Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2008

Спецвыпуск

А. Беленов;
Б. В. Булюбаш,
< borisbu@sandy.ru >, МГТУ им. Р.Е.Алексеева, г. Нижний Новгород ;
Е. Мамонтова

Эта необычная физика

Эта необычная физика

··· Нижегородский выпуск № 2 ···

Эта необычная физика

Падение интереса к точным наукам наблюдается практически во всём мире уже без малого два десятилетия. Отчасти это связано с завершением холодной войны, отчасти – с появлением иных, не столь обременительных для молодых людей способов самовыражения и зарабатывания денег. Учёные — физики, химики, биологи — поняли: пора возрождать интерес к своей профессии и к профессиональному сообществу. В Нижнем Новгороде эту нелёгкую задачу начал решать ещё в конце 80-х гг. прошлого столетия Институт прикладной физики (ИПФ) РАН, и прошедшим летом в лагере им. Героя Советского Союза Н.С.Талалушкина, что в Зелёном Городе, была проведена 20-я летняя ФМШ. Старшеклассники (8–10-й классы) слушали лекции, бились над задачами, выполняли лабораторные работы... Несколько лет назад в структуре того же ИПФ РАН был создан Научно-образовательный центр и открыты 10—11-е профильные классы для ориентированных на физику школьников.

Новой инициативой ИПФ РАН, поддержанной Нижегородским институтом развития образования (НИРО), стал «Круглый стол для учителей физики», прошедший перед началом учебного года. Пять дней в том же лагере им. Н.С.Талалушкина более сорока нижегородских учителей слушали лекции, работали в мастер-классах, обменивались опытом (у каждого было что тиражировать!). Активно участвовали в работе Круглого стола и гости из других городов. К.Ю.Богданов, заместитель главного редактора газеты «Физика» ИД «Первое сентября», представил мультимедийную физическую лабораторию (он же и организовал настоящий выпуск газеты ), А.А.Князев из Саратовского госуниверситета делился опытом работы с одарёнными детьми, а М.Г.Гаврилов из Черноголовки (Московская обл.) — опытом организации астрономических турниров и олимпиад.

О том, что происходит в современной физике, учителя узнали из лекций ведущих сотрудников ИПФ РАН. Например, об управляемом термоядерном синтезе и энергетических проблемах современной цивилизации рассказал Е.В.Суворов, о поиске гравитационных волн — Е.А.Хазанов. А лекция А.И.Малеханова была посвящена подводным звуковым каналам и их использованию в качестве источника информации. Мастер-классы были посвящены не только науке «в чистом виде», но и её взаимоотношениям с современными СМИ и др. Более подробную информацию о новой инициативе можно узнать на сайте www.evrika-nn.narod.ru. А вот отзывы участников.

Ариадна Ашина (лицей № 36, г. Н.Новгород). Темп и плотность работы не оставляли времени для лишних слов. Атмосфера творческого раскрепощения — доброжелательная, щедрая на свежие мысли – заряжала настолько, что, вернувшись к работе, я сразу стала использовать на уроках полученные знания. Лекции по нанотехнологиям (доступные для детского понимания, с использованием картинок, «пропущенные» через собственное видение) отражают не просто сегодняшнее развитие науки — её завтрашний день! «Календарь замечательных дат» (зарождение жизни на Земле, исторические события) — как краткий учебник истории, дающий объёмное представление об этой науке. А уникальные мастер-классы Льва Пигалицына из Дзержинска каждый из нас записал на диск. Уверена, любому старшекласснику будет интересно узнать, как подключать к компьютеру купленную в магазине электронную игрушку. Например, чтобы проделать такое с радиоуправляемой китайской машинкой, надо написать программу (а перед этим выучить язык программирования), порыться в книгах, спаять микросхему... Если всё сделано правильно, можно жать на кнопки клавиатуры, и машинка будет ехать. В общем, «борщ» из этих ингредиентов получился богатым на вкус, душистым, наваристым! Радует, что мои ученики не скачивают нужную информацию из интернета, а с удовольствием слушают то, о чём рассказываю им я. Да и олимпиадные задачи мы решаем теперь по-новому.

Василий Есин (школа № 8, г. Кстов, и Запрудновская СОШ). Одним из самых ярких был мастер-класс по голографии. Мы сами ставили опыты, делали голограммы на пластинках с покрытием из бромистого серебра – они применяются как защита от подделок. Ещё я привёз своим школьникам десятка полтора задач очень высокого уровня сложности, например, по термоядерному синтезу. Впервые услышал и о практическом применении нанотехнологий, о созданном в ИПФ РАН искусственном алмазе, по свойствам не уступающем природному, но обладающем нужными параметрами. Запомнилась лекция об акустическом термометре океана (глобальное потепление, по одной из гипотез, — вовсе не катастрофа, а следствие «качаний» природного маятника).

Виктор Майоров (Воротынская СОШ). Давно читаю газету «Физика», а тут получил возможность пообщаться вживую с её авторами – Львом Пигалицыным, Александром Князевым (изучал его дистанционный курс по физике для сильных учащихся). Вместе решали сложнейшие задачи столетней давности арифметическими способами. Это труднее, чем с помощью высшей математики, но в школе-то её не преподают! Восьмикласснику нужно рассказать о физическом явлении, опираясь на те знания, которые у него есть, и не оставить недопонятого, а значит, страха перед дальнейшим изучением предмета. Кое-что из того, что нарешали, я привёз своим ученикам. Задумка — «подвести» их к олимпиадным задачам. Пусть побеждают в тех же «Талантах земли Нижегородской»!

Все, кто хотел бы войти в число партнёров и участников будущего Круглого стола и сделать такие встречи ежегодными, могут обратиться к Андрею Олеговичу Перминову (ИПФ РАН), директору летней физматшколы «Варнавино» (тел. +7–920-25-49-546, e-mail: perminov@apple.sci-nnov.ru).

С сайта http://www.birzhaplus.ru/kariera/?29250.

Б.БУЛЮБАШ (НГТУ), А.БЕЛЕНОВ (НИРО), Е.МАМОНТОВА