заметить, что метод усваивается лишь в соединении с конкретными знаниями при его применении к прикладным разделам наук.

Необходимо сократить разрыв между физикой, химией, биологией, экологией, историей, литературой и обществознанием, сократить разрыв между наукой, культурой и жизнью в целом. Для этого нужно вводить в курс физики технические, биологические, экологические и другие приложения для составления развёрнутой картины физического миропонимания и формирования современного мировоззрения. Детям интересно, это способствует изменению зачастую негативного отношения к физике, вызванного отрицанием её общекультурной ценности, противопоставления её гуманитарным идеям. Чтобы доказать, что физика – часть общечеловеческой культуры, нужно включить в изучение широкий круг прикладных вопросов, в том числе гуманитарных.

Таким образом, цель моей работы – передать учащимся базовые знания и развить самостоятельное мышление. Отсюда вытекают задачи:

– дать знания о наиболее важных и общих экспериментальных фактах, теориях, моделях;

– направить на освоение фундаментальных методов познания исследовательского характера;

– воспитать прикладную математическую культуру (очень важен метод математического моделирования, который может быть хорошо отработан на физических моделях как самых простых);

– воспитать привычку рассуждать;

– воспитать экологическую культуру, т.к. при всей сложности и многообразии окружающего мира его явления едины, а человек – и субъект, и объект исследований;

– способствовать развитию грамотной устой речи, умению выражать свои мысли письменно.

Как оценить степень выполнения задач? Вот некоторые критерии:

– применяютcя ли для анализа явлений фундаментальные законы?

– понимают ли дети суть метода моделирования?

– как они решают задачи – творчески или по алгоритму?

– могут ли самостоятельно разными способами добывать информацию?

– доступно ли и грамотно выражают свои мысли устно и на бумаге?

Очевидно, что на настоящем этапе просто невозможно обойтись без межпредметной интеграции. Мы возвращаемся на новом витке познания к той ситуации, когда не было историков, физиков, биологов, химиков, а были философы. На заре науки не было необходимости их разделять, в наше время их необходимо вновь объединять общими идеями и целью познания. В этом плане замечательно работают такие технологии, как развитие критического мышления и проектная работа. Подобные уроки непросты для учителя, да и детей к ним нужно подготавливать и приучать постепенно, но они, безусловно, необходимы по каждой теме, т.к. дают возможность приобрести новые знания в интересующем учащихся ключе самостоятельно, заранее подготавливаясь к защите проекта, или применить уже имеющиеся знания к осмыслению нового материала на уроках развития критического мышления. Надо заметить, что детям подобные уроки начинают нравиться не сразу, во вкус они входят постепенно, зато, привыкнув, часто просят заменить стандартные уроки на уроки с применением перечисленных технологий. Это даёт возможность проявить себя, научиться работать в команде, а также научиться не только выдвигать идеи, но и защищать их, т.е. дети приобретают навыки выполнения своей работы в выгодном свете, что очень ценно в современном обществе,

Можно надеяться, что применение новых технологий не только вызовет у детей интерес к предмету, но даст им возможность оптимально подготовиться к дальнейшему обучению и работе.

Задачи урока: повторить строение глаза человека, узнать о некоторых особенностях зрения человека, приобрести практические навыки наблюдения этих особенностей на собственном опыте и оценить своё зрение с учётом этих особенностей.

Подготовка к уроку. Отбор литературы произведён с привлечением пяти учеников.

Литература

Громыко Г.Г., Чандаева С.Л., Громыко А.Г. Демонстрационные опыты, лабораторные работы и практические задания. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.

Фронтальные лабораторные занятия по физике. 7–11 кл.: Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова. – М.: Просвещение, 1996.

Эллиот Л., Уилкокс У. Физика. – М.: Наука, 1975.

Яворский Б.М., Пинский А.А. Основы физики. – М.: Наука, 1974.

Этап, продолжительность

Деятельность

учителя

учеников

Организационный, 2 мин Сообщает цели урока, форму записей Подготавливают рабочие тетради
Повторение строения глаза человека, 8 мин Помогает докладчику Ученик делает сообщение о строении глаза с использованием модели и слайдов (с проектором работает учитель)

Опыт 1. «Обнаружение слепого пятна», 6 мин

Оборудование: лист белой бумаги с рисунком в виде чёрных кружка и крестика, расположенных на расстоянии 6–8 см друг от друга.

Ход опыта. Закрывают правый глаз и левым смотрят на крестик. Приближая к глазу и удаляя от него рисунок, находят такое положение, при котором кружок не виден: его изображение попало на слепое пятно левого глаза. Закрывают левый глаз, правым смотрят на кружок, обнаруживают слепое пятно правого глаза. Замечают, что слепое пятно в каждом глазу сдвинуто к переносице от главной оптической оси глаза и не мешает нормальному зрению

Сообщает название опыта, знакомит с оборудованием к нему Один ученик кратко описывает цель и ход опыта, выполняет его, обращает внимание на сдвиг слепого пятна от главной оптической оси глаза к переносице. Остальные выполняют опыт индивидуально и делают краткие записи

Опыт № 2. «Наблюдение изменения диаметра зрачка», 3 мин

Оборудование: плоское зеркало.

