Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2007

Владимир Николаевич БелюстовВладимир Николаевич Белюстов родился в с. Московское Воронежской обл. Отец, Николай Варламович, прошёл в Великую Отечественную фронтовыми дорогами от калмыцких степей до Будапешта и Вены. Несмотря на серьёзные ранения, всю жизнь работал на производстве, трудился, даже став пенсионером. Любящий юмор, он считал, что постоянное общение с людьми продлевает жизнь. Мама, Наталия Павловна, окончив в войну Борисоглебский учительский институт, более 40 лет преподавала в школе математику. Следуя ей, сын в 1974 г. поступил на физмат Борисоглебского ГПИ, хотя школьные учителя прочили медицинский институт или хотя бы истфак ВГУ. Однако в итоге выбор был сделан в пользу провинциального Борисоглебска. И, как оказалось, не зря. На физмате преподавали влюблённые в науку, в предмет и в студентов прекрасные педагоги: математики Григорий Иванович Арсеньев и Борис Сидорович Бредихин, физики Леонид Петрович Урвачёв, Иван Андреевич Хрипченко, Иван Кузьмич Капитонов (к глубокому сожалению, уже ушедшие из жизни); строгая, но чрезвычайно справедливая, Рахиль Яковлевна Ерохина, тогда ещё только начинающие, а сегодня ведущие специалисты БГПИ Людмила Иосифовна Матвеева, Илья Моисеевич Брик и многие, многие другие. Именно они все пять лет проводили мастер-классы, учили творческому подходу, постоянному пополнению багажа знаний (с каждой стипендии нужно было обязательно покупать в свою будущую библиотеку по книжке!), учили видеть в каждом ребёнке личность. В 1979 г. Владимир Николаевич по распределению был направлен на работу учителем физики и математики в Каширскую школу. Спустя год (знаменитое «застойное время») был избран заведующим отделом комсомольских организаций Каширского райкома ВЛКСМ. Затем более 10 лет работал с молодёжью «от 14 до 28 лет». В 1986 г. ЦК ВЛКСМ направил его на работу в Сурхандарьинскую область Узбекистана, сначала заведующим отделом, а затем вторым секретарём обкома комсомола. Этот период жизни в г. Термезе совпал с окончанием войны в Афганистане. Приходилось выезжать в командировку в «братскую» республику «с целью оказания практической помощи ДОМА (Демократической организации молодёжи Афганистана)», т.е. передавать собранную гуманитарную помощь их школам. Приходилось поддерживать тесную связь с подшефными воинскими частями; организовывать для ребят, возвратившихся на родину через знаменитый «мост Дружбы», так называемые «комсомольские телеграммы» – бесплатные телеграммы домой буквально с тремя словами: «Родные, я вернулся!». Это была повседневная работа. Перед распадом Советского Союза вернулся в Борисоглебск, где на протяжении четырёх лет работал заведующим отделом райисполкома. Бесконечные реорганизации административных аппаратов начала 90-х привели к решению вернуться к делу, к которому лежала душа. С 1995 г. Владимир Николаевич работает в МОУ «Борисоглебский центр образования». Выбор этой трёхсменной школы не случаен – именно здесь можно проверить, настоящий ты учитель или нет. Ибо начиная с 7-го класса в первую смену учатся ребята, пришедшие из других школ, а это дети, в основном из неблагополучных семей. Вторая смена – учащиеся техникумов, училищ, профессионального лицея, которые планируют продолжить учёбу. Третья смена – работающая молодёжь. Казалось бы, одинаковые параллели, но каждая требует совершенно разной подачи материала. Поэтому неправильно оценивать результативность работы учителя по количеству поступивших в вузы выпускников. Разве плохой инженер лучше отличного газоэлектросварщика? Зачем при острой нехватке рабочих специальностей получать диплом специалиста и идти работать в бутик или на рынок? Работу в школе Владимир Николаевич строит на личностно-ориентированном подходе, не забывая о том, что никакая картинка прибора на компьютере не заменит его «живого», а ещё лучше – в разобранном на запчасти виде. Часто на уроках использует нестандартные задачи, тестовые задания, кроссворды и головоломки. Выдвинул и активно внедряет педагогическую концепцию «Активизация и мотивация деятельности учащихся через внедрение игровых технологий на уроках физики и астрономии», читает элективные курсы «О свете и цвете», «Физика автотехники». Не менее 70% его выпускников ежегодно поступают в военные училища, техникумы и вузы Борисоглебска, Воронежа и других городов (причём на бюджетной основе), остальные (естественно, юноши) призываются в армию с полученной в школе рабочей профессией. Трёхсменная работа в школе плюс домашняя подготовка к урокам оставляет не так уж много свободного времени. И всё же в 2002 г. Владимир Николаевич стал победителем среди учителей физики с внеклассным мероприятием «Ваше слово, эрудиты!» на конкурсе «Урок толерантности» (издательство «Первое сентября»), а в 2006 г. – лауреатом конкурса «Лучшие учителя России». Владимир Николаевич – ветеран труда. Всё это было бы невозможно без постоянной поддержки жены, Надежды Николаевны, с которой вместе учились в институте. Она – потомственный педагог, почти 15 лет проработала учителем физики в школе и потом столько же в Борисоглебском управлении образования. В семье двое детей – Олег и Ирина, – оба пошли по стопам родителей и теперь уже в третьем поколении продолжают семейную учительскую традицию. Олег окончил отделение электрификации сельскохозяйственного техникума, отслужил на флоте, работает по специальности и заочно обучается на физмате БГПИ. Ирина с красным дипломом окончила биофак ВГУ со специализацией «Биофизика» и в настоящее время вместе с мужем Андреем (он геолог) учится в аспирантуре г. Апатиты Мурманской области (проводит исследования влияния космических лучей на организм человека).

От всей души желаем Владимиру Николаевичу здоровья, творческих успехов и продолжения славной учительской династии!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!