Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2008

Спецвыпуск

В. А. Колегова

Мосты

Мосты

··· Портфолио ···

В.А.КОЛЕГОВА,
гимназия г. Кораблино, Рязанская обл.

Мосты

Идею рассмотреть тему со всех сторон с энтузиазмом поддержали все ребята. Наш 11-й класс разделён на две группы профильного обучения: естественно-математического и гуманитарного. Поэтому поиски материала осуществлялись в двух направлениях: физические свойства мостовых конструкций и мосты в литературе, живописи, истории. Физики подготовили доклады об упругости и прочности, тепловом расширении, перегрузке и невесомости, колебаниях и резонансе. Гуманитарии подобрали материал о мостах Санкт-Петербурга, акведуках, мостах в живописи и литературе, интересные сведения из книги рекордов Гиннесса, сняли видеоролик. Сообща оформили большую стенгазету. Приведу только тексты выступлений. Сами работы гораздо объёмнее и полнее раскрывают тему.

Учитель. Уважаемые ребята, гости! Начинаем наш необычный урок – презентацию проекта «Мост». Мы готовились к нему больше месяца. Одни решали и оформляли задачи, другие изучали физические свойства мостов, третьи искали самые любопытные, необычные сведения о них, четвёртые оформляли стенгазету, пятые пытались найти тему «Мосты» в литературе и живописи. Настал час предъявить результаты.

Итак, что же такое мосты и какими они бывают? Читаем в энциклопедическом словаре: «Мост – сооружение, по которому проложена дорога через какое-либо препятствие. Важнейшие элементы моста – опоры (быки и устои) и пролётные строения».

Различают собственно мосты – через реки и другие водотоки, виадуки и эстакады – через безводные препятствия, путепроводы – через дороги. По назначению мосты подразделяются на автодорожные, железнодорожные, пешеходные, совмещённые и другие. По материалу основной конструкции – на каменные, железобетонные, стальные, деревянные. В зависимости от конструктивной схемы пролётных строений мосты бывают балочные, висячие, комбинированные. Особая группа мостов – наплавные, разводные и сборно-разборные. Обо всех видах мостов мы сегодня поговорим.

Начнём с такого важнейшего физического явления для мостовых конструкций, как тепловое расширение. Слово Колосову Дмитрию.

Колосов Д. Измерения показывают, что одно и то же тело расширяется при различных температурах по-разному: при высоких температурах тепловое расширение обычно сильнее, чем при низких. Однако разница в расширении невелика, при относительно небольших изменениях температуры мы можем ею пренебречь и считать, что изменение размеров тела пропорционально изменению температуры. Обозначим длину тела при начальной (например, комнатной) температуре t буквой L, а длину того же тела при температуре t' – буквой L'. Удлинение тела при нагревании на (t't)° равно L'L. Удлинение того же тела при нагревании на 1 °С будет при наших предложениях в (t't) раз меньше, т.е. равным L'L /(t't). Это – общее удлинение всего тела. Чтобы получить характеристику теплового расширения материала, из которого сделано тело, надо взять относительное удлинение, т.е. отношение наблюдаемого удлинения к длине нашего тела при определённых, нормальных, условиях. Нормальной считают длину тела при 0 °С и обозначают её L0.

Итак, величина, характеризующая тепловое расширение материала, есть = (L'L)/[L0(t't)]. Она называется коэффициентом линейного расширения и показывает, на какую долю своей нормальной длины увеличивается длина тела при нагревании на 1 °С.

Вредное влияние теплового расширения приходится учитывать и при постройке мостов, плотин, металлургических печей и других сооружений. Строя мостовую ферму на береговом устое, закрепляют наглухо только один её конец, а другой устанавливают с помощью шарнира 1 на подвижной опоре, которая помещается на стальных катках 2. Вследствие этого при тепловом расширении ферма свободно передвигается на катках, не расшатывая и не повреждая береговые устои. Сооружая большие мосты и плотины, также стремятся ослабить разрушительное действие теплового расширения. Для этого в них устраивают «термические швы» – узкие прослойки из пластичного материала, например, асфальта, допускающие расширение постройки при её нагревании.

