Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2007

Н.М.СЕМЫНИНА,
МОУ СОШ № 2, г. Красный Сулин, Ростовская обл.

natsems@yandex.ru

Физика. Медицина. Человек

Предпрофильный курс, 12 ч (1 ч/нед.). 9-й класс

Пояснительная записка

Необходимость профилизации старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью предварительного самоопределения в отношении своей будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Предлагаемый предпрофильный курс является интегрированным и многоцелевым инструментом, с помощью которого учитель решает воспитательные, обучающие, развивающие задачи. Материал занятий подобран так, чтобы максимально удовлетворить естественное стремление подростков к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жёсткими рамками обязательного стандарта обучения. Курс связан со значимой для жизни каждого человека тематикой, позволяет привить учащимся навыки здорового образа жизни, с помощью методов физики разобраться в процессах, проходящих в организме. Курс построен так, чтобы способствовать саморазвитию ученика, активизирует его творческое и образное мышление, развивает инициативу, интуицию, работоспособность, умение давать самооценку своей работе, осуществлять самоанализ, осознанный выбор, оценивать свои объективные достижения. Курс интегрирует физику с биологией и информационными учебными предметами с целью активизации познавательной деятельности ученика, раскрытия всех его способностей. Физика открывается школьнику как наука, помогающая познать себя, научиться понимать сигналы своего организма и помогать ему в различных ситуациях.

Курс даётся в конце 9-го класса, когда ученику необходимо сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения и определить направление своей будущей деятельности. Основной целью курса является создание ориентационной и мотивационной основ.

Курс направлен на достижение следующих дидактических целей: формирование умения осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники; формирование взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам; расширение и углубление представлений о законах функционирования человеческого организма; овладение приёмами анализа процессов, происходящих в живом организме; развитие критического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учётом собственных интересов; воспитание убеждённости в преимуществе здорового образа жизни; выработка навыков работы в команде, небольшой группе и индивидуально.

Для достижения поставленных целей используются различные модельные средства:

– эвристические: рисунки, диаграммы, таблицы, схемы, анимации, компьютерные модели, диалог – для поиска путей разрешения проблемы, активизации мыслительной деятельности учащихся;

– эмоциональные: стихи, игры, презентации, анимационные модели – для создания мотивации с целью вызвать интерес к учению, создать внутренний мотив к удовлетворению знаний, расширить кругозор, объединить чувственное и разумное, развить эмоционально-образное мышление;

– исследовательские: выдвижение гипотезы, опыт – с целью овладения приёмами практической деятельности (научиться измерять, пользоваться измерительными приборами, строить графики и диаграммы, производить вычисления, делать выводы).

Межпредметный ориентационный курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён разрешению проблемы: если физика – это наука о неживой природе, то может ли физика помочь мне познать себя? Курс расширяет информационное поле ребёнка за счёт привлечения материала из курса биологии, медицины, информатики и информационных технологий. Программа предназначена для учащихся, собирающихся продолжать обучение в старшей школе и определяющихся с выбором профиля обучения. В результате учащиеся могут выбрать информационно-технологический или естественнонаучный профиль обучения.

Программа курса рассчитана на 12 ч (1 ч/нед.)

Методические задачи:

– помочь учащимся познать возможности своего организма, научить правильно понимать сигналы, которые подаёт наш организм, когда ему требуется помощь; измерять рост, массу тела, давление, температуру, остроту зрения и слуха, мышечную силу; правильно рассчитывать дневной рацион питания с учётом энергетических затрат; представлять информацию в разных знаковых системах; использовать возможности компьютерных технологий и мультимедийных средств для представления результатов познавательной и исследовательской деятельности;

– продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни;

– создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики на более высоком уровне.

