Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2007
Венера и Амур

А.Г.ПАХОМОВ,
РУДН, г. Москва

a_pakhomow@mail.ru

Венера и Амур

Око, привыкшее фокусироваться на точках пространства,
теперь фокусируется на точках времени; это око теперь
путешествует из прошлого в будущее и из будущего
в прошлое по собственному волеизъявлению.

Г. Миллер. Тропик Козерога

В 2007 г. период вечерей видимости Меркурия пришёлся на февраль. Меркурий сам по себе является довольно сложным объектом для наблюдения. Говорят, что увидеть эту планету довелось далеко не каждому любителю астрономии. Если не иметь под рукой астрономического календаря, то для её обнаружения потребовались бы многолетние систематические наблюдения либо редкая удача. Хотя Меркурий и входит в пятёрку светил, известных с глубокой древности, а по яркости не уступает Сатурну (блеск около 0m), он слишком близко расположен к Солнцу.

Хорошим подспорьем для обнаружения новых астрономических объектов всегда были звёздные карты. Любой, даже самый начинающий любитель астрономии, изучив очертания созвездий, может без труда отыскать видимые невооружённым глазом планеты: Венеру, Юпитер, Сатурн и Марс. Порой для этого достаточно предварительной информации об их вечерней, утренней или ночной видимостях. Ведь с видимым блеском этих планет способны соперничать только отдельные, самые яркие звёзды. Можно даже не сомневаться, что если во время путешествия или обычной прогулки мы обнаружим яркую путеводную звезду, то это будет именно планета. Возможно, название «блуждающие звёзды» связано не только с тем, что планеты постоянно перемещаются на фоне узора созвездий. Сопровождая человека в далёких странствиях, они всегда рады указать дорогу «блуждающему» путнику.

С Меркурием же всё обстоит иначе. В тёмное время суток он практически ненаблюдаем. Появляется же на фоне относительно светлого неба сразу после захода Солнца или непосредственно перед его восходом. Венера также относится к внутренним планетам и видна исключительно по утрам и вечерам, однако значительное угловое смещение от Солнца, как и видимый блеск, делают её не просто доступной наблюдению, но превращают в настоящее украшение всего небесного пантеона. Не случайно древнегреческое наименование Утренняя и Вечерняя звезда (считалось, что это два разных небесных тела) впоследствии сменилось именем бог ини любви и красоты Афродиты.

Если взять конкретно 2007 г., то Венера, если верить астрономическому календарю, должна была сиять на вечернем небосклоне с января по июль, продолжительность видимости во время наиболее благоприятных условий в апреле на широте Москвы превышала 4 ч, а видимый блеск превосходил –4m. У Меркурия общий период видимости и суточное время наблюдения по сравнению с Венерой падает на порядок. Вместо полугода мы имели дело с половиной месяца (с 31 января по 14 февраля), вместо четырёх часов ему отводится сиять только час, да и то во время максимума, видимый блеск в самые лучшие моменты не дотягивал до –1m.

Для обнаружения Меркурия звёздные карты уже не помогут. На фоне светлого неба, сразу после захода солнца, звёзд ещё не видно, тем более что небесный гость должен появляться достаточно низко над горизонтом. Здесь для поиска больше подойдут земные ориентиры и пригодится уже другое знание, а именно момент наилучшей видимости планеты. Как правило, увидеть её можно только в течение 2–3 дней, расположенных около максимума. Почерпнув из астрономического календаря точную дату появления планеты, можно смело отправляться на поиски. Кажется, что пространство и время для охотника за Меркурием меняются местами. Изучение свойств орбиты Меркурия в своё время как раз послужило доказательством справедливости великой физической теории XX в. – общей теории относительности, – той самой, которая предсказала реальность существования чёрных дыр – экзотических объектов нашего мира, вблизи которых пространство приобретает свойство времени, отдавая ему взамен все свои характеристики.

Ориентиром для поиска Меркурия может служить также уже зашедшее Солнце, которое оставляет после себя относительно светлый по сравнению с общим фоном участок неба. Там и обитает самая внутренняя из известных в настоящее время планета Солнечной системы. Едва погрузившись в подземное царство, Солнце сразу начинает тянуть за собой едва появившуюся на небе звезду Гермеса (так называли Меркурий древние греки).

