Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2007

Т.И.ДОЛГАЯ,
ГОУ СОШ № 110 с угл. изучением испанского языка ЦАО, г. Москва

dolgiy62@mail.ru

Игры с использованием интерактивной доски

Повторительно-обобщающие уроки-игры. 7-й класс

В России идёт становление новой системы образования. Всё больше сторонников приобретает личностно-ориентированная педагогика, педагогика субъект-субъектных отношений, педагогика сотрудничества. Включить в работу всех, мотивировать детей к изучению физики позволяет игровая деятельность, когда ученику понятны цели и доступны методы. Игровые обязательства, добровольно принятые и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Игровые задания снимают стресс. В атмосфере взаимопонимания, интереса, азарта есть и право на ошибку, и обязанность слышать всех и видеть всё происходящее. Игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению и применению знаний, тогда она является обучающим элементом. Я провожу повторительно-обобщающие уроки в форме игры раз в четверть.

Учитывая, что ученики чувствуют себя уверенно в море информации и не мыслят себя без компьютеров, я подготовила к играм компьютерную поддержку на интерактивной доске ACTIV-board.

Цели игровых уроков: расширение кругозора, применение полученных знаний и умений в практической деятельности; воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развитие внимания, памяти, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить аналогии, выбирать оптимальные решения; адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

Известная игра наполняется физическим содержанием и проводится в конце учебного года. Класс делится на две команды. В начале игры на доске – два игровых поля. Удобство интерактивной доски в том, что корабли «спрятаны» (поля кажутся пустыми). По очереди игроки команды называют квадрат удара по противнику. Если корабля в данном месте нет, то, коснувшись интерактивным фломастером нужного квадрата, мы поставим в нём точку. А если есть, то по ссылке будет вызван вопрос, при правильном ответе на который удастся «убить» корабль. Цифра в левом углу доски показывает число палуб корабля, что позволяет планировать дальнейшие удары.


а


б

Вид интерактивной доски в начале игры: а) с невидимыми и б) с видимыми ссылками

Примеры страниц вопросов, вызываемых по ссылке при попадании в нужный квадрат
Примеры страниц вопросов, вызываемых по ссылке при попадании в нужный квадрат

Игра продолжается до уничтожения всех кораблей противника. После попадания игроку предоставляется ещё один ход. Программное обеспечение позволяет сопровождать попадание звуковыми эффектами, например, грохотом взрыва.

Поскольку в игре участвуют по 10 кораблей (20 палуб) на каждом поле, и часть времени тратится на «поиск» кораблей, то вопросы должны быть простыми, не требующими времени на размышления.

Организация урока: оргэтап – 3 мин; игра – 40 мин; подведение итогов – 2 мин.

Вопросы и задания к игре

– Однопалубные корабли: Чему равна константа g? Когда тело тонет? Закон Паскаля? Что такое путь? Что такое векторная величина? Что такое диффузия? Что такое физическое тело? Каково основное свойство сообщающихся сосудов?

– Двухпалубные корабли: Что такое давление? Что такое молекула? Формула давления столба жидкости? Формула массы? Что такое скорость? Формула силы Архимеда? Формула силы тяжести? Условие плавания тел? Назовите три физических термина. Чему равна равнодействующая двух сил, одинаковых по модулю, но противоположных по направлению? Приведите два примера векторных величин. Сформулируйте три положения о строении вещества.

– Трёхпалубные корабли: Каковы свойства твёрдых тел? Что такое скалярная величина? Приведите два примера, доказывающих существование молекул. Что такое вес тела? Куда направлена сила Архимеда? Что такое плотность вещества? Какие силы действуют между молекулами? Каковы свойства жидкостей? Какое движение называют равномерным? Каковы свойства твёрдых тел? В чём заключается явление инерции? Каковы свойства газов?

– Четырёхпалубные корабли: Что такое равнодействующая? Какими бывают физические явления? Приведите два примера скалярных величин. Формула механической работы? Приведите два примера, доказывающих движение молекул. Куда направлена сила тяжести? К чему приложен вес тела? Назовите методы физических исследований.

