Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2008

Наука и техника: прошлое и настоящее

В. Н. Белюстов,
< belustov@yandex.ru >, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

2008

1035 лет тому назад родился великий среднеазиатский учёный и мыслитель Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Свыше 150 его трудов охватывают астрономию и географию, физику и математику, геологию и минералогию, химию и ботанику, хотя сами эти науки были ещё далеки от своего оформления. Математике и астрономии посвящено свыше 40 сочинений: «Книга истолкования основных начал астрономии», «Канон Масуда» (астрономические таблицы и звёздный каталог), «Геодезия», «Минералогия» и др. Первые два сочинения несколько веков служили главными учебниками астрономии на Востоке.

Он был незаурядным наблюдателем и конструктором. Построил огромный неподвижный стенной квадрант с радиусом дуги в 4 м, что впервые позволило отмечать положения Солнца и планет с точностью до 2'. Особенно большое внимание уделял совершенствованию астролябий. Изготовил первый географический глобус (вернее, полуглобус) диаметром 5 м, с помощью которого можно было быстро определять координаты одних пунктов по известным другим. С высокой точностью измерил наклон эклиптики к экватору (23° 50' 34") и открыл её переменность. Оценил максимальное расстояние до Луны в 64 земных радиуса (современная оценка – 63,5), измерил градус меридиана и радиус Земли (по наблюдению понижения горизонта с вершины горы): соответственно 110,278–110,691 км и 6403 км в пересчёте на европейские единицы длины, что близко к современным данным для той широты.

Составил каталог 1029 звёзд, положения которых заново вычислил с учётом прецессии. Солнце и звёзды считал огненными шарами, а Луну и планеты – тёмными телами, отражающими солнечный свет. Утверждал, что звёзды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу. Видимую неподвижность звёзд объяснял их колоссальной удалённостью. Первым обратил внимание на существование «сдвоенных звёзд», а Млечный Путь считал скопищем звёзд. Впервые отметил слабое свечение неба перед рассветом и после окончания сумерек в виде «волчьего хвоста» (зодиакальный свет), описал метеоритный железный дождь, выпавший в Бушандже (Индия).

Бируни впервые полностью перевёл «Альмагест» Птолемея и «Начала» Евклида на санскрит для индийцев. Он выступил также с критическими замечаниями о системе мира Птолемея. В Европе стал известен только в XIX в., после появления в 1888 г. английского перевода его труда «Индия».

315 лет тому назад родился английский астроном Джеймс Брадлей. Вначале принял духовный сан, но потом отказался от церковной карьеры и занялся наукой. В 1721 г. был утверждён профессором астрономии Оксфордского университета. В 1727 г. предпринял попытку измерить параллактическое смещение звезды вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Наблюдая в течение года близ зенита звезду Дракона, обнаружил её заметное годичное смещение, но в сторону, противоположную ожидаемой. Спустя два года понял, что открытая им аберрация (от лат. aberrare – заблуждаться) света связана с орбитальным движением Земли и является следствием конечности скорости света. Это стало первым наблюдательным подтверждением теории Коперника.

На деньги правительства заново оснастил обсерваторию. С помощью новых приборов открыл нутацию (от лат. nutacio – качание, колебание) земной оси. Оказалось, что ось Земли помимо прецессионного движения по конусу с периодом 26 тыс. лет испытывает небольшие попутные покачивания периодом 18,6 лет (синхронно с поворотом лунной орбиты). Указал, что причиной нутации является Луна, её возмущающее действие на Землю. Также проводил систематические наблюдения звёзд и составил новый каталог 3268 звёзд. Их положения были определены с гораздо большей точностью, чем до него.

460 лет тому назад родился Джордано Бруно – итальянский мыслитель, борец против схоластики и теологии, активный сторонник учения Н.Коперника. Развил гелиоцентрическую теорию строения мира Коперника, высказав ряд положений, опередивших современную ему эпоху и нашедших подтверждение последующими астрономическими открытиями: идея о бесконечности Вселенной, бесконечном множестве миров, о существовании в нашей Солнечной системе других неизвестных в то время планет, вращении Солнца и звёзд вокруг оси, об обитаемости других миров, о единстве законов природы. Космологические идеи Бруно имели большое значение для развития науки и мировоззрения. За свои передовые взгляды преследовался церковниками, был обвинён римской инквизицией в ереси и сожжён на костре.

В.Н.БЕЛЮСТОВ,