Учитель. Агеева Светлана решит задачу на тепловое расширение мостов.

Агеева С. Два одинаковых стальных моста должны быть построены один на севере, другой на юге. Каковы должны быть при 1 °С зазоры, компенсирующие удлинение моста при изменении температуры, если на юге возможны колебания от –10 до +50 °С, а на севере от –50 до + 20 °С? При 0 °С длина моста 100 м, коэффициент линейного расширения стали равен = 0,00001 1/К.

Зазор при температурах ниже 0 °С увеличивается. Следовательно, размер зазора должен определяться только максимальной температурой нагревания выше 0 °С. Для моста на юге L'L = Ldelta-T.jpg (4995 bytes)t = 50 мм, для моста на севере L'cL = L · delta-T.jpg (4995 bytes)t = 20 мм.

Учитель. Тесно связаны мосты с колебательным движением и, в частности, с резонансом. По этой теме послушаем три сообщения и посмотрим фрагмент видеофильма.

Соколова Татьяна. Сообщение «Мост эха. Галерея шёпотов». Внимание на рисунки. Лорд Рэлей первым объяснил загадку «Галереи шёпотов», расположенной под куполом лондонского собора Святого Павла. В любом месте этой большой галереи очень хорошо слышен даже тихий шёпот, если шептать, обернувшись к стене. Как ни странно, его слышно тем лучше, чем более «прямо в стенку» шепчут и чем ближе к ней стоят.

Сводится ли эта задача просто к отражению и фокусировке звука? Чтобы исследовать это, Рэлей изготовил большую модель галереи. В одной её точке он поместил манок – свистульку, с помощью которой охотники приманивают птиц, а в другой – пламя, которое чутко реагировало на колебания воздуха, порождаемые звуком. Вы, наверное, нарисовали бы путь звука по прямой линии, как показано на рисунке. Однако это не так. Когда Рэлей установил узкий экран у стены галереи, то пламя перестало мерцать. Каким-то образом экран преградил путь звуку! Но как? Рэлей догадался, что, непрерывно отражаясь от стен купола, звуковые волны распространяются в узком поясе вдоль стены, как в цилиндрическом волноводе. В нём интенсивность звука убывает значительно медленнее, чем в открытом пространстве. Если наблюдатель стоит внутри этого пояса, он слышит шёпот. За пределами пояса, дальше от стены, шёпот не слышен.

Эффект «Галереи шёпотов» поможет нам объяснить и некоторые звуковые эффекты, возникающие под аркой моста. Так, если встать у стены такой арки и шепнуть что-нибудь, то можно услышать двойное эхо. Громкий же хлопок в ладоши производит многократное эхо. В зависимости от конструкции моста может преобладать эффект «Галереи шёпотов» или эффект многократного отражения звука от поверхности воды, а возможно, будет наблюдаться и то и другое.

 

Бландовцева Катя. Сообщение «Отряд на мосту. Резонанс». Резонанс – явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты вынужденной силы с частотой собственных колебаний системы. Многие физические объекты, обладая определённой упругостью, могут совершать собственные колебания, а внешнее периодическое воздействие на них может оказаться резонансным. Изучение явления резонанса позволяет избежать отрицательных последствий этих воздействий.

Мосты в Анжере в 1750 г., в Манчестере в 1831 г., в Петербурге в 1906 г. были разрушены в результате резонанса частоты строевого шага марширующих военных с частотой собственных колебаний моста. С тех пор во всех военных подразделениях перед тем как взойти на мост, стали подавать команду «Сбить ногу!». Хотя каждый шаг сообщает колебаниям моста очень небольшую дополнительную амплитуду, при резонансе амплитуда колебаний резко возрастает, и мост может рухнуть.