 

Лист электронного конспекта «Таблица „Крестики-нолики”»
Лист электронного конспекта «Таблица „Крестики-нолики”»

В конце первой четверти на повторительно-обобщающем уроке использую эту всеми любимую игру. Она проходит быстро, т.к. на поле всего 9 клеток-вопросов, так что за урок проходит два раунда.

Класс делится на две команды, жеребьёвкой определяется команда, начинающая игру, – «крестики», следующий ход делает вторая команда – «нолики». При обращении к какой-нибудь клетке на доске высвечивается вопрос (или задание), на которое и должна ответить эта команда. Если ответ неверен, то может ответить другая команда, тогда она и ставит свой знак в этой клетке (жёлтый крестик или зелёный нолик, которые легко переносятся из-под таблицы в нужную клетку).

Вид интерактивной доски при обращении к различным клеткам поля
Вид интерактивной доски при обращении к различным клеткам поля

Задание «Палитра» выполняется так: один ученик выходит к доске, ему завязывают глаза. Сидящие на своих местах товарищи по команде получают карточку с написанным словом – что надо нарисовать. В течение минуты, следуя указаниям товарищей и не задавая дополнительных вопросов, он должен нарисовать указанный предмет, а затем, сняв повязку, догадаться, что он изобразил.

В задании «Пантомима» двум ученикам даётся карточка с написанным словом. В течение минуты без слов надо объяснить его своей команде. Команда может задавать вопросы, на которые можно отвечать кивком головы.

Задание «Измеритель» содержит практическую задачу. В задании «Чёрный ящик» ученики по описанию свойств должны догадаться, что может быть внутри. Задание «Детектив» сформулировано как задача по решению какой-либо проблемы.

Организация урока: оргэтап – 3 мин; I раунд – 20 мин; II раунд – 20 мин; подведение итогов – 2 мин.

I раунд

На висячем мосту стоит мальчик и раскачивает мост. Под действием какой силы мост выпрямляется? Можно ли для определения массы пользоваться весами на другой планете? Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свои форму и объём. В каком состоянии находится джинн? Чтобы промыть деталь, её опускают в керосин. При погружении какой детали – свинцовой или алюминиевой – уровень керосина будет выше, если их масса одинакова? Тело в чёрном ящике отличается большими силами взаимодействия между молекулами. В каком состоянии находится тело? Пантомима: «инерция» Палитра: «мензурка». Измеритель: найдите массу тела, рассчитайте силу тяжести, действующую на него. Медведь поехал в гости к родственникам и обнаружил, что его вес стал меньше. Детектив должен выяснить, к белым или бурым медведям поехал в гости наш медведь.

II раунд

Можно ли заполнить водородом половину колбы объёмом 1 л? В чёрном ящике находится тело, которое может изменять свою форму, но сохраняет объём. В каком состоянии находится тело? Корона массой 1,82 кг имеет объём 0,1 л, плотность золота 19 300 кг/м3. Как детектив может выяснить, не украл ли ювелир часть золота? Измеритель: измерьте размеры тела, найдите его объём. Пантомима: «взаимодействие». Палитра: «весы». Одинаковая ли сила тяжести действует на одинаковые шары, если один из них погружён в воду? Чем объяснить различие плотности водяного пара и воды? Приведите три примера действия силы тяготения.

Таблицы I и II раундов
Таблицы I и II раундов

Листы электронного конспекта «Правила игры», «Вопрос “Своей игры“», «Итоги игры»
Листы электронного конспекта «Правила игры», «Вопрос “Своей игры“», «Итоги игры»

Вид интерактивной доски
Вид интерактивной доски при вопросе, требующем письменного решения: а) вопрос; б) ответ; в) дополнительный лист электронного конспекта

В конце второй четверти обобщающее повторение я провожу в форме известной интеллектуальной телевизионной игры. Игра включает в себя два раунда и «Свою игру». Система ссылок позволяет в любой момент обратиться к правилам игры, перейти от раунда I к раунду II, к «Своей игре» или итогам.