Курс направлен на развитие у учащихся навыков деятельности:

познавательной – проводить наблюдения и эксперимент, осуществлять измерение физических величин (длины, массы, давления, силы); определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые и функциональные связи и отношения между частями целого; творчески решать учебные и практические задачи, самостоятельно выполнять творческие задачи, участвовать в проектной деятельности, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

информационно-коммуникативной – осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники; передавать содержание информации адекватно поставленной цели, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирать знаковую систему в соответствии с коммуникативной ситуацией; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности; участвовать в дискуссии, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

рефлексивной – оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки; осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Этапы реализации программы

Содержание программы

I. Вводное занятие (1 ч).

II. Определение параметров человеческого тела (2 ч).

III. Сердце – неутомимый труженик (3 ч).

IV. Глаз как оптический прибор (2 ч).

V. Роль колебаний в жизни человека (2 ч).

VI. Заключительное занятие (2 ч).

Учебно-тематическое планирование

Занятие 1 (вводное, 1 ч). Мозговой штурм. Входное тестирование (1 ч).

Занятия 2–3 (2 ч). Антропометрия и физика

– Нахождение длины человеческого тела. Определение массы тела с помощью медицинских весов. Демонстрация: правила пользования медицинскими весами (1 ч).

– Самый лучший вес. Практические работы: расчёт индекса веса; определение массы тела с помощью медицинских весов; измерение роста (1 ч).

Занятия 4–6 (2 ч). Сердце – неутомимый труженик

– Кровеносная система человека. Биологический вид механической системы. Сердце – движитель крови; его строение и функции. Работа сердца. Пульс. Практическая работа: освоение процедуры измерения пульса.

– Кровяное давление. Законы гемодинамики. Причины нарушений кровотока (атеросклероз, тромбоз сосудов) и связанные с этими нарушениями заболевания. Приборы для исследования характеристик крови и кровеносной системы. Практическая работа: освоение процедуры измерения артериального давления тонометром.

– Значение здорового образа для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Занятия 7–8 (2 ч). Глаз как оптический прибор

– Значение зрения в жизни человека. Строение глаза человека. Практическая работа: исследование скорости адаптации глаза.

– Нарушения зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения. Практическая работа: определение остроты зрения.

Занятия 9–10 (2 ч). Роль колебаний в жизни человека

– Колебания в организме человека. Ухо и голосовые связки – естественные приёмник и источник колебаний. Характеристика и виды звуков, издаваемых и воспринимаемых людьми. Дефекты слуха. Применение ультразвука в медицине. Практическая работа: аудиометрия.

– Сердце как колебательная система. Нарушение ритмов работы сердца, их причины и способы восстановления нормального сердечного ритма.

Занятия 11–12 (заключительные, 2 ч)

– Итоговое занятие «Я и мой выбор».

– Защита проектов группами учащихся.

Методические рекомендации

На первом занятии учащиеся знакомятся с темой курса, проходят входное тестирование, позволяющее выявить начальный уровень знаний, а также обозначить круг интересов. В результатае класс разбивается на команды, которые выдвигают гипотезы исследования. Возможные формы организации деятельности – мозговой штурм, проблемная беседа, тестирование.

В дальнейшем ученики, выбравшие подготовку проекта по теме «Антропометрия», измеряют свои рост и массу тела, результаты фиксируют и используют их при подготовке отчёта. Информация обрабатывается и представляется в течение 2–14 ч в форме сводной таблицы, графика, с разработкой рекомендаций для учащихся с недостаточной и избыточной массой тела, а также в виде презентации и статьи для школьной газеты.

Группа, выбравшая тему «Сердце – неутомимый труженик», измеряет кровяное давление у всех желающих, знакомит с физическими основами клинического измерения давления. Информация представляется в виде презентации и статьи для школьной газеты. Группа, заинтересовавшаяся темой «Глаз как оптический прибор», собирает информацию о значении зрения в жизни человека, о строении глаза, возможных дефектах зрения, гигиене зрения и представляет свои исследования в форме презентации и сайта. Также она проводит практическое исследование – измеряет скорость адаптации глаза и остроту зрения. При выборе темы «Роль колебаний в жизни человека» исследуются механизмы передачи и восприятия звука человеком, проводится аудиометрия желающих, готовится информация о звучании различных музыкальных инструментов и голосов. Результаты представляются в виде презентации проекта и буклета с рекомендациями по гигиене слуха.

