Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2008

Конкурс "Я иду на урок"

Р. А. Рахматуллин,
МОУ Александровская СОШ, с. Александровка, Александровский район, Оренбургская обл.

Световые явления. 8-й класс

Световые явления

Конкурс «Я иду на урок»

Р.А.РАХМАТУЛЛИН,
с. Александровка, Оренбургская обл.

rahmat92@mail.ru

 

Световые явления

План-конспект урока обобщения, повторения и подготовки
к контрольной работе, 8-й класс

Цель урока: обобщить основные законы геометрической оптики – прямолинейность распространения света в однородной среде, законы отражения и преломления; закрепить основные знания и умения – практически применять основные понятия и законы; получать изображения предмета с помощью линзы; строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе; разобрать демонстрационную версию контрольной работы с элементами ЕГЭ на изученные темы – решать тестовые задания, задания с пропусками, качественные и расчётные задачи.

Оборудование: табл. 1 «Законы распространения света», табл. 8 «Линзы», 10 «Глаз» [1]; набор лабораторного оборудования «Оптика» из «Лаборатории L-микро» (линзы собирающие ЛС-1 и ЛС-2, линза рассеивающая ЛР, плоское зеркало, прозрачная пластина со скошенными гранями, экран с прорезью, лампа с колпачком, держатели оптических элементов, коврик пластиковый, 4 булавки с круглыми головками, лист с разметкой, лимб, соединительные провода); набор лабораторного оборудования «Электричество» из «Лаборатории L-микро (рабочее поле, ключ, батарея гальванических элементов на 4,5 В).

Оформление доски. В левой и правой частях доски – таблицы, в средней части слева – рисунок Солнца, справа – рисунок глаза и надпись: «Будь не солнечен наш глаз,//Кто бы Солнцем любовался?» (И.Гёте.)

Методические рекомендации учителю по использованию лабораторного оборудования. Линзы, зеркало, лампа и экран закрепляются в оптических держателях с помощью запрессованных в них магнитов. При сборке установок их размещают на металлическом рабочем поле. Для измерения линейных расстояний между оптическими элементами используют лист с разметкой, который накладывают сверху на поверхность рабочего поля. Для измерения углов используют лимб. Для отметки хода лучей используют булавки с круглой головкой. Наибольшая яркость светового луча достигается тогда, когда нить лампы располагают вдоль большей грани подставки.

Основные технические характеристики:

Фокусное расстояние ЛС-1 .............................................60 мм

Фокусное расстояние ЛС-2 …………………………… 25 мм

Фокусное расстояние ЛР…………………………….… 25 мм

Предел измерений лимба....................................................±90°

Цена деления лимба.................................................................1°

Показ. преломл. материала прозр. элементов ...................1,48

Ход урока

I. За страницами учебника (3 мин) – «Живая оптика» § 5, 6 [2].

1. Глаз и зрение.

2. Близорукость и дальнозоркость.

Рассказ ученика о дефектах зрения с использованием табл. 10 «Глаз» [1, c. 16–18, 39], межпредметная связь [3, c. 73–77].

II. Групповая работа (Расшифровку заданий см. в рубрике "Дополнительные материалы" к №5) (20 мин) – физическая эстафета «По стране световых явлений» [2, анимация].

Группа 1. Источники света. Распространение света, § 62 [4].

1. Световые явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле.

2. Источники света.

3. Точечный источник света и луч света – относительные понятия. (Протяжённый источник света на большом удалении может быть принят за точечный. Резкая тень от точечного источника даёт резкую тень, что неприятно для глаза, поэтому мы стараемся пользоваться протяжёнными источниками света. Превратить небольшой источник света, например лампочку, в протяжённый очень просто – надо надеть на него матовый абажур.)

4. Образование тени и полутени. Затмение как пример тени и полутени.

Экспериментальное исследование «Получение тени и полутени».

Группа 2. Отражение. Законы отражения света, § 63 [4].

1. Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности.

2. Отражение света. (Дым, так же как и пыль, содержит мельчайшие твёрдые частицы, благодаря отражению от которых мы видим световой пучок. К сожалению, мы не только видим их, но и вдыхаем, а они вредны для здоровья. Некоторые, помимо того, добровольно добавляют в свои лёгкие вредные пыль и дым, когда курят табак или вдыхают наркотики.)

Экспериментальные исследования явления отражения света.

3. Законы отражения света.

Группа 3. Плоское зеркало, § 64 [4].

1. Плоское зеркало.

2. Построение изображения в плоском зеркале и особенности этого изображения.

Экспериментальное исследование «Построение изображения предмета в плоском зеркале». Для демонстрации опыта по рис. 133 в учебнике нужно взять лампы накаливания МН 3,5 В; 0,28 А на подставках (вместо свечей).

Группа 4. Преломление света, § 65 [4].

1. Явление преломления света.

Эксперимент «Исследование явления преломления света и определение постоянной величины n для пары воздух–стекло (показателя преломления стекла)».

2. Оптическая плотность среды.

3. Законы преломления света.

Группа 5. Линзы, оптическая сила линзы, § 66 [4].

