Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №7/2008

Методические страницы

Н. В. Федчун

Из моей педагогической копилки

Из моей педагогической копилки

Из моей педагогической копилки

Работая над темой «Развитие познавательного интереса на уроках физики», я всегда стараюсь помнить, что ребята любят играть, действовать, размышлять. Тем более что сотрудничать с учениками 7-го, 8-го классов – дотошными, любознательными, активными – одно удовольствие.

• Буквально с первых уроков стараюсь выявить детей, склонных к исследовательской работе. Поощряю к поиску практического применения знаний. Так, изучая тему «Измерение физических величин», предлагаю обнаружить дома всевозможные измерительные приборы, установить их назначение, определить цену деления и составить отчёт в виде таблицы (пусть потренируются, эти навыки нужны при выполнении лабораторных и практических работ). Даже если это задание выполняют полностью лишь единицы, я буду знать этих ребят. Например, одной из учениц, заинтересовавшейся таким заданием и выполнившей его добросовестно, предложила поступить в нашу Малую академию, написать научную работу о физических величинах и их единицах. Неплохо оставить свободную графу в таблице и вернуться к ней, изучая погрешности измерений. Таблица может иметь такой вид:

Прибор

Назначение

Единицы

Цена деления

Погрешность

Тонометр Измерять кровяное давление

Мм. рт.ст.

2 мм

1 мм

...

       

• Когда изучаем механическое движение, я спрашиваю: «Кто дальше всех живёт от школы?» Надо сказать, что не сразу на простой, казалось бы, вопрос дети дают правильный ответ. Тогда я объявляю задание для терпеливых. Надо сначала, измерив среднюю длину своего шага, определить расстояние до школы. Потом это предлагаю использовать для определения средней скорости движения, добавив недостающие данные. Так мы изменяем, применительно к нашим условиям, задание в учебнике, где надо определить расстояние до ближайшей остановки автобуса. (Кто же скажет, что он нетерпеливый?)

• Конечно, мы решаем задачи, где даются плотности веществ, указанные в таблице учебника, но это скучновато. Тогда даю задание, которое нравится всем без исключения: «Дома объявите родителям о необходимости проведения “важного научного эксперимента”, для которого потребуются брикет мороженого и плитка шоколада. Надо определить плотность этих веществ, используя данные с упаковки». Надо ли говорить, что сладкоежки выполняют задание с удовольствием?!

• При изучении темы «Давление твёрдых тел» сначала вычисляем, какое каждый из нас оказывает давление. Проверяем и убеждаемся, что примерно 15 кПа. Потом я говорю, что масса слона примерно в 100 раз больше массы человека, и задаю вопрос: «Как вы думаете, во сколько раз больше, чем человек, он оказывает давление на землю?» Ответы разные: в 100 раз, в 50 раз. Говорю, что без дополнительной информации эту задачу не решить. Разбиваемся на две исследовательские группы: биологов и математиков.

Задание: добыть сведения о площади опоры слона и, объединив усилия, решить задачу. Оказывается, давление слон оказывает всего лишь в 8 раз больше! Удивлены.

• Выполнение задания по теме «Сообщающиеся сосуды» для всех превращается в праздник с шутками и весельем. Сначала идёт защита самых лучших проектов фонтана, затем демонстрируются сами модели. Главное условие – чтобы фонтан действовал прямо сейчас, на уроке! Запасаемся водой. В результате все мокрые, но счастливые!

• Если в 7-м классе большинство заданий предлагаю я, то в 8-м классе говорю: «Попробуйте усложнить задание». Так, например, изучая тему «Изменение агрегатных состояний вещества» и выполняя задание на определение времени закипания воды в разных ёмкостях (берём воду и снег), ученик предложил одноклассникам ещё рассчитать количество теплоты, необходимой для этого. Таких ребят поощряю. Справились с этим заданием – значит не зря задачи мы с ними решали. Сообразили, как применить знания.

• Прочитали в газете и увидели по телевизору, что наша участковая больница в рамках национального проекта «Здоровье» получила новое электрокардиооборудование. Обсудили на уроке. Изучали «Измерение силы тока». Поднимались вопросы: «Ток – это опасно! Ток – это полезно!» Решили своими глазами посмотреть. Группа ребят отправилась в больницу брать интервью у врачей. Посетили физиокабинет, кабинет ЭКГ, кабинет УЗИ. (Предварительно я договорилась с главным врачом больницы.) Материала и фотографий набралось достаточно, чтобы провести потом маленькую научную конференцию. Считаю, что такой вид работы включает и региональный компонент и предпрофильную подготовку.

• Заметила, что детям нравится представлять результаты своей работы в виде творческого отчёта. Поэтому, где это возможно, они выполняют работу, оформляя таблицы и делая рационализаторские предложения. Так, например, с удовольствием составляют таблицу, перечисляя бытовые электроприборы с указанием их мощности, подсчитывают затраченную электроэнергию и определяют её стоимость. Мальчикам ещё даю задание для гаража и мастерских, подчёркивая, что самое сложное и трудоёмкое поручено им. Объявляем конкурс: какими способами можно сэкономить электроэнергию дома и в школе? Пятёрок не жалею. Вот так мы изучаем физику и жизнь. Главное – вызвать интерес, побудить к сотрудничеству.Н.В.Федчун

Н.В.ФЕДЧУН,
МОУ СОШ № 15, с. Ивановское, Ставропольский кр.