Брындина Оля. Сообщение «Крушение моста через Такома-Нэрроуз». Вынужденные колебания этого моста возникали ещё в период строительства. От непрерывного раскачивания конструкции рабочие испытывали тошноту и головокружение. Когда по мосту началось движение, он качался столь сильно, что автомобилисты ради острых ощущений съезжались сюда со всей округи. В иные дни амплитуда колебаний достигала 1,5 м, и водители автомобилей прямо-таки теряли друг друга из виду.

Тем не менее крушение моста явилось полной неожиданностью. Утром того рокового дня волнообразные движения моста прекратились, но вскоре возникли сильные крутильные колебания. Двое, оказавшиеся в тот момент на мосту, выползли оттуда на четвереньках. Профессор, пытавшийся спасти брошенную на мосту собачку, смог выбраться с него, только двигаясь по линии узлов крутильных колебаний.

Через 30 минут после начала крутильных колебаний с проезжей части моста был сорван настил. Через полчаса слетело ещё 200 м настила. После этого колебания ненадолго затихли, но вскоре возобновились... Прошло несколько минут, и обрушились остатки сооружения!

Помимо резонанса в разрушении моста сыграли роль крутильные колебания, которые возникли при обтекании больших вертикальных щитов, установленных на нём. Угол, под которым ветер налетал на щит, всё время менялся, менялось и давление. Область пониженного давления перемещалась поперёк моста, на неё накладывались турбулентные потоки воздуха с наветренной стороны щита. Под действием разности давлений над и под мостом он начал колебаться. После описанного крушения в проезжей части мостов стали делать продольные прорези, например, между полосами встречного движения.

Учитель. А теперь посмотрим фрагмент видеофильма о разрушении этого моста. (Видеофрагмент.)

Николаева Лена. Предлагаю послушать стихотворение Евгения Евтушенко «На мосту».

Женщина с мужчиною одни
На мосту у сонной синей Сены –
Над пустынным смыслом толкотни,
Над огнями призрачными всеми.
Где-то там сменяются правительства,
Кто-то произносит речи мудрые.
Это им отсюда еле видится,
Словно Сена, зыбкая и смутная.
Так стоят без слов , без целования
Под плащом прозрачным до зари,
Будто бы в пакете целлофановом
Всей Земле подарок от Земли!
Дай нам бог не дома и не прибыли,
Не тупой уютности в быту.
Дай нам бог, чтоб, где с тобою ни были,
Мы всегда стояли на мосту.
На мосту, навеки в небо врезанном,
На мосту, чья суть всегда свята,
На мосту, простёртом надо временем,
Надо всем, что ложь и суета.

Учитель. Вернёмся к физике. Сообщение «Упругость и прочность материалов в конструкции мостов».

Ученик. Конструкции мостов испытывают все виды деформаций: сжатия и растяжения, изгиба, кручения, сдвига. Чтобы мост долго служил, необходимо, чтобы деформации были упругими, т.е. исчезали после снятия нагрузки. Рассмотрим упругое растяжение стержня, длина которого L0, площадь поперечного сечения S, под действием внешней силы F. Деформация стержня прекращается, когда сила упругости становится равной внешней силе. Согласно закону Гука, F = k(L'L), где L' – конечная длина стержня. Более удобной величиной, чем абсолютное удлинение (L'L), является относительное удлинение (L'L)/L – отношение абсолютного удлинения тела к его первоначальной длине.

В отличие от жёсткости k, характеризующей лишь данный стержень, существует характеристика вещества, из которого он сделан, – это модуль Юнга Е = kL/S, его выражают в паскалях. Приведу примеры модулей Юнга некоторых металлов (таблица 21, с. 321 из учебника В.А.Касьянова «Физика-10». – М.: Дрофа, 2001).

Предел прочности – максимальное напряжение, возникающее в теле до его разрушения. Приведу примеры предела прочности некоторых веществ при растяжении и сжатии (таблица 22, с. 322, там же).