1. Рассеивающая и собирающая линзы.

2. Фокус линзы.

3. Фокусное расстояние.

4. Оптическая сила линзы.

Экспериментальное исследование «Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы».

Группа 6. Изображения, даваемые линзой, § 67 [4].

1. Построение изображений, даваемых линзой.Единственный случай получения прямого мнимого изображения в собирающей линзе (реализуется в лупах).

2. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы: чем ближе лампа расположена к главному фокусу линзы, тем изображение больше и дальше от линзы.

Экспериментальное исследование «Получение изображения при помощи линзы».

III. Коллективная работа (20 мин) – разбор демоверсии контрольной работы по теме «Световые явления» по авторской технологии проведения контрольной ра боты с элементами ЕГЭ с использованием авторских заданий с открытого текста проверочных работ [5, c. 104–131].

1. Изучение инструкции по выполнению работы (под руководством учителя).

Для выполнения контрольной работы по физике отводится 45 мин. Работа состоит из 4 частей, включающих 12 заданий. Из каждой части работы необходимо выбрать по одному заданию. Таким образом, вам требуется выполнить всего 4 задания из 12.

Часть А содержит 3 тестовых задания (А1–А3). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть В содержит 3 задания с пропусками (В1– В3), на которые следует дать краткий ответ в виде числа, слов или словосочетаний.

Часть С содержит 3 вопроса или качественные задачи (С1–С3), на которые надо дать ответ с пояснением.

Часть D содержит 3 расчётные задачи (D1–D3), на которые требуется дать развёрнутый ответ. Необходимо записать законы физики, из которых выводятся требуемые для решения задачи соотношения.

При выполнении заданий значение искомой величины следует выразить в тех единицах физических величин, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ). При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся 1, 2 или 3 балла. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить максимальное число (4) заданий и набрать наибольшее количество баллов (12).

Норма оценок: «5» – 8–12 баллов, «4» – 5–7 баллов, «3» – 3–4 балла, «2» – 1–2 балла, «1» – 0 баллов.

Желаем успеха!

2. Разбор заданий контрольной работы (пример)

ЧАСТЬ А

1. Изображение предметов можно наблюдать:

А) с помощью белого экрана в отражённом свете;

Б) с помощью прозрачного экрана в отражённом или проходящем свете.

В) непосредственно смотря одним глазом, расположенным в конусе расходящихся лучей;

Г) всеми вышеуказанными способами.

2. При освещении железного шара двумя точечными источниками света, на экране обнаружим:

А) только полутень;

Б) только тень;

В) только свет;

Г) и тень, и полутень, и свет.

3. При выполнении упражнения по теме «Преломление света» ученик сделал выводы: а) мы видим Луну ниже её истинного положения; б) глубина водоёма нам кажется больше, чем в действительности.

Ученик ошибочно сформулировал вывод:

А) а; Б) б; В) и а, и б.   Г) оба выводы правильны.

ЧАСТЬ В

1. Если свет идёт из среды оптически менее плотной в более плотную среду, то угол _________ обычно _______ угла падения.

2. В изображении, данном плоским зеркалом, у девушки поднята __________ рука.

3. Пучки света автомобильных фар видны в _____, т.к. эта среда ___________________.

ЧАСТЬ С

1. Что является экраном в оптическом фотоаппарате?

2. Выполняются ли законы отражения света для шероховатой поверхности? Ответ поясните.

3. Почему возникла необходимость создания более точной модели глаза?

ЧАСТЬ D

1. Угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точке падения, составляет 25°. Чему равен угол отражения?

2. Определите показатель преломления n для пары веществ различной оптической плотности (воздух – стекло), если при переходе света из воздуха в стекло угол падения составлял 30°, а угол преломления 19°.

3. Постройте изображение предмета АВ, даваемого системой линз: собирающей линзой с фокусным расстоянием 20 см и линзы с оптической силой –2 дптр. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии системы линз. Масштаб 1 : 10. Укажите свойства полученного изображения.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки (здесь опущены. – Ред.)

Синусы углов: sin 19° = 0,3256, sin30° = 0,5000.

IV. Подведение итогов и задание на дом (2 мин).

Подготовиться к КР по теме «Световые явления»:

1. Повторить § 62– 67 (с. 147–168).

2. Изучить материал для дополнительного чтения, § 4–6 (с. 184–188).

3. Принести двойные листы для выполнения работы, лист черновика, линейку, карандаш, ластик, микрокалькулятор.

Литература

1. Кабардин О.Ф. Таблицы по физике для общеобразовательной школы в 10 сериях. Оптика и специальная теория относительности: Методические рекомендации. – М.: ООО «ВАРСОН», 2005.

2. Открытая физика 2.0.

3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология-8. Человек: Изд. 3-е, стереотипное. – М.: Дрофа, 2001.

4. Пёрышкин А.В. Физика-8: Изд. 6-е, стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

5. Рахматуллин Р.А. Разноуровневые задания по физике с элементами ЕГЭ. 8 класс: Учебное пособие для учащихся, родителей и учителей. – Оренбург, 2007.