Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2008

Спецвыпуск

Н. В. Тишаева

Физические законы вокруг нас

Физические законы вокруг нас

··· Орловский выпуск ···

Н.В.ТИШАЕВА,
школа № 45 им. Д.И.Блынского, г. Орёл

Физические законы вокруг нас

Элективный межпредметный курс, 24 ч (2 ч/нед.)

Пояснительная записка

Данный курс представляет собой изложение картины мира с точки зрения физика, с опорой на физические законы, управляющие природными процессами. Материал разбит на семь связанных между собой блоков. В программном, методическом отношении курс построен таким образом, чтобы у каждого ученика на базе основных физических понятий, законов и принципов сформировать адекватный естественнонаучный взгляд на природу.

В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения следующих общеобразовательных задач:

– создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;

– овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

– помощь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;

– формирование умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Предполагается применение методик, позволяющих учащимся становиться активными участниками уроков (беседа, учебная дискуссия, ролевая игра). По мере прохождения курса выполняются небольшие по объёму проверочные работы, которые фиксируют уровень усвоения основных понятий, а в течение всего курса делается мини-проект (реферат на заданную тему). Общая оценка за курс выставляется по совокупности оценок, полученных за проверочные работы и по результатам выполнения и защиты мини-проекта.

Поурочное планирование

I. Введение (3 ч)

Урок 1. Цели и задачи курса. Сформулировать цели курса, показать примерный план работы, обозначить возможные результаты, которые должны быть достигнуты.

Приёмы и методы. Лекция.

Урок 2. Результаты научных исследований. Структурировать основные знания, полученные при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Приёмы и методы. Лекция.

Урок 3. Результаты научных исследований. Познакомить с основныеми законами, изучаемыми в курсах физики, химии, биологии.

ОМУ*. Основные законы физики (Архимеда, Паскаля, Ньютона и др.). Основные законы биологии. Основные законы химии.

Приёмы и методы. Лекция с элементами беседы.

II. Земля и космос (4 ч)

Урок 4 (лекция). Звёзды: классификация, строение, эволюция. Сформировать представление о звёздах как основных и самых многочисленных объектах Вселенной.

ОМУ. Термоядерный синтез. Гравитационное сжатие. Протозвезда. Звёзды главной последовательности. Красный гигант. Нейтронная звезда. Чёрная дыра. Спектральный анализ.

Приёмы и методы. Работа с диаграммой Герцшпрунга–Рассела. Знакомство с картой звёздного неба.

Урок 5. Солнечная система: планеты, астероиды, кометы. Магнетизм Земли. Дать полную характеристику каждому объекту Солнечной системы.

ОМУ. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Магнетизм Земли. Строение Солнечной системы.

Приёмы и методы. Просмотр и обсуждение слайдов «Солнечная система». Заполнение таблиц «Планеты земной группы», «Планеты-гиганты». Интересные факты о малых телах Солнечной системы. Фотографии астероидов, комет, метеорных потоков.

Урок 6. Луна – естественный спутник Земли. Рассмотреть фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

ОМУ. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Поверхность Луны.

Приёмы и методы. Демонстрация солнечного и лунного затмений с использованием глобуса, лампы накаливания (Солнце) и шарика на стойке (Луна). Построение схем солнечного и лунного затмений. Просмотр и обсуждение слайдов «Поверхность Луны».

Урок 7. Системная организация Вселенной. Кратко описать основные системы Вселенной – от Метагалактики до атомного ядра.

ОМУ. Основные системы Вселенной (атомное ядро, атом, Солнечная система, Галактика, Метагалактика). Проявление взаимодействий в природе.

Приёмы и методы. Лекция с элементами беседы. Письменная проверочная работа.

III. Атмосфера Земли (3 ч)

Урок 8. Структура атмосферы. Атмосферное давление. Ветры. Причины их возникновения.

ОМУ. Структура атмосферы. Атмосферное давление. Ветры. Причины их возникновения. Структура атмосферы.

Приёмы и методы. Демонстрация и обсуждение опытов, подтверждающих существование атмосферного давления. Изготовление барометра. Решение качественных задач. Работа с таблицей «Структура атмосферы». Короткие сообщения учащихся.

Урок 9. Вода в атмосфере. Погода. Климат.

ОМУ. Образование туманов, облаков, дождей, снега. Факторы, влияющие на погоду и климат.

Приёмы и методы. Лабораторная работа «Определение влажности воздуха». Индивидуальные дидактические задания. Краткий обзор сообщений.

Урок 10. Воздухоплавание.

ОМУ. Аэростат. Чем отличается воздушный шар от дирижабля? Стратостаты.

Приёмы и методы. Рассказы учащихся с использованием иллюстрированных стенгазет на темы: «Шар Монгольфье», «Стратостаты СССР», «Советские дирижабли» и др. Демонстрация и обсуждение опытов по применению сжатого воздуха. Решение кроссворда.

IV. Гидросфера (6 ч)

Урок 11. Строение гидросферы. Моря и океаны. Особенности океанской воды.

ОМУ. Строение гидросферы. Моря и океаны. Изменение солёности в зависимости от температуры. Температура замерзания солёной воды.