Учитель. Примеры решения задач на расчёт давления тел на выпуклых и вогнутых мостах выполнит Константин Котов. (Стандартные рисунки выполнены на ватмане заранее и здесь не приводятся.)

Котов К. 1. Автомобиль массой М = 1000 кг движется со скоростью = 36 км/ч по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны R = 50 м. С какой силой F давит автомобиль на мост в его середине? С какой минимальной скоростью должен двигаться автомобиль для того, чтобы в верхней точке он перестал оказывать давление на мост?

Решение. Силы, действующие на автомобиль вдоль радиуса моста: mg – сила тяжести, N – сила реакции моста. По третьему закону Ньютона, искомая сила давления F равна по модулю силе реакции моста N. Согласно второму закону Ньютона, центростремительное ускорение автомобиля определяется суммой сил, действующих на него вдоль радиуса окружности, по которой он движется: m2/R = mgN.

Отсюда F = N = mgm2/R = 7,8 кН.

Сила давления на мост станет равной нулю при m2/R = mg.

Следовательно,   При большей скорости автомобиль не будет оказывать давления на мост.

2. Автомобиль массой М = 2000 кг движется со скоростью = 36 км/ч по вогнутому мосту, имеющему радиус кривизны R = 100 м. С какой силой F давит автомобиль на мост в его середине?

Решение. Здесь к центру окружности, по которой происходит движение автомобиля, направлена сила реакции моста N, а не сила тяжести mg. Согласно второму закону Ньютона, m2/R = Nmg. Искомая сила F = N = mg + m2/R = 21,6 кН.

3. Автомобиль массой m движется со скоростью по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны R. С какой силой F давит автомобиль на мост в точке, направление на которую из центра кривизны моста составляет с направлением на его середину угол ?

Решение. Вдоль радиуса моста на автомобиль действует сила реакции опоры моста N и проекция силы тяжести mgcos. Согласно второму закону Ньютона, искомая сила F = N = mgcosm2/R. Она достигает максимума при = 0.

4. Через реку шириной d = 100 м переброшен выпуклый мост в форме дуги окружности. Верхняя точка моста поднимается над берегом на высоту h = 10  м. Мост может выдержать максимальную силу давления F = 44,1 кН. При какой скорости грузовик массой М = 5000 кг может переехать через мост?

Решение. Максимальная сила давления на мост – в верхней точке моста (см. задачу 3). Минимально допустимую скорость можно найти из выражения MgF = M2/R. Следовательно, должно выполняться неравенство Радиус кривизны моста определяется геометрически. По теореме Пифагора, R2 = d2/4 + (Rh)2. Отсюда радиус кривизны R = (4h2 + d2)/(8h). С учётом этого получим 40,6 км/ч.

Сложную физическую и техническую задачу решили 5 лет назад московские мостостроители: они перенесли вдоль Москвы-реки на 1,5 км один из мостов. Как это происходило, расскажет Ксения Ткачёва.

Ткачёва К. К этой операции готовились полгода. Её уникальность заключалась в том, что сплав огромной конструкции осуществлялся в городе, в ограниченном пространстве. Вся операция передвижки 1390-тонной арки длиной 135 м заняла 8,5 суток. Мост перевозили тремя самоходными баржами: две – грузоподъёмностью по 1,2 тыс. т и одна грузоподъёмностью 3 тыс. т. Транспортировка шла при постоянном контроле. Учёные установили в разных точках конструкций десятки датчиков, прогибомеров, тензометров. Данные всех приборов поступали на компьютер.

Баржи вели по реке шесть буксиров мощностью 4500 л.с. каждый (три спереди и три сзади). Расчётную скорость сплава – 0,2 м/с при скорости течения реки 0,5 м/с – выдержать было трудно. Приходилось постоянно тормозить. В сплаве участвовали около 200 человек. По прогнозам специалистов, на новом месте мост простоит ещё 100 лет. Для этого сделали всё возможное: отчистили его, капитально отремонтировали, загрунтовали и покрыли высококачественной краской.

