Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2008

Задачи, тесты

М. В. Чернышёва

Задачи с занимательным содержанием. 7-й и 9-й классы

Задачи с занимательным содержанием

М.В.ЧЕРНЫШЁВА,
ЦО № 1943, г. Москва

Задачи с занимательным содержанием

Две контрольные за третью четверть. 7-й и 9-й классы

Для большинства детей физика кажется наукой абстрактной, совершенно не связанной с жизнью, тем более с их жизнью. В задачниках идёт речь о «телах», «деформациях» и прочих вещах, для детей совершенно безликих, не заставляющих работать воображение и не представляющих интереса. Поэтому при формулировке фабулы задач, особенно для учащихся 7–8-го классов, лучше их как-то «оживлять». Это позволяет лучше представить явление, снять стресс на контрольной работе, связать знания, получаемые на уроке, с жизненным опытом.

Одно из направлений повышения интереса к уроку – задачи-сказки. В контрольной я даю несколько задач, связанных общей фабулой, причём данные, упомянутые один раз, годятся и для следующих задач, так же как полученные в первой задаче результаты могут служить данными для последующих. Например, в первой задаче ученик находит скорость Бабы-яги, в следующей ему надо найти её кинетическую энергию, хотя дана только масса. В этой ситуации невозможно просто «жонглировать» данными или списать формулу, в которую входит «то, что дано», – необходимо знать, как найти искомую величину и какие данные необходимы. Конечно, персонажем такой контрольной может быть не только Баба-яга, Незнайка или Гарри Поттер, но и сам ученик со своей семьёй и даже любимая группа «Ленинград», – они ведь также живут в мире, в котором действуют законы физики, могут ехать в поезде с какой-то скоростью, греть чай от температуры t1 до кипения и, к сожалению, выбросить в окно огрызок яблока, который полетит по определённой траектории с начальной скоростью 0.

7-Р№ класс. «ДАВЛЕНР