Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2008

Документы

Е. Л. Болотова

Консультация юриста

Консультация юриста

Проф. Е.Л.БОЛОТОВА,
Университет РАО, г. Москва

Консультация юриста

Вопрос. Во многих регионах ставка 1-го разряда единой тарифной сетки (ЕТС) в настоящее время составляет 1404 р., и расчёт заработной платы по следующим (2–18) разрядам происходит от этой суммы. Хотелось бы уточнить, насколько правомочно установление такой тарифной сетки – с оплатой труда по 1-му разряду в размере 1404 р. при минимальном размере оплаты труда (МРОТ) 2300 руб.?

Терентьев Д.В.

Ответ: До недавнего времени ставка 1-го разряда ЕТС и МРОТ были примерно одинаковыми. Так, с 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда составлял 1100 р. (ст. 1 ФЗ от 29.12.2004 № 198-ФЗ) и ставка 1-го разряда ЕТС также составляла также 1100 руб. (постановление правительства РФ от 29.04.2006 № 256). Однако в 2007 г. изменения МРОТ проводились регулярно, а по ставке 1-го разряда ЕТС был изменён только разрядный коэффициент, что привело к существенному разрыву этих величин.

Согласно федеральному закону от 04.02.1999 № 22-ФЗ (ред. от 20.04.2007) «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 сентября 2007 г. тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда и утверждаемых Правительством Российской Федерации межразрядных тарифных коэффициентов за исключением случаев, установленных законом. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 № 256 (с изм. от 30.09.2006) «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 мая 2006 г. тарифная ставка (оклад) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников составляет 1100 р. С 1 октября 2006 г. размер этой тарифной ставки для работников федеральных государственных учреждений повышен в 1,11 раза (постановление Правительства РФ от 30.09.2006 № 590). Таким образом, с 1 октября 2006 г. тарифная ставка первого разряда ЕТС для работника федерального государственного учреждения составляет 1210 р.

Такой размер оплаты труда будет действовать согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г.

Новые системы оплаты труда, о которых идёт речь в федеральном законе от 04.02.1999 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», будут устанавливаются самостоятельно федеральными министерствами, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и иными государственными органами и организациями в отношении подведомственных им учреждений.

А как быть с работниками региональных и муниципальных учреждений?

В настоящее время следует руководствоваться «Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 г.» (Российская газета, № 291, 26.12.2006). В них говорится, что до формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объёме для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2007 г. применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1 : 4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ, а также установленные на федеральном уровне: квалификационное категорирование работников учреждений бюджетной сферы; исчисление профессионального стажа работы; дифференциация в уровнях оплаты труда работников на основе тарифных коэффициентов ЕТС; порядок установления и минимальные размеры выплат компенсационного характера; организация труда и заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (включая правила установления и изменения разрядов и (или) размеров ставок заработной платы при увеличении стажа работы, при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении учёной степени кандидата или доктора наук и др.).

В отношении правомочности установления тарифной сетки с оплатой труда по 1-му разряду ЕТС в размере меньшем, чем размер МРОТ, заметим, что здесь руководствуются постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Согласно пункту 18 этого постановления во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчётный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 федерального закона от 19.06.2000 № 2-ФЗ (ред. от 20.04.2007) «О минимальном размере оплату труда» минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. установлен в сумме 2300 р. в месяц.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы предусмотрено статьёй 134 ТК РФ. В соответствии с трудовым законодательством обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно разъяснениям В.И.Миронова в работе «Трудовое право России. Учебник» (ООО «Журнал „Управление персоналом”», 2005), «все правоприменители, включая мировых судей, судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, на основании ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума.

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ в соответствии с ФЗ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Однако этот минимум, по существующей методике, может быть определён в каждом субъекте РФ, его величина и должна стать основой для выплаты работникам минимальной заработной платы. Для бюджетников величина минимального размера оплаты труда по изложенным причинам не может быть меньше прожиточного минимума.

В связи с чем правоприменители при разрешении споров об оплате труда должны руководствоваться ст. 7, 15 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ, гарантирующими получение работниками бюджетной сферы всех уровней заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

В качестве ориентира для такого повышения может быть использован индекс роста цен в субъекте России. Организации, финансируемые из бюджета, должны проводить повышение уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен за счёт средств соответствующего бюджета: федерального, регионального или местного. Другие организации обеспечивают защиту заработной платы от инфляции за счёт собственных средств. Отсутствие в организации локальных актов о повышении уровня заработной платы в связи с ростом стоимости жизни не освобождает работодателя от исполнения возложенной на него федеральным законом обязанности по защите заработной платы от инфляции».

Заметим, что в «Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008–2010 гг.» предусмотрено осуществить анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 г. минимального размера оплаты труда до 2300 руб. в месяц и практики установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации в целях повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 декабря 2008 г.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения является одним из показателей результативность бюджетной политики представленной в федеральном бюджете. Сроки приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по Российской Федерации являются основным разногласием по выработке подходов установления оплаты труда работников бюджетных организаций.