Учитель консультирует группы по содержанию и оформлению отчётов. На заключительное занятие приглашаются родители, администрация школы и учителя, все участники награждаются грамотами, им вручаются дипломы и свидетельства об успешном прохождении курса и красочно оформленные буклеты с указанием вузов, где можно продолжить обучение, если изучать предмет на профильном уровне.

На каждом занятии рассматриваемый материал представлен в нескольких знаковых системах; виды познавательной деятельности меняются несколько раз, так что каждый ребёнок может выбрать понравившийся ему вид деятельности. Информация подаётся на высоком эмоциональном уровне, не оставляя никого равнодушным. Большая роль отводится эксперименту и исследовательской работе как способам развития мышления, воображения, творческих, познавательных способностей учеников, причём на каждом занятии выделяется время на проведение исследований. Важно, что учащиеся не просто их выполняют, но, изучив медицинскую и научно-популярную литературу, готовят рекомендации по сохранению здоровья, учатся отличать параметры, характеризующие нормальную работу органов и указывающие на отклонения.

Как утверждают психологи, половина успеха зависит от умения представлять свои достижения. Дети учатся представлять информацию в различных видах: доклад, презентация, публикация, буклет, сайт. Являясь ещё и учителем информатики в своей школе, я имею прекрасную возможность интегрировать физику и информационные технологии, что также позволяет усилить мотивационный компонент и служит развитию интереса к предмету. Учащиеся учатся работать с программами Microsoft Offis: Microsoft Word; Microsoft Exсel; Microsoft PowerPoint; Microsoft Publisher; Internet Explorer.

Теперь о ролях и функциях учителя: он организует диалог, являясь своего рода режиссёром-постановщиком, фиксирует возникающие истины, придаёт им текстовую форму, обращает внимание на «точки перегиба», пропущенные в ходе диалога, оставляя участникам возможность вернуться к ним позже. При таком вариативном подходе учитель учит, а ученик обучается: разным способам понимания одной и той же информации; разным формам преобразования одного и того же текста; разным способам «претворения текстов в жизнь»; разным методам проектирования собственного развития при опоре на разные формы рефлексии прожитого опыта – и знаниевого, и деятельностного. Учитель выполняет также роль «проводника» по путям самостоятельного творчества, он помогает, поддерживает, преподаёт своим ученикам начала проектно-созидательного мышления.

Наталья Михайловна СемынинаНаталья Михайловна Семынина окончила Ростовский ГПУ в 1994 г. по специальности «Физика» и с тех пор 13 лет работает в Красносулинской школе № 2. Основная методическая тема – «Управление качеством образования через обучение учащихся выбору». Автор трёх публикаций педагогического содержания, участник фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (ИД «Первое сентября», 2007). В 2006 г. делала доклад на методическом семинаре в Таганрогском радиотехническом университете (ЮФУ) «Проблемы дистанционного профильного образования». За последние шесть лет подготовила 16 призёров городских олимпиад по физике. Выпускники успешно сдают экзамены в такие вузы, как Ростовский госуниверситет (физфак, биофизика, радиофизика и электроника), ЮРГТУ, ДГТУ, РГАСХМ, РИЖТ, РГМ, Ростовский военный институт ракетных войск (РАУ), Московское высшее военное училище космических войск, Новосибирское военное училище. Во всём Наталью Михайловну поддерживает замечательная семья – муж и две дочки. В свободное время любит читать, слушать музыку, вязать.

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «ВитроКлиник», занимающегося проблемами репродуктивного здоровья. На сайте центра, расположенном по адресу www.vitroclinic.ru, можно ознакомиться со списком предлагаемых медицинских услуг – это и протоколы ИКСИ и ЭКО, и донорство ооцитов, искусственная инсеминация, преимплантационная генетическая диагностика, консультации андрологов, специалистов по женскому репродуктивному здоровью (гинекологов-эндокринологов, маммологов и прочих).

___________________________

Для наглядного представления материала статьи можно посмотреть схему «Антропометрия» и две компьютерные презентации, которые были созданы на занятиях курса, на интернет-сайте газеты «Физика»: http://fiz.1september.ru в рубрике «Дополнительные материалы». – Ред.