Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2008

Эксперимент

К. А. Роич

Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитных полей прямолинейных токов. 8-й класс

Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитных полей прямолинейных токов

К.А.РОИЧ,
ГОУ СОШ № 1133, г. Москва

Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитных полей прямолинейных токов

К уроку « Сила тока. Единицы силы тока», к уроку «Магнитное поле» в 8-м классе

 

 

 

Мальчики на уроках технологии под руководством учителя технологии заранее готовят прибор по моему эскизу, а на уроках физики с его помощью учащиеся ставят эксперимент по взаимодействию параллельных токов, а также опыт Эрстеда.

Прибор выполнен на деревянном основании, в котором наглухо закреплена одна из вертикальных стоек (правая на рис. 1). Вторая вертикальная стойка под прямым углом соединена с горизонтальным бруском и может перемещаться по основанию, а также фиксироваться в двух положениях зажимным винтом В, который может вкручиваться в одну из двух гаек, запрессованных в нижнюю часть основания. В комплект входят магнитная стрелка и два прямолинейных проводника из медной проволоки диаметром 3 мм.

• Для демонстрации опыта Эрстеда прибор собирают по рис. 1, дожидаются, когда стрелка установится в направлении север–юг и ориентируют прибор так, чтобы натянутая проволока была параллельна стрелке. Включив источник тока, учащиеся следят за поведением стрелки.

• Для демонстрации взаимодействия магнитных полей параллельных и антипараллельных токов выдвигают подвижную стойку и закрепляют её винтом В, а прибор кладут набок. Подсоединённые к цепи провода подводят к нижним клеммам, а верхние замыкают плоской перемычкой (рис. 2), – по параллельным проводам текут антипараллельные токи. Если один провод подвести к верхней клемме, а другой – к нижней, и обе пары клемм замкнуть плоскими перемычками, то по паре проводов будут течь параллельные токи (рис. 3).