Приёмы и методы. Работа с таблицей «Строение гидросферы». Демонстрация выпаривания соляного раствора. Обсуждение.

Урок 12. Пресные воды. Речная система.

ОМУ. Свойства пресных вод. Речная система.

Приёмы и методы. Демонстрация и обсуждение модели речной системы на листе фанеры, покрытом глиной и песком. Командная игра «Продаём свойства воды».

Урок 13. Ледники. Айсберги.

ОМУ. Образование ледника, айсберга.

Приёмы и методы. Короткие сообщения учащихся. Решение тестовых занимательных задач.

Урок 14. Течения. Волны. Приливы и отливы.

ОМУ. Течения. Волны. Приливы и отливы.

Приёмы и методы. Беседа. Построение схемы «Приливы и отливы». Работа с географической картой. Проверочная работа.

Урок 15. Способы исследования глубин.

ОМУ. Эхолот. Водолазный колокол. Акваланг. Батискаф.

Приёмы и методы. Изготовление лота. Демонстрация опыта с водолазным колоколом и его обсуждение. Разработка и демонстрация прибора, имитирующего действие подводной лодки. Короткие сообщения учащихся.

Урок 16. Кто они, глубоководные жители?

ОМУ. Активное и пассивное плавание. Скорость передвижения животных в воде. Значение плавательного пузыря в передвижении рыб.

Приёмы и методы. Короткие сообщения учащихся об одном глубоководном жителе. Беседа.

V. Литосфера (4 ч)

Урок 17. Внутреннее строение Земли. Температура и давление в глубинах Земли.

ОМУ. Толщина земной тверди. Слои Земли. Чем сложена земная кора? Температура и давление в глубинах.

Приёмы и методы. Работа с таблицей «Внутреннее строение Земли». Групповое решение качественных задач.

Урок 18. Землетрясения. Сейсмические волны. Вулканы. Гейзеры.

ОМУ. Причины, вызывающие землетрясения. Сейсмические волны. Работа вулкана. Следы вулканической деятельности вокруг вулкана (горячие болота, гейзеры, горячие источники, целебные грязи).

Приёмы и методы. Демонстрация и обсуждение модельного эксперимента, иллюстрирующего работу гейзера (с помощью вертикальной трубки, опущенной в сосуд с водой и нагреваемой снизу). Демонстрация и обсуждение модельного эксперимента, иллюстрирующего извержение вулкана (с помощью пробирки, наполненной водой с закрытой плотно пробкой и нагреваемой на спиртовке). Сообщения «Исторические извержения» и др.

Урок 19. Процессы разрушения гор и формирование рельефа равнин.

ОМУ. Старые горы. Типы выветривания. Лавины и сель. Влияние воды на рельеф. Влияние ветра на рельеф.

Приёмы и методы. Демонстрация и обсуждение модельного эксперимента, демонстрирующего разрушение материалов при резком изменении температуры. Короткие сообщения учащихся. Работа с географической картой.

Урок 20. Способы исследования земных недр. Минералы и горные породы.

ОМУ. Способы исследования земных недр. Минералы и горные породы.

Приёмы и методы. Ролевая игра «Следствие ведут знатоки».

VI. Биосфера (1 ч)

Урок 21. Представители биосферы. Рассмотреть особенности строения организмов рыб в связи со средой обитания и особенности строения птиц в связи с полётом.

ОМУ. Особенности строения птиц как летающих объектов. Особенности строения организма рыб как плавающих объектов.

Приёмы и методы. Работа с таблицами «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Речной окунь. Морские рыбы»; «Тип Хордовые. Класс Птицы». Короткие сообщения учащихся об одном представителе биосферы. Демонстрация самодельных рисунков и схем.

VII. Заключение (3 ч)

Уроки 22, 23. Защита мини-проектов. Примерные темы:

– «Научные открытия и техника»;

– «Современные теории происхождения планет Солнечной системы»;

– «Теории происхождения Земли»;

– «История атмосферы Земли»;

– «Химический состав Земли»;

– «Возникновение и эволюция биосферы Земли»;

– «Солнце и жизнь»;

– «История механики»;

– «История открытия законов электричества»;

– «Применение ядерных реакций человеком»;

– «Проблемы современной энергетики».

Урок 24. Развитие науки как единственный способ выживания человеческой цивилизации (урок-обобщение). Подтвердить мысль о том, что в современных условиях, которые сложились на Земле к концу ХХ в. и в природе, и в человеческом обществе, единственно возможным условием выживания цивилизации является построение такого взаимодействия между обществом и природой, чтобы при развитии общества не нарушались естественные законы развития природы. Такое взаимодействие может быть построено только на основе научного знания.

ОМУ. Обобщение и систематизация знаний.

Нонна Владимировна Тишаева

Нонна Владимировна Тишаева – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 15 лет, окончила Орловский ГПИ в 1993 г. по специальности «Математика и физика». За программу элективных курсов «Физические законы вокруг нас» (24 ч) получила свидетельство лауреата городской методической выставки «Профильная школа-2005» в номинации «Предпрофильная подготовка». Курс вызывает большой познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла и апробирован на трёх группах учащихся. Хобби – астрономия.

__________________________

*ОМУ – основной материал урока.