Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2008

Спецвыпуск

А. В. Ашина

Использование инновационных технологий на семинарах

Использование инновационных технологий на семинарах

··· Нижегородский выпуск № 2 ···

А.В.АШИНА,
МОУ СОШ № 36, г. Нижний Новгород

ariadna-ashina@rambler.

Использование инновационных технологий на семинарах

В современную школу мощно ворвались электронные средства обучения: компьютерные программы, электронные учебники на CD- и DVD-дисках, виртуальные лаборатории, подборки задач, сетевые (интернет) продукты, мультимедиапроекторы и т.п. Это позволяет проводить уроки на более высоком качественном уровне, привлекать к решению задач каждого ученика. Особенно хорошо это получается при проведении семинарских занятий. Хочу поделиться опытом проведения обобщающего семинара в 10-м классе по теме «Электростатика», где используется презентация.

Тема семинара и вопросы к нему были объявлены заранее, чтобы каждый ученик мог выбрать заинтересовавший его вопрос. В результате образовались 6–8 творческих групп. Каждый при подготовке к семинару, общаясь с учителем и работая с дополнительной литературой, углублял свои знания и имел возможность самовыражения.

Приведём примеры заданий на двухчасовом семинаре:

Основной вопрос группы

Содержание и форма презентации

1. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона, закон сохранения зарядов

Теория, история открытия электрических явлений, демонстрация компьютерного физического эксперимента (анимация)

2. Электрическое поле и его характеристики. Суперпозиция полей

Демонстрация видеоролика «Получение спектров электрического поля в жидкой среде», динамические обобщающие таблицы

3. Спектры электрических полей

Графическое изображение электрических полей, создаваемых точечными зарядами – от 1 до 9 (программа Паскаль)

4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Компьютерные демонстрации (анимации) и теоретическое обоснование поведения проводников и диэлектриков в электрическом поле

5. Применение теоремы Гаусса при решении задач

Разбор способов решения типичных и нестандартных задач

6. Конденсаторы и их применение

Демонстрация собственного видеоролика «Применение конденсаторов»

7. Энергия электрического поля

Разбор способов решения типичных и нестандартных задач

8. Значение темы «Электростатика»

Философская и техническая значимость темы «Электростатика»

В начале семинара учитель чётко формулирует цели и задачи, выдаёт оценочные ведомости, напоминает критерии вы ставления оценок.

Цель: сформировать компетентность учащихся по теме «Электростатика» в умении решать задачи и объяснять явления природы.

Задачи: обобщить материал по теме, продолжить формирование научного мировоззрения, совершенствовать навыки решения задач; формировать критическое мышление, коммуникабельность, адекватную самооценку, взаимодействия при подготовке и проведении семинара; расширить кругозор, активизировать работу с научной и популярной литературой, использовать умения работать с компьютером.

После защиты каждой презентации, на которую отводится в среднем 5 минут, выступление обсуждается, предлагаются дополнения и поправки. Каждая группа даёт задачу (качественную или расчётную) для решения всем классом с последующим разбором этого решения.

Оценочная ведомость

Вопрос, авторы Качество презентации Научность, глубина, новизна Умение защитить презентацию Решение задач
1        
2        
...        

Приводим пример тестового задания, а в рубрике «Дополнительные материалы» к № 2 на сайте газеты http://fiz.1september.ru – презентации десятиклассников: «Проводники и диэлектрики в электрическом поле» Ю.Сямиуллиной, «Теорема Гаусса» Е.Шиловой, Е.Тильковой, «Электрические заряды и их взаимодействие» Ю.Преснова, А.Свешникова.

Тестовые задания