Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2008

Методические страницы

В. А. Зверев

Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках

Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках

В.А.ЗВЕРЕВ,
школа № 258, г. Санкт-Петербург

Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках

Одной из важнейших задач школы является не только обучение собственно физике, но и формирование у школьников навыков самостоятельного учебного труда. Эти навыки могут в будущем понадобиться больше, нежели знания по предмету. Ученики часто не решают задачи, не отвечают у доски именно потому, что мы их не научили учиться.

Научить технике личного труда эффективнее всего при выполнении домашних заданий. Выполняя домашнее задание, учащиеся приучаются к добросовестности, умению рассчитывать и планировать своё время, развивают навыки самоконтроля.Чтобы помочь ученику сформировать свою собственную, удобную для него лично систему домашней учебной работы, учитель должен знать, где, когда и в каком объёме давать ученикам рекомендации.

В 7-м классе надо обучить работать с учебником, познакомить с оглавлением, предметно-именным указателем, с содержанием форзацев, вопросами, заданиями, упражнениями, объяснить, что курсивом и жирным шрифтом выделяют главные мысли, законы, определения.

С первых же уроков надо приучать работать с книгой. Учащиеся на уроке читают, например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними, составляют план ответа, и несколько учеников по этому плану рассказывают. После этого я отмечаю наиболее удачные ответы. Объём рассказа через несколько уроков увеличиваю до целого параграфа. Очень скоро ученики понимают, что легче выучить несколько мыслей и связей между ними, чем 2000 слов, содержащихся в параграфе. Слабым ученикам можно рекомендовать рассказать предполагаемый ответ родителям, другу, самому себе перед зеркалом, записать рассказ на магнитофон.

Необходимо приучать учеников отвечать на вопросы после параграфа. На первых уроках задаю преимущественно вопросы, которые вынесены в конец параграфа. Отвечать надо ясно и лаконично. Как правило, опрашиваю несколько учеников подряд, выбираю лучший ответ и предлагаю ещё раз повторить лучший вариант ответа. Рекомендую и дома пытаться отвечать на вопросы именно так.

Отдельно показываю, как учить выводы формул. Например, вызываю нескольких учеников к доске. Минуты через две вызываю к доске ещё одного ученика и прошу его исправить ошибки в записях или поставить оценку «5», если, по его мнению, всё правильно. Затем вызываю следующего ученика, который должен прочитать вслух формулы. И, наконец, предлагаю поставить рекорд класса. В большинстве случаев находится ученик, который делает вывод и объясняет его примерно за 25 с. Если заниматься этим систематически и настойчиво рекомендовать ученикам дома выводить формулы на листочках на время, то вскоре можно освоить и больший объём, добавляя постепенно к рассказу рисунки, графики, опыты и т.д. Если формулы всё-таки плохо запоминаются, то можно дома вывесить плакатики с этими формулами или постоянно их повторять по утрам вместо зарядки, по дороге в школу, перед сном и т.д.

Из урока в урок необходимо учить конспектированию, объяснить как, что и в каком объёме конспектировать, как разработать систему значков и условных обозначений. Например, буква «Э» в конспектах означает «сделаем опыт»; IН , IIН, IIIН соответственно 1-й, 2-й, 3-й законы Ньютона; IТ, IIТ – 1-й и 2-й законы термодинамики, в овальной рамочке – определение, в квадратной рамочке – получена из эксперимента, в двойной рамочке – выведена из других формул; величина в квадратных скобках – единица физической величины и т.д. С помощью конспекта можно быстро и легко вспомнить и воспроизвести учебный материал. Кроме того, его составление учит организовывать и систематизировать учебный материал.

Можно выделить такие этапы обучения конспектированию:

1. Продолжить фразы по материалам параграфа: монокристалл – ...; поликристалл – ...; анизотропия – ...; полиморфизм – ...; аморфные тела – ...; и т.д.

2. Оценить объём работы путём беглого просмотра текста выделить смысловые части в тексте; в пределах каждой части выделить ключевые (опорные) слова (идеи, мысли); вдуматься в смысл каждой части и дать ей название; составить план и затем краткий конспект.

3. Составить самостоятельно опорный конспект, осознать, что такой конспект гораздо полезнее и ценнее для ученика, чем конспект, предложенный учителем. Конспектирование примеров решения задач начинается с попытки самостоятельного решения и последующего сравнения своего решения с решением в учебнике. Тетради, безусловно, надо проверить, давать личные рекомендации, устраивать выставки лучших тетрадей.

Специально надо рассказать, как изучать опыты и как проводить домашний эксперимент. Я предлагаю ученикам сначала прочитать в книге об опыте, который подготовлен на демонстрационном столе, и показываю его только после того, как ученики объяснят цель, расскажут об элементах установки, укажут, на что надо обратить внимание. После демонстрации опыта и рассказа о нём даю ученикам образец записи и экспериментальное домашнее задание, включающее небольшой письменный отчёт. Выполнение кратких письменных отчетов о домашней работе приучает грамотно и кратко выражать свои мысли, при этом вырабатываются навыки культуры записи: определённая система, чёткость и последовательность. Описание домашнего опыта заставляет ученика глубже продумать увиденное, выделить главное.

Учитель должен помочь ученикам организовывать своё время, а для этого ему надо научить раскрывать цель и значение работы, понимать, что необходимо выучить, с чем можно просто ознакомиться. Соответствующие рекомендации учителя по выполнению и оформлению работы помогут предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее целесообразные способы самоконтроля.

В начале выполнения домашнего задания надо вспомнить, что было на уроке, что из его содержания было самым главным. Начать работу надо с теории и только потом решать задачи. Если задача не решается, то её следует пропустить, а потом к ней вернуться. Решая задачу, главное – вникнуть в её суть, а не пытаться угадать формулу. По этому поводу ученикам рекомендую прочесть предисловие к задачнику П.А.Рымкевича.

Необходимо также дифференцированно подходить к развитию учебных навыков. Старшим школьникам надо рассказывать о психотренинге, особенностях памяти, мышления, внимания и т.д. Большинство учеников способны понять, что если у них имеется система знаний, то недостающие звенья могут быть логически выведены. Сильным ученикам можно рекомендовать защиту рефератов, олимпиадные задачи, вопросы, требующие обращения к справочной и другой дополнительной литературе. У слабых учеников следует настойчиво формировать самые простые навыки, давать им посильные задания.

Всё, что говорится школьникам, надо обязательно рассказать родителям на собрании, попросить их помочь своим детям организовать рабочее место и сам домашний учебный труд.

Если учитель систематически помогает организовать учебный труд, то в итоге у ученика формируется своя собственная, удобная для него лично система учебной работы.