Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2008

Материал к уроку

А. И. Сёмке,
< seaniv2006@km.ru >, МОУ СОШ № 11, Ейское УО, г. Ейск, Краснодарский кр.

Кто вы, мистер Икс?

• За 1700 лет до Коперника древнегреческий учёный и философ Икс первым высказал гипотезу о гелиоцентрической системе мира, согласно которой семь планет, в том числе Земля, движутся вокруг Солнца. При этом Земля делает один оборот за год, в то же время вращаясь вокруг своей оси с периодом в одни сутки. Солнечная система окружена неподвижной сферой звёзд. (Об Аристархе Самосском, III в. до н.э.)
ОТ РЕДАКЦИИ. Гелиоцентризм не стал базисом для дальнейшего развития древнегреческой науки скорее всего из-за нетерпимого отношения со стороны государственной религии. Так, философ-стоик (в прошлом профессиональный кулачный боец) Клеанф полагал, что Аристарха следовало привлечь к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира» – Землю. Всем образованным грекам были хорошо известны судьбы Анаксагора и Сократа: Анаксагора изгнали из Афин, Сократ был вынужден выпить яд. Поэтому обвинения такого рода отнюдь не были пустым звуком, и астрономы и физики, даже если и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от публичного обнародования своих взглядов, что и могло привести к их забвению. http://ru.wikipedia.org.

• В своём докладе, прочитанном в Академии 19 ноября 1787 г., Икс отметил: «… ещё оставалось небесное явление – ускорение среднего движения Луны, которое до сих пор не смогли подчинить закону тяготения. Геометры, которые им занимались, заключили из своих исследований, что оно не может быть объяснено всемирным тяготением, и, чтобы его объяснить, искали помощи в различных гипотезах, например, в сопротивлении межпланетного пространства, в конечной скорости тяготения, в действии комет и т.д. Однако после различных попыток я, наконец, смог открыть истинную причину этого явления… Занимаясь теорией спутников Юпитера, я обнаружил, что вековые изменения эксцентриситета орбиты Юпитера должны производить вековые неравенства в их средних движениях. Я поспешил применить этот результат к Луне и обнаружил, что вековые изменения эксцентриситета земной орбиты вызывают в среднем движении Луны как раз такое неравенство, какое было обнаружено астрономами. Весьма замечательно, что астроном, не выходя из своей обсерватории и только сравнивая свои наблюдения с анализом, может с точностью определить величину и сплюснутость Земли и расстояние этой планеты от Солнца и Луны – элементы, познание которых было плодом долгих и трудных путешествий». (О Пьере Симоне Лапласе.)

• Кому принадлежит изречение: «Мысль моя принадлежит небу»? (Иоганну Кеплеру.)

А.И.СЁМКЕ,