Может случиться так, что отыскать неуловимого бога нам помогут его же собратья. В этом отношении незаменима гораздо более яркая красавица – Венера. Вот и в тот раз Меркурий явился к нам не один, а в сопровождении следующей за ним планеты Солнечной системы. Использование другого светила действительно оказалось очень удобным. Достаточно было обратить взор чуть правее и ниже, и на фоне ещё не потухшего сумеречного неба вдруг обнаруживался следующий сверкающий объект. Происходи всё в другой обстановке – в более тёмное время или выше над горизонтом, – обнаружить его не составило бы никакого труда. Но природа загнала нас в экстремальные условия. Достаточно яркая, сравнимая с Марсом или Сатурном, планета наблюдается только в очень сжатые временные промежутки. Как говорится, без посторонней помощи здесь не обойтись. Не исключено, что именно так происходило развитие и древнегреческой религии. Совместное появление планет натолкнуло наших предков на мысль о возможности их одушевления. Боги начинали открывать людям другие миры – знакомить со своими «товарищами». Ведь вначале планеты различали только по физическим характеристикам: золотистый, серебристый, утренняя и вечерняя звезда и т.п. Обожествление блуждающих звёзд произошло позднее, когда им присвоили имена самых главных обитателей греческого, а затем и римского пантеона.

Наблюдать совместное появление Меркурия и Венеры мне удалось в течение трёх вечеров: 8, 11 и 12 февраля. Как показал предыдущий опыт, наблюдение Венеры невооружённым глазом возможно сразу после захода Солнца (в этот день он пришёлся ровно на 17 ч). Своеобразным индикатором здесь могут служить внезапно поднимающиеся в воздух стаи птиц. 8 февраля Венера появилась в 17.25 по московскому времени. В 17.43 появился Меркурий, правее и ниже Венеры по диагонали 2 1 (6° вправо и 3° вниз, если верить программе Redshift-3). Хорошо, когда компьютер помогает нам разглядеть новые объекты, а не навязывает восприятие окружающего мира. В это же время где-то рядом с Венерой расположился Уран (1° вправо и 20' вниз). Но с помощью бинокля 15 50 увидеть этого небесного гостя мне не удалось. Исчез Меркурий в 17.24, т.е. общее время его видимости составило 41 мин. Венера пропала в 18.43.

Для последующих наблюдений внутренних планет было выбрано более подходящее место: возвышение с открытой западной частью горизонта. Набережная Рязанского кремля как нельзя лучше соответствовала этим критериям. Расположенные вокруг соборы и колокольни придавали небесному действу особый, мистический оттенок. 11 февраля Венера появилась в 17.37. Небо в это время имело насыщенный синий цвет. У горизонта – красноватые оттенки. Над кремлёвским валом появился Сириус, затем Бетельгейзе. Меркурий появился ровно в 18 ч, правее и ниже Венеры по диагонали квадрата. С вала были очень хорошо видны обе планеты. С противоположной стороны неба, на уровне деревянного купола, появился Сатурн. Стали заметны другие звёзды зимнего неба. В 18.17 Меркурий опустился до уровня деревьев, пришлось сменить точку обзора. Идя по кремлёвской набережной, можно было разглядеть уже совсем другие созвездия. Впереди – стоящая на ручке Большая Медведица, слева – Лебедь, отдельно сверкающая Вега, в зените – Кассиопея. С возвышения набережной Венера с Меркурием на фоне церкви у памятника Сергею Есенину смотрелись просто великолепно! Замечательным фоном послужил дым из трубы. Освещённая на фоне голубого неба колокольня – двойник Ленинградского Адмиралтейства, – Меркурий и Венера, с другой стороны – Сатурн, Сириус и Орион – всё это вместе составляло удивительный космический пейзаж. В 18.40 Меркурий оказался на уровне креста. В 18.41 он был ещё виден, а в 18.43 уже нет. Венера наблюдалась где-то до 18.51. Таким образом, общее время видимости Меркурия составило 41 мин, что в точности совпало с наблюдениями 8 февраля. Видимость планеты осталась на том же уровне, хотя уже должна была начинать уменьшаться. Следует иметь в виду, что было выбрано место с более открытым горизонтом, могли сказаться и более благоприятные атмосферные условия.