Класс делится на три команды. Жеребьёвкой определяется очерёдность хода. Отвечают по очереди, по одному игроку от команды. Отвечающий бросает игровой кубик – цвет выпавшей грани определяет тему вопроса, остаётся выбрать «стоимость». Если через 30 с ученик дал полный правильный ответ, то вся «стоимость» прибавляется команде, если не ответил, то право на ответ передаётся команде за половинную «стоимость» вопроса. При полном отсутствии ответа могут ответить другие команды за 20 очков. Если вопрос вызвал затруднение у всех, то либо отвечает учитель, либо на доске вызывается ответ. Ответ на вопрос, требующий письменного решения, даётся на дополнительном листе электронного конспекта.

При выпадении чёрного цвета («Кот в мешке», раздаётся мяуканье) команда пропускает ход, передавая вопрос любой (по своему выбору) другой команде. В «Своей игре» часть или все заработанные в обоих раундах баллы могут вноситься в ставку. При правильном ответе на вопрос этой игры ставка прибавляется к заработанному ранее, при неправильном – вычитается.

Организация урока: оргэтап – 7 мин; I раунд – 15 мин; II раунд – 15 мин; «Своя игра» – 5 мин; подведение итогов – 3 мин.

I раунд

Ответы. Тема «Важные буковки»: m; Р; кг/м3 или г/см3; R = F2F1; = m/V.

Тема «Что в имени твоём?»: Исаак Ньютон, 1643–1727; Галилео Галилей, 1564–1642; Джеймс Макс-велл, 1831–1879; Аристотель, 384–322 до н.э.; Михаил Васильевич Ломоносов, 1711–1765.

I раунд

Ответы. Тема «Измеряй всё доступное»: 1 мл; 15 мл; 7 °С и 0,5 °С; 205,51 г = 0,20551 кг; измерить толщину тетради, разделить её на число листов.

Тема «Движение – это жизнь»: механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени; 20 м/с; траектория; на участке АВ; 0,5 м/с.

II раунд

Ответы. Тема «Постоянство»: мотоциклист движется относительно Земли, зрителей, а покоится относительно сиденья мотоцикла; из-за явления инерции всадник, стремясь сохранить свою скорость, полетит через голову лошади; скорость тела; вперёд по ходу поезда; скорость тела; сила трения коньков о лёд меньше силы трения коньков о дорожку. Поэтому ноги уезжают вперёд, а тело не успевает изменить свою скорость и отстаёт.

Тема «А ну-ка, посчитай!»: 0,9 м/с; 1 кг; 25 000 Н; 780 кг; 180 000 Н.

Тема «Мал золотник, да дорог»: тела состоят из молекул, между молекулами есть промежутки; в воздухе молекула испытывает соударения с молекулами воздуха и стенками сосуда, а в вакууме – только со стенками; молекулы керосина или бензина проникают в промежутки между молекулами продуктов, продукты приобретают вкус и запах керосина или бензина; из-за явления несмачивания; при нагревании тела расширяются, т.к. увеличиваются расстояния между молекулами, поэтому, чтобы плиты не деформировались, делают зазоры.

II раунд

Ответы. Тема «Знания – сила!»: уменьшится; на яблоко 1; увеличился вес из-за дополнительной магнитной силы; колёса слабее прижимаются к дороге, меньше сила трения; в состоянии невесомости вес груза равен 0. Тема «Куда мы направимся?»: вертикально вниз; вдоль поверхности, против хода движения; на рис. 1 – сила тяжести, на рис. 2 – вес тела; в сторону движения автомобиля, 2000 Н; вперёд по ходу движения, 200 Н.

Вопрос «Своей игры». Всадник имеет массу 70 кг. Масса лошади 200 кг. Общий вес всадника с поклажей и лошадью 2750 Н. Каков вес всадника с поклажей, но без лошади?

Ответ. 750 Н.