Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2008

Спецвыпуск

В. С. Ларионов

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности

··· Нижегородский выпуск № 2 ···

В.С.ЛАРИОНОВ,
МОУ СОШ № 14, г. Саров, Нижегородская обл.

nlarion@rol.ru

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности

Для активизации познавательной деятельности учащихся, для развития их интереса к физике, а также для вовлечения школьников в науку предлагается множество конференций, конкурсов, турниров (Колмогоровские, Сахаровские, Харитоновские чтения, конкурс «Первые шаги», «Турнир юных физиков» и т.п.). Как правило, для участия в них ученик должен провести исследование некоторого физического явления или процесса. Победа сулит множество благ как ученику (дополнительные баллы при поступлении), так и учителю (повышается рейтинг, что, в свою очередь, позволяет участвовать в конкурсах среди учителей), и школе (повышаются показатели). Последнее очень часто толкает учителей физики работать на результат любой ценой, что выражается, как правило, в том, что учитель либо сам выполняет работу, либо полностью диктует условия своему подопечному. В этом случае соревнуются уже не ученики, а их научные руководители – учителя или научные работники, преподаватели НИИ, вузов и т.п., часто забывая при этом про самих детей и про цели обучения физике в средней школе.

В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, т.е. проводить исследования и осваивать методологию исследовательской деятельности.

Для формирования навыков исследовательской деятельности учащимся необходимы знания о структуре физической теории (основание – ядро – следствия – интерпретация) и цикле научного познания (наблюдение – гипотеза (модель) – теоретические следствия – эксперимент). Они должны чётко представлять основные этапы цикла научного познания и уметь применять его на практике при проведении самостоятельных исследований. Следует отметить, что в вопросе формирования методологических знаний (и, в частности, знаний о процессе научного познания) огромное значение принадлежит именно физике, т.к. это один из школьных предметов, который несёт огромную методологическую нагрузку и способствует формированию и развитию научного мировоззрения.

Как известно, научное познание имеет множество общих черт с учебным. Вопросами их соотношения занимались такие известные отечественные учёные, как В.Г.Разумовский, Г.М.Голин, В.В.Мултановский, С.А.Шапоринский. Основное свойство учебного познания заключается в том, что новизна результата познания носит субъективный характер и значима только для ученика.

Цикл учебного познания может быть построен аналогично циклу научного познания, и это в первую очередь касается исследовательской деятельности: постановка проблемы исследования на основе наблюдения физического явления, процесса или анализа учебной, научной, исторической литературы – выдвижение гипотезы исследования или построение модели явления – вывод теоретических следствий, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (модели) и формулировка выводов. Соответственно в ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются умения: выделять и формулировать проблему исследования, ставить цели и задачи исследования; выбирать соответствующие методы (теоретические и экспериментальные) для решения поставленных задач; анализировать полученные результаты и формулировать выводы – происходит становление активной исследовательской позиции в отношении окружающего мира.

Для участия в школьной конференции помимо выполнения самого исследования требуется его правильное оформление, формулировка выводов, составление тезисов и выступление. Как выяснилось, эта «оформительская» работа вызывает большие затруднения у школьников. Далее, одной из форм итоговой аттестации по физике является написание реферата, причём не обязательно исследовательского характера. Проведённое среди учащихся 11-х классов анкетирование (20 человек), показало, что большинство школьников не знакомы с правилами написания и оформления реферата. Как показано на диаграмме, о структурных элементах реферата имеют представление лишь немного больше половины школьников, о правилах оформления библиографического списка – десятая часть, о содержании введения и заключения работы – пятая часть, а о правилах оформления титульного листа – около трети.

Выходит, что не только оформление реферата, но и само написание работы вызывает у выпускников затруднения. Ученики, как правило, пытаются переписать «кусками» разные учебные пособия, не умеют выбрать главное, не могут сформулировать свою мысль, не умеют работать с книгой и т.п. Учащиеся не обладают определёнными общеучебными навыками и умениями, которые будут необходимы им и в дальнейшем – при написании курсовой, дипломной, а может быть, и диссертационной работ. Поэтому школьный реферат также раскрывает для школьника методологию исследовательской деятельности. В ходе составления реферата или описания исследования ученики приобретают необходимые навыки работы с литературой, умение излагать текст и знакомятся с правилами оформления.При подготовке доклада они узнают общепринятые нормы и правила построения выступления, а также, что сейчас уже обычно, с правилами оформления публичной презентации.

Обучая детей грамотному написанию реферата, доклада, построению своего выступления, следует избегать формализма: не столько учить, каким шрифтом и кеглем оформить текст, как разбить его на параграфы и т.п., сколько стараться формировать навыки исследовательской деятельности.

Литература

Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1987.

Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе – М.: Просвещение, 1977.

Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение,1975.

Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция. – М., 2006.

Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М., 1981.

Вадим Сергеевич Ларионов

 

Вадим Сергеевич Ларионов – учитель физики первой квалификационной категории, окончил Нижегородский ГПУ в 2000 г., педагогический стаж 8 лет. В 1999–2000 гг. преподавал физику в нижегородской СОШ № 32 Приокского района, с 2000 г. работает в МОУ СОШ № 14 г. Сарова. Дважды (в 2006 и 2007 гг.) побеждал на всероссийском конкурсе школьных учителей физики и математики, проводимом фондом Дмитрия Зимина «Династия», в номинации «Молодой учитель».