На следующий день, 12 февраля, в уже хорошо изученном месте я провёл фотографические наблюдения: любимый отечественный фотоаппарат «Зенит-10» с объективом «Гелиос-44» (f = 56 мм, 1 : 2), фотоплёнка «Conica-400». Кстати говоря, в погоне за быстрой конъюнктурой совершенно напрасно отказались от производства своих фотоматериалов. Сейчас уже всё угрожает поглотить наводнившая прилавки импортная цифровая техника. Если не удастся сохранить выпуск своей собственной, когда-то держащейся на мировом уровне оптической и фототехники, то мы потеряем очень многое. Главная опасность, а сегодня она не выглядит такой уж и призрачной, – утрата чувства реальности. Погрузиться в иллюзорный компьютерный цифровой мир гораздо проще и приятнее, чем делая над собой усилие, отыскивать на небе звёзды.

Визуально Меркурий появился в 18.17, исчез в 18.37, т.е. время видимости планеты по сравнению с предыдущим днём сократилось в два раза (20 минут вместо 40). Здесь надо иметь в виду, что при фотографировании сосредотачиваешься немного на других вещах и кое-что можешь упустить. В наблюдаемом интервале времени была сделана серия кадров с различными выдержками – от 1/30 до 15 с. После проведённых наблюдений последовало два дня пасмурной погоды, и больше Меркурий увидеть было нельзя, как будто природа закрыла занавес и сменила декорации.

Наши ощущения может подтвердить и школьный астрономический календарь. Видимость планеты уменьшается не постепенно, а держится какое-то время примерно на одном уровне и затем резко падает. Таинственный неуловимый бог прячется от постороннего взгляда.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур
Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509. Государственный Эрмитаж, СПб.

Символическое, образное отражение наблюдаемого небесного явления можно увидеть в картине немецкого художника позднего Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) «Венера и Амур» (1509). Можно сказать, что расположение внутренних планет на небе 2007 г. практически повторяет мифологические персонажи картины, несмотря на то, что с момента её написания минуло без малого половина тысячелетия. Венера, как и подобает более крупной, более яркой, более внешней от Солнца планете, закрывает собой всё полотно, а Меркурий-Амур расположился чуть пониже и в стороне. Правда, если быть до конца точным, небесное расположение светил и героев картины совпадает, что называется, «с точностью до наоборот». Амур стоит слева от Венеры, а реальный Меркурий – справа от своей небесной покровительницы. Но суть от этого не меняется. Относительная высота светил над горизонтом отражается в картине достаточно точно. По картине можно судить и о соотношении видимого блеска планет. Лук Купидона демонстрирует его неразрывность с нашей Землёй, физическую невозможность отдалиться от неё далеко и надолго. Направленная в сторону и вниз стрела указывает на мимолётное суточное движение планеты. В эту же сторону, параллельно стреле Амура направлена и рука Венеры, что лишний раз подтверждает возможность астрономической трактовки картины, ведь точка захода обоих светил примерно совпадает, и движутся они к ней друг за другом, подтягиваемые гравитационным полем центрального тела. Что интересно, вопрос о центральном теле (что под ним подразумевать – Солнце или Землю?) тогда ещё оставался открытым – знаменитые идеи Николая Коперника (1473–1543) о создании гелиоцентрической системы только начинали зарождаться. Когда научный метод не позволяет сделать однозначного выбора в пользу какой-либо модели мира, мифологические персонажи могут оказать неоценимую помощь. Так что художник конца эпохи Возрождения мог иметь в виду именно астрономическое явление, тем более, что на картинах Кранаха астрономическая тематика встречается, что говорит о его определённой осведомлённости. Так, на картине «Портрет Иоганна Куспиниана» (1502–1503) сквозь ветки проглядывает Сатурн (именно небесное тело, а не мифологический персонаж), хотя, возможно, мы опять имеем дело с Меркурием. Понятно, что Амур и Гермес, покровитель Меркурия, – не одно и то же, но буквальное, что называется «в лоб», отображение мифов не всегда приводит к ощущению той реальности, с которой мы имеем дело. В нашем же случае напрямую указывается лишь на одного из героев, и тем самым максимально точно отражаются наблюдательные, физические характеристики небесного действа. Таким образом, прототипами для Венеры и Амура вполне могли служить внутренние планеты Солнечной системы. В любом случае мы имеем дело с художественной интерпретацией античных мифологических построений, в основе которых лежали реальные астрономические наблюдения.

Фото автора
Венера и Меркурий над набережной Рязанского кремля 12 февраля 2007 г. Меркурий расположен непосредственно над крестами. Фотоаппарат «Зенит» с объективом «Гелиос-44» (f = 56 мм, 1 : 2), фотоплёнка «Conica-400». Фото автора.