Ход опыта. Поворачиваются в сторону тёмного предмета и наблюдают в зеркале изображение глаза. Замечают размер зрачка. Переводят взгляд на ярко освещённый предмет, обнаруживают заметное уменьшение зрачка. Убеждаются, что зрачок играет роль диафрагмы, автоматически меняющей свой размер в зависимости от освещённости глаза

Сообщает название опыта, оборудование, описывает цель и ход опыта, подчёркивает, что зрачок играет роль диафрагмы Выполняют опыт индивидуально и делают краткие записи

Опыт № 3. «Определение аккомодации глаза», 10 мин

Оборудование: карандаш, печатный текст, измерительная лента.

Ход опыта. Смотрят одним глазом то на карандаш, расположенный на расстоянии 15–20 см от глаза, то на удалённый предмет. Замечают, что при рассматривании карандаша удалённый предмет расплывчат, а при рассматривании удалённого предмета расплывчат карандаш. Определяют положение ближней точки, медленно приближая к глазу печатный текст до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимыми, измеряют расстояние от глаза до текста. Определяют положение дальней точки, рассматривая удалённые предметы (у нормального глаза дальняя точка в бесконечности). Замечают, что при чтении глаз испытывает минимальное напряжение на расстоянии наилучшего зрения (около 25 см для нормального глаза)

Сообщает название опыта, знакомит с оборудованием к нему

Один ученик кратко описывает цель и ход опыта, выполняет его, объясняет, что такое аккомодация, ближняя и дальняя точки, сообщает норму, подчёркивает важность чтения на расстоянии наилучшего зрения.

Остальные выполняют опыт парами и делают краткие записи

Опыт № 4. «Обнаружение борьбы полей зрения», 5 мин

Оборудование: лист бумаги.

Ход опыта. Свёртывают из бумаги трубу в форме конуса длиной 15–20 см, приставляют её широкой стороной к правому глазу, на уровне узкой части трубы напротив левого глаза ставят ладонь, смотрят обоими глазами так, чтобы взгляд левого глаза был направлен на ладонь, а правого – в раструб: ладонь будет казаться продырявленной

Сообщает название опыта, знакомит с оборудованием Один ученик кратко описывает цель и ход опыта, выполняет его, объясняет, что должны увидеть ученики, объясняет, почему. Остальные выполняют опыт индивидуально и делают краткие записи

Опыт № 5 «Наблюдение особенностей бинокулярного зрения», 6 мин

Оборудование: 2 карандаша разного цвета.

Ход опыта. На карандаши, расположенные на одной линии, перпендикулярной переносице и проходящей через её середину на уровне глаз, смотрят то одним, то другим глазом. При этом карандаши кажутся находящимися на одинаковом расстоянии от глаз и меняются местами при смене точек зрения. Наблюдение повторяют, увеличив расстояние между карандашами. Замечают, что оба карандаша кажутся расположенными в одной плоскости и оценить расстояние между ними невозможно, а также, что при увеличении расстояния между карандашами увеличивается их боковое смещение. Затем смотрят двумя глазами. Замечают, что иллюзия плоской картины сразу исчезает. Следовательно, бинокулярное зрение позволяет видеть предметы в пространстве и оценивать расстояние между ними (эта особенность ослабевает по мере удаления предмета от глаза и на большом расстоянии все предметы кажутся плоскими)

Сообщает название опыта, знакомит с оборудованием Двое учеников кратко описывают цель и ход опыта, демонстрируя его выполнение с использованием заранее подготовленного чертежа и подчёркивая преимущества бинокулярного зрения. Остальные выполняют опыт индивидуально и делают краткие записи

Подведение итогов урока и запись домашнего задания

ДЗ: оформить результаты опытов на листках по предложенной на доске схеме

Перечисляет особенности зрения, которые наблюдались во время урока, объясняет, что это только часть возможных наблюдений Записывают домашнее задание и переписывают в тетради предложенную схему оформления домашней работы

На доске: схема оформления домашнего задания

1. Опыт №

2. Название опыта

3. Цель опыта

Вывод из проделанного опыта с оценкой исследованных особенностей вашего зрения.

Вера Юрьевна Битюрина

Вера Юрьевна Битюрина – учитель физики школы № 44 (с 1993 г.) и лицея № 38 (с 2001 г.). Окончила радиофизический факультет ННГУ по специальности «Радиофизика и электроника». Высшая квалификационная категория, дважды Соросовский учитель, неоднократно награждалась грамотами Минобразования.