Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2008

Юбилеи

Бондаров Михаил Николаевич

Бондаров Михаил Николаевич

Бондаров Михаил Николаеви

АНКЕТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

1. ФИО: Бондаров Михаил Николаевич.

2. Семейное положение. Необычайно счастливое. Главная удача моей жизни – любимая и любящая жена Ольга Ивановна – учитель физики, постоянный советчик и соавтор всех начинаний. Дочери окончили МФТИ, оба зятя – тоже. Внучке чуть больше года, пока о физике не мечтает.

3. Образование, педстаж. Высшее, окончил физфак МГПИ им. В.И.Ленина в 1980 г., уже 27,5 лет непрерывной работы в школе.

4. Место работы. Первые 22 года – в г. Артёмовске Донецкой области (в том числе 4 года – в знаменитой Донецкой школе «Эрудит»), ныне – в лицее № 1501 и по совместительству в Центре образования «Технологии обучения».

5. Почему я стал учителем. Семейная традиция: родители – учителя. Важную роль сыграл случай – первый удачный урок на практике на четвёртом курсе.

6. Что привлекает в профессии больше всего. Общение с детьми. Знаменитые люди, приглашённые на передачу «Сто вопросов взрослому», часто говорят, что испытали необыкновенные чувства во время передачи. Мы же, учителя, подобные чувства испытываем практически ежедневно.

7. Когда я полюбил физику. В школе я очень любил математику, но физику недолюбливал. В 8-м классе, попав на районную олимпиаду по физике, случайно стал победителем.

8. Моя первая книга по физике. Для подготовки к олимпиаде учитель дал мне задачник Н.И.Гольдфарба, – так я впервые встретил книгу, в которой имеются решения задач.

9. Самый запомнившийся совет. Совет моих родителей – еcли у меня не получалась задача, папа говорил: «Прочитай ещё раз условие: видимо, ты на что-то не обратил внимания», – мама советовала: «Сходи, покушай». Совет опытного коллеги в первый год работы в школе: никогда не обещай ученикам того, что не в силах выполнить.

10. Самые яркие люди на моём пути. Анатолий Иванович Наумов, научивший меня на физфаке решать задачи, Борис Михайлович Яворский (я сдавал ему вступительный экзамен и два экзамена по теорфизике), Сергей Громов – мой однокурсник, автор учебников, Валентин Михайлович Шейман – соавтор и сподвижник учителя-новатора В.Ф.Шаталова и множество необыкновенно интересных учеников.

11. Самый необычный подарок. Мой любимый ученик Александр Бабаскин подарил мне 6 лет назад собранный своими руками компьютер – с этого и началась моя дружба с интернет-миром.

12. Самое главное качество учителя. Хоть и банально, но от этого не менее верно – любить детей.

13. Мои увлечения. Раньше – шахматы, теперь – компьютер.

14. Непознанное в себе. Несколько раз я проводил над собой мини-эксперимент: предлагал учащимся решить за 15 минут задачу, которую перед этим не мог сам решить в течение нескольких дней (и её решение не знал в этот момент). Но затем мой личный 15-минутный мозговой штурм помогал найти решение в, казалось бы, безнадёжной ситуации. Видимо, в подсознании решение к тому времени уже созрело, но сознание эту информацию ещё не получило.

15. Что я считаю самым трудным в своей профессии. Мои коллеги считают этот вопрос очень интересным, но вот ответа на него я не знаю.

От всей души желаем Михаилу Николаевичу здоровья, радости в семье, творческих успехов в педагогике!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!