Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2008

Спецвыпуск

А. А. Кузьмичёва

Физические сказки

Физические сказки

··· Портфолио ···

Физические сказки

А.А.КУЗЬМИЧЁВА,
МОУ СОШ № 1, г. Лебедянь, Липецкая обл.

a-kuzmichova@mail.ru

Чем дольше я преподаю в школе, тем больше восхищаюсь неисчерпаемой фантазией своих учеников, их умением взглянуть на привычные, даже скучные вещи, с новой стороны. Невозможно не заразиться их неуёмной энергией, не откликнуться на живой искренний интерес к окружающему миру, на желание всё узнать и понять. В процессе нашего сотрудничества появляются рассказы, сказки, кроссворды, игры, которые превращают строгую науку физику в необыкновенно увлекательную.

Стакан воды

На кухонном столе стоял стакан с водой. Со стороны могло показаться, что там, внутри, царят мир и согласие. Но если бы мы могли заглянуть в глубь вещей… В стакане беспорядочно сновала огромная толпа вечно толкающихся маленьких частичек воды – молекул. Все молекулы были совершенно одинаковыми и очень этим гордились.

– Мы самые красивые, – гордо заявляли они, любуясь друг другом.

– У каждой из нас два атома водорода, а ведь водород занимает первое место среди атомов, – подхватывали другие.

– А ещё, – перебивали их соседки, – у нас есть атом кислорода, и только самый последний невежа не знает, что кислород нужен для дыхания зверей, птиц и даже рыб.

– Вода нужна всем живым существам на Земле, – дружно соглашались окружающие. – Мы самые важные!

Однажды в стакан воды упал кусочек соли. Молекулы воды с возмущением увидели, что незнакомцы, вторгшиеся в их владения, совсем не похожи на них.

– Какое убожество, – зашептались между собой молекулы воды, – у них всего по два атома! Какие-то натрий и хлор!

– Давайте объявим им бойкот, не будем поддерживать с ними никаких отношений, – решили молекулы воды.

Они отвернулись от незнакомцев и гордо задрали носы. Но прошло совсем немного времени и некоторые самые любопытные молекулы воды решили познакомиться с чужаками. Подталкивая друг друга, они подошли поближе и стали обмениваться новостями.

– А они не так уродливы, как кажутся на первый взгляд. И у них есть чему поучиться, – начали поговаривать молекулы воды.

Одни молекулы быстро подружились с весёлым взрывным натрием, другим пришёлся по душе лёгкий характер хлора. Вскоре все частицы в стакане дружно носились, весело болтая и толкая друг друга.

– Смотри-ка, – сказала хозяйка, – кусочек соли растворился в воде.

Её глаза были не слишком зоркими. Но мы-то с вами знаем, что произошло на самом деле.

А.А.КУЗЬМИЧЁВА

Необыкновенное изобретение Кости Гаечкина

Мой одноклассник Костя Гаечкин – настоящий изобретатель и вундеркинд. Однажды он позвонил мне и таинственным голосом сказал:

– Наташка, приходи сейчас ко мне, ты станешь свидетельницей научного открытия!

Конечно, я помчалась к нему, не раздумывая.

– Показывай своё открытие! – потребовала я, едва переступив порог квартиры.

Костя оглянулся и рассеянно поприветствовал меня. Он был целиком поглощён работой: вставлял микросхему в какую-то непонятную штуку, похожую на пылесос, холодильник, мотоцикл и стиральную машину вместе взятые. На этом загадочном объекте было много всяких кнопочек, рычажков, переключателей, а сверху торчали пять стеклянных трубочек разной величины и старая телевизионная антенна. На столе громоздились колбочки с разноцветными жидкостями. Я подумала, что содержимое колбочек он вольёт в эту таинственную штуку, стоящую посреди комнаты, но Костя смешал все жидкости и, получив нечто серо-буро-малиновое, полил им единственный цветок в своей комнате – огромный кактус. Затем, захватив пять колбочек, отправился на кухню. Я, сгорая от любопытства, последовала за ним. На кухне он заглянул в кастрюльки, стоящие на плите, открыл холодильник, подумал немного и налил в первую колбочку подсолнечного масла, во вторую – молока, в третью – грушевого компота, в четвёртую – горчицы, а в последнюю – воды из-под крана. Вернувшись в комнату, Костя в том же порядке вылил эти жидкости в трубочки, торчащие из машины, нажал несколько кнопок, повернул рычажок, и вдруг этот непонятный агрегат затрещал, заскрипел...

– Заработал! – я завопила от неожиданности, подпрыгнула и... больно стукнулась головой о потолок! Вот это прыжок! Но самым удивительным было то, что я не опустилась на пол, а осталась висеть в воздухе, болтая ногами и руками. По комнате летали учебники, пустые колбочки, стол, стулья, кактус и мы с Костей!

Только агрегат оставался неподвижным. Я спросила Костю:

– Что происходит?

– Я изобрёл антигравитатор – машину, которая может выключать силу тяжести, – с важным видом ответил он.

– Вот здорово! Я могу поднять шкаф одной рукой! Я могу летать!

– Летай, летай, только не делай резких движений – врежешься во что-нибудь, – проворчал изобретатель и, взмахивая руками, поплыл к окну.

Немного побарахтавшись, я тоже добралась до окна и выглянула на улицу. Но там всё было в порядке: люди ходили, собаки бегали, а птицы летали.