Учитель. Санкт-Петербург – российский город, в котором мостов больше, чем в других городах страны. О них расскажет Андрей Калинин.

Калинин А. В Санкт-Петербурге насчитывается более 800 мостов и мостиков. В 1703 г. возник первый в городе мост – Петровский, соединивший Берёзовый остров с Заячьим, где началось строительство Петропавловской крепости. Затем появился знаменитый теперь Аничков мост. Уже после смерти Петра I, в 1727 г. появился первый мост через Неву – Исаакиевский. Мост был наплавным, т.е. был составлен из стоявших борт к борту лодок с положенными на них досками. Такие мосты наводили ранней весной и разбирали осенью, к началу ледостава. Подобные мосты в течение 150 лет соединяли берега Невы и Невки.

В ХIХ в. наплавные мосты превратились в сложные сооружения с гранитными опорами из камня, а затем и чугуна. В конце XVIII в. мосты стали украшать. По краям ставили гранитные башни с фонарями, гармонирующие с гранитом набережных. В это же время появились первые разводные мосты, которыми петербуржцы гордятся до сих пор. В начале XIX столетия на мостах впервые появились витые чугунные решётки. Устанавливались фонари – вначале масляные, а с 1830-х гг. – газовые. Тогда же на малых реках стали сооружать подвесные мосты на цепях, которые петербуржцы прозвали «мостами на ниточке».

К 1863 г. в Петербурге был уже 181 мост. Из них самыми прославленными в городском фольклоре являются два – Аничков и Поцелуев. Последний получил своё название по расположенному рядом трактиру купца Поцелуева. Однако петербуржцев не устраивало такое простое объяснение. До сих пор многие считают, что на мосту, который ведёт к воротам флотского экипажа, моряки, прощаясь со своими подругами, обменивались прощальными поцелуями. Мост особенно красив в сумерки, и многие влюблённые действительно ходят туда целоваться.

Со второй половины 20-х гг. ХХ в. начали сооружать железобетонные мосты. Опоры облицовывали гранитными глыбами, и мосты выглядели неуклюжими. С середины 1930-х гг. мосты начали строить в стиле прошлого столетия – с решётками, фонарями и прочими украшениями. В период блокады ни один большой мост серьёзно не пострадал – помогла искусная маскировка. Сегодня под охраной государства находятся 14 мостов.

Около двух часов ночи происходит любимый «аттракцион» туристов: в городе разводят мосты. Всего в Петербурге 21 разводной мост, из них 8 перекинуты через Неву.

Учитель. Историю Аничкова моста расскажет Латышев Александр.

Латышев А. Аничков мост был построен в 1725 г.; название он получил по примыкавшей к нему Аничковой слободе, построенной подполковником М.О.Аничковым. Мост много раз перестраивался. В 1841 г. он стал равным по ширине Невскому проспекту. Этот мост решили украсить скульптурами, созданными П.А.Клодтом. Скульптуры изображали укротителей коней. Одну пару коней отлили в бронзе, а другую – из гипса, но тонировали под бронзу. К мосту скульптуры везли на катках по Невскому проспекту. Они были тщательно укутаны в большие холсты. После торжественного открытия моста гипсовые скульптуры простояли более 12 лет. Скульптор Клодт решил не повторять эти скульптуры, а создать в бронзе совсем новый вариант, что ему с успехом и удалось.

В октябре 1941 г. Ленгорсовет постановил закопать скульптурные группы в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой. А 1 мая 1945 г. кони вернулись на свои места. В 1995 г. опытные реставраторы провели обследование и начали глубокую реставрацию скульптурных групп по специальной методике. Специалисты сохранили авторскую проработку бронзы, создали условия постепенного наращивания естественной патины, решили проблему неповторимого колорита старой бронзы.

Учитель. Сообщение «Форсирование водных преград военными» сделает Хомченко Андрей.

Хомченко А. Серьёзное препятствие на пути военных – реки. Переправу наводит тяжёлый механизированный мостоукладчик (ТММ). Он может перекинуть мост через реку в считанные секунды. По сути дела, это автомобиль высокой проходимости с закреплённым на нём складным мостом. Длина одного пролёта 10,5 м, ширина проезжей части – 3,8 м. Конструкция опоры позволяет изменять её высоту от 1,7 до 3,2 м; сооружение выдерживает нагрузку до 600 кН.

Для современных мостоукладчиков, или понтонёров, река шириной до 100 м не препятствие. Людей и технику могут переправлять и на гусеничном самоходном пароме. Его формируют из двух полупаромов, каждый из которых – автономная единица, состоящая из ведущей машины, лодки и аппарелей (устройств для выгрузки людей). Полупаром способен самостоятельно передвигаться как по суше, так и по воде. Максимальная скорость движения на плаву 10,6 км/ч; на нём переправляют тяжёлую боевую технику массой до 52 т.

Учитель. Вряд ли кто-нибудь возьмётся оспорить знаменитую фразу, произнесённую когда-то Наполеоном: «История Рима – история всего мира». Множество привычных вещей пришли к нам из эпохи римского владычества. Послушаем историю римских водопроводов-акведуков.

Сивова Н. В I в. н.э. Секст Юлий Фронтин подробно описывает все акведуки Рима. Согласно ему, в Риме самый короткий акведук имел протяжённость 20 км, а самый длинный – 70 км.

Акведук – сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом (трубой, лотком, каналом). Строят их в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой и др. Акведук представлял собой сложное инженерное сооружение, проходившее по подземным туннелям, по земле и по многокилометровым арочным мостам. Учитывая значительную протяжённость сооружения, инженерам приходилось решать множество проблем, связанных с особенностями рельефа местности. Если источник воды находился выше города, она текла по акведуку самотёком. Однако часто требовалось изобретать и сложные искусственные способы её подачи, например, класть свинцовые трубы разного диаметра, чтобы увеличить давление и помочь воде преодолеть высокий участок, или качать воду с помощью помп. (Вода, идущая по свинцовым трубам, содержит вредные примеси, а значит, и в древности не всё было экологически чистым.)

Римляне добились поразительного мастерства в строительстве акведуков (некоторые из них использовались и в XX столетии). Древним мастерам помогли два важных изобретения: арка и водоупорный цемент. Входящие в состав цемента вулканический пепел, гравий и камни тщательно перемешивали, получая строительный материал отличного качества. С его помощью строить арки оказалось гораздо легче, чем из цельных каменных блоков. И хотя арка была известна и до римлян, именно у них она получила широкое применение.

Учитель. Редакторы стенгазеты Жгун Есения и Воробьева Анна проведут обзор стенгазеты. Здесь несколько рубрик: «Самые, самые…», «Мосты Кораблинского района», «Мосты – украшение российских столиц», «Мосты в живописи» и другие. Сообщение «Самые, самые…».

Самые, самые, самые...

Виадук Мийо

Виадук Мийо (le Viaduc de Millau) — вантовый автодорожный мост, проходящий через долину реки Тарн вблизи города Мийо (Франция). Авторами пректа моста являются французский инженер Мишель Вирложо, известный проектом второго по протяженности вантового моста в мире — моста Нормандия и английский архитектор Норман Фостер, являющийся также автором проектов аэропорта в Гонконге и реставрации здания Рейхстага в Берлине. Это самый высокий транспортный мост в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр — немного выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Empire State Building. Мост был торжественно открыт 14 декабря 2004 года и открыт для движения 16 декабря 2004 года.

http://www.am-bridge.net/bridge

Висячий мост Akashi-Kaikyo

Висячий мост Akashi-Kaikyo (Акаси-Кайке) в Японии на сегодняшний день является мостом с самым большим пролетом (1990 м), при этом, полная длина моста составляет 3910 м. Высота пилонов - 285 м. Мост соединит между собой острова Хонсю и Сикоку. Мост предназначен под 6-полосное скоростное движение автотранспорта и рассчитан на восприятие шквальных ветровых нагрузок (в среднем 80 м/с в течение 10 мин) и 8,5-балльное (по шкале Рихтера) сейсмическое воздействие.