– Мощность маленькая, электромагнит у пылесоса оказался слабоват, надо было поставить от стиральной машины, – задумчиво проговорил Костя, направляясь на кухню.

Я плыла за ним, боясь пропустить что-нибудь интересное. На кухне был такой же беспорядок, как и в комнате. Костя поймал чашку, подлетел к умывальнику и осторожно открыл кран. Вода вытекла из крана, но не полилась в чашку, а собралась в большую каплю и стала медленно подниматься вверх. Мы замерли и не двигались, пока капля не прилипла к потолку.

– Как твоя мама будет готовить ужин? – сказала я и посмотрела на часы. – Ого! Уже шесть часов, скоро придут родители!

– Пора выключить антигравитатор, – ответил Костя, возвращаясь в комнату. Он повернул рычаг, нажал на кнопки, но машина продолжала работать. Костя поймал пролетавшие мимо чертежи, подумал, потёр переносицу и пробормотал:

– Придётся действовать решительно...

Он открыл крышку и выдернул какой-то провод. Раздался громкий гул, машина затрещала, заскрипела, из неё повалил дым. Вдруг она громко хлопнула и замерла. Все, что парило в воздухе, с грохотом упало. Я встала, потирая ушибленную коленку, и попрощалась.

На следующий день в школе Костя подошёл ко мне и сказал:

– Приходи завтра в гости. Будешь свидетельницей исторического события! Я делаю машину времени...

МАЛЫШЕВА НАТАША, 7-й класс

Тёплый разговор

По вечерам, как обычно, у Сковородки и Кастрюли был час сплетен. Эти две неразлучные подруги знали всё обо всех: почему сегодня у Прихватки платье в горошек, а не с цветочками? Что было у семейства Чашек на завтрак? Какой обед приготовили Половник и Нож? Однажды во время болтовни Сковородка спросила у Кастрюли:

– Почему, когда тебя хотят снять с плиты после приготовления супа или борща, то берут для этого Прихватку?

– Ну, знаешь ли, род Кастрюлевых такой древний, что люди просто не смеют прикоснуться ко мне своими жалкими ручонками. Они недостойны прикасаться к моей знатной особе, – важно ответила Кастрюля.

– Да ты что?! – в гневе воскликнула Сковородка. – Ты разве не знаешь, что великий род Сковородкиных самый древний?! Он гораздо древнее рода Кастрюлевых, а уж тем более рода Чайниковых или этих выскочек Самоваровых. Люди хотят насладиться чудом прикосновения к моей знатной особе, поэтому они берут меня после приготовления котлет или блинчиков просто голыми руками.

– Ты ничего не понимаешь!

– Да-а-а? Это ты, всезнайка, ничегошеньки своим котелком не варишь!

– Ах, ты так?! Да я…

Спор между ними продолжался бы очень долго, но на громкие крики прибежала вся кухонная посуда.

– Что случилось? Что за шум? – наперебой зазвенели Чашки и Ложки.

Сковородка и Кастрюля мгновенно замолчали и стыдливо опустили глаза.

– О чём вы так громко спорили? – спросил всеми уважаемый Чайник, славившийся своим умом и справедливостью.

– Мы хотели узнать, почему люди после приготовления обеда берут меня голыми руками, а чтобы взять Кастрюлю, им нужна Прихватка?

– Ах вы глупенькие! Зачем же такой шум устраивать и ссориться? Можно было спросить у меня или у сударя Самовара, мы бы вам всё рассказали.

– Пожалуйста, расскажите, – в один голос попросили подружки.

– Конечно-конечно… Давай, Сковородка, посмотрим на твой «хвостик» (люди его называют ручкой): он у тебя пластмассовый. А теперь посмотрим у Кастрюли на её «ушки» (их люди тоже называют ручками) – они металлические. И пластмасса, и металл состоят из частиц – молекул. Молекулы пластмассы медленно передают энергию друг другу, «хвостик» у Сковородки нагревается слабо, и человек может спокойно брать его руками. А молекулы металла передают друг другу энергию очень быстро, поэтому «ушки» Кастрюли за время приготовления обеда нагреваются так сильно, что человек может обжечься, взявшись за них без Прихватки. Люди говорят, что у пластмассы плохая теплопроводность, а у металла – хорошая. Теперь ясно?

– Да! – дружно ответила посуда.

А скромная Прихватка тихо спросила:

– Значит, и у меня тепло… теплопроводность плохая?

– Правильно, – подтвердил Чайник, – и это просто замечательно, так как помогает спасти человека от ожога.

– Замечательно! Замечательно! – зазвенели Чашки и Ложки. – Давайте пить чай!

КРЕМНЁВА ИРА, 8-й класс

Два брата

Жили-были два брата: один умный и смекалистый, а другой ленивый и глупый. Вот однажды они поехали в лес за дровами. Умный надел валенки на размер больше, а глупый – на размер меньше (думал, что так красивее будет). Умный брат колол дрова да в сани складывал – жарко ему было, никакой мороз не страшен. А второй брат на санях сидел, в шубу кутался, и пробрал его мороз до костей. Собрались они ехать домой. Умный сидит на возу, в больших валенках и песни поигрывает. А глупый в тесных валенках всю дорогу за санями бежит и никак согреться не может.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Оказывается, в просторной обуви слой воздуха, имеющий плохую теплопроводность, не позволяет выходить теплу на улицу, и ноги не мёрзнут. А в тесной обуви воздух отсутствует – и всё тепло быстро выходит наружу.

БУГАНОВА НАДЯ, 8-й класс