Мост “Золотые ворота” в Сан-Франциско

Мост “Золотые ворота” в Сан-Франциско, построен в 1933-1937 гг. по проекту инж. И. Штраусса и др., арх. И. Морроу; схема моста 343+1280+343, высота пилонов 227 м.

Огромный висячий мост через пролив Голден Гейт (Золотые Ворота) у входа в бухту Сан-Франциско великолепно сочетается в масштабном отношении с живописным ландшафтом просторной бухты и величественной панорамой океана.

 

Айронбридж. Владелец сталелитейного завода Абрахам Дерби III для транспортировки своей продукции искал по газетным объявлениям архитектора, чтобы тот проложил через реку Северн надёжный мост «из камня, кирпича или дерева». Предложение принял Томас Причард, он подготовил проект моста из металла. Вместе с завершением строительных работ в 1778 г. начался «железный век». А в 1795 г. конструкция выдержала испытание на прочность: мост устоял против натиска деревьев и домов, разрушенных наводнением и принесённых к его опорам.

Пон-дю-гар. Гарский мост, или Пон-дю-гар, был важной частью водопровода, снабжавшего свежей водой Париж с расстояния 50 км. Мост длиной 275 м и высотой 49 м соединяет берега реки Гароны. Эта смелая и превосходно сохранившаяся конструкция состоит из трёх ярусов аркад. Акведук был построен в 19 г. до н.э. по распоряжению Агриппы, пасынка императора Августа. В качестве строительного материала использованы массивные каменные блоки. С помощью подъёмников и катков их располагали один над другим без применения раствора.

Первый мост на Руси, о котором имеются исторические сведения, был построен через Днепр в Киеве ещё при князе Владимире Мономахе. Это был деревянный наплавной мост.

Первый каменный российский мост – арочный девятипролётный – построен из кирпича в 1516 г. Он пересекал реку Неглинку со стороны Троицких ворот Московского Кремля и носил название Троицкий.

Первый висячий мост в России – петербургский Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку, построен в 1823 г. Пролёт 37 м при общей длине 54 м.

Мост-гигант. Самый длинный в СНГ мост находится в Киеве. Его длина 8,8 км, а ширина – более 40 м. Протяжённость моста над Днепром составляет 1200 м, высота над водной поверхностью – 135 м. Строительство этого моста, сооружённого невдалеке от Лысой горы, закончено 25 декабря 1990 г.

Самый широкий мост – 99 м, в Санкт-Петербурге возле Исаакиевской площади. Он носит название Синий мост и соединяет берега реки Мойки.

Учитель. Китежекова Маша нашла более десяти репродукций русских и зарубежных художников с изображением мостов. Она покажет вам эти репродукции и кратко прокомментирует их. (Показ.)

В заключение посмотрим видеоролик, подготовленный Инчиным Антоном (7-минутный фильм включает разделы: «Самый длинный мост в мире», «Наш мост через реку Ранова в Кораблинском районе», «Мосты в мультиках», «Мосты в боевиках»).

(Заключительное слово учителя.)

Литература

Билимович Б.Ф. Тепловые явления в технике. – М.: Просвещение, 1981.

Бендриков Г.А. и др. Задачи по физике. – М.: Наука, 1987.

Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – М.: Наука, 1971. т. 1.

Касьянов В.А. Физика-10. – М.: Дрофа, 2001.

От махин до роботов: Книга 1. – М.: Современник, 1990.

Российские столицы. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.

Техника. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.

Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1989.

Сайты: http://www.am-bridge.net/bridge; prikols.nnm.ru/krasivejshie_mosty_mira; allo495.ru/gallery/8.xhtml; http://cetki.com/2007/04/05/bridges_world .html