Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2008

Образовательные ресурсы

проф. Т. В. Ильясова,
ОГПУ, г. Оренбург

Наш новый дистанционный курс «Компьютерная поддержка урока физики»

Наш новый дистанционный курс «Компьютерная поддержка урока физики»

Наш новый дистанционный курс «Компьютерная поддержка урока физики»

Автор проф. Т.В.Ильясова (г. Оренбург). Публикация – с сентября по декабрь 2008 г.

Концепция курса. Сегодня, пожалуй, только ленивый и равнодушный к образованию человек не утверждает, что «в обучении пора шире использовать компьютерные технологии». Государство позаботилось обеспечить каждую, в том числе и сельскую, школу компьютерами. А каков «коэффициент полезного действия» этого дорогостоящего проекта? Да, уроки информатики в большинстве школ страны проводятся в специально оборудованных кабинетах. Но учителей других школьных предметов в такие классы допускают редко, «по праздникам» (когда нужно ради престижа школы продемонстрировать инновационный стиль обучения). Учителя информатики зачастую не доверяют технику коллегам, к тому же фонд компьютерных учебных материалов в школе, к сожалению, ограничен и фрагментарен, создаётся конкурирующими фирмами, так что в целом нет единого, системного, подхода к созданию учебного комплекса.

Такое эпизодическое включение компьютера в учебный процесс вряд ли скажется на повышении эффективности обучения и повернёт рядового учителя к новым информационным технологиям. Прежде необходимо воспитать «вкус» к новому техническому средству обучения, дать почувствовать его преимущества, что возможно, если только учитель освоит на практике компьютер и как техническое устройство, и как дидактическое средство обучения, перестанет его бояться и даже полюбит. Современному школьному учителю необходима компьютерная компетентность, т.е. умения применять компьютерные технологии в педагогической практике. Компетентность приобретается только в процессе вариативной, жизнезначимой деятельности. Поэтому давайте учиться работать с компьютером, осваивать его возможности применительно к собственной практике. Это трудное дело, с большими затратами личного времени (и здоровья). Но известно: «Дорогу осилит идущий». Чем раньше и активнее возьмёмся, тем быстрее сбросим с себя тягостное чувство собственной неполноценности в этом быстро компьютеризирующемся мире, почувствуем гордость за свой интеллект, не растраченный с годами. Итак, за учёбу!

Предлагаемый цикл лекций можно использовать для самообразования по части как методики, так и техники самостоятельного изготовления учебных материалов. Предлагаемый обзор учебных компьютерных пособий поможет учителю физики сориентироваться в имеющемся фонде и составить необходимый для себя комплект. Дидактические рекомендации составлены с учётом огромной вариативности и индивидуальности живого учебного процесса, преподавательской манеры учителя. Главное – добиться на уроке через использование компьютерных технологий усиления интереса учеников к изучаемому, разбудить их творческую и интеллектуальную самостоятельность, достичь концентрированности обучения.

Учебный план

Лекция 1. Введение. Информатизация образования. Компоненты ИК-компетентности учителя. Отличие ком-пьютерных телекоммуникаций от просто телекоммуникаций. Четыре уровня компьютерной субъектности ученика. Преимущества компьютера как современного технического средства обучения. Специфика компьютеризации обучения физике. Отличие компьютерного урока от компьютерной поддержки урока. Дидактические требования к содержанию и организации компьютерной поддержки.

Лекция 2. Что понимать под дидактическими свойствами и функциями компьютера как средства обучения? Классификация программных педагогических средств (ППС) по физике. Общий подход к дидактическому анализу компьютерных учебных ресурсов. Составление аннотации учебного ППС как способ оценки его возможностей для обучения.

Лекция 3. Обзор имеющегося фонда компьютерных учебных пособий по физике I уровня усвоения нового ма-териала: энциклопедийные и справочные пособия, виртуальная наглядность, электронные учебники. Их содержа-ние, структура, дидактические особенности.

Лекция 4. ППС по физике II уровня усвоения материала для тренинга, самообразования, формирования экспериментальных и практических умений: тренажёры, репетиторы, электронные задачники; измерительные комплексы и виртуальные лаборатории; электронные УМК дистанционного обучения и самообразования; активные мультимедийные среды и развивающие конструкторы, игры.

Лекция 5. Компьютерные слайды как учебное средство. Педагогические и эргономические требования. Техно-логия создания дидактического компьютерного материала в программе PowerPoint.

Лекция 6. Особенности восприятия изображения и звука при мультимедийном представлении учебного мате-риала. Методика применения компьютерных слайдов на уроках физики для организации познавательной деятель-ности и контроля усвоения материала учащимися.

Лекция 7. Компьютерное моделирование в решении физических задач. Типы компьютерных задачных моделей и методика организации учебной деятельности. Особенности использования на уроке виртуального физического эксперимента. Методические правила организации учебной познавательной деятельности учащихся при использовании компьютерных моделей физических явлений, процессов.

Лекция 8. Проектная деятельность учащихся. Виды компьютерных телекоммуникационных проектов по фи-зике. Этапы создания проекта и содержание деятельности учителя и учащихся. Примерная тематика учебных проектов школьников по школьному курсу физики. Педагогические правила организации проектной деятельности. Ресурсы интернета. Перспективы развития телекоммуникационных технологий в обучении.

Итоговая работа. Создание учебного проекта в программе Publisher (можно с участием учащихся) методических разработок 1–2 уроков физики с компьютерной поддержкой. Проведение на основе этих разработок уроков в школе с кратким самоанализом эффективности и результатов.

Рекомендуемая литература

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. – Школьные технологии, 2001, № 3.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высших. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2003.

Ильясова Т.В. Компьютерные слайды на уроках. Физика (ПС), 2004, № 43.

Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие: Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: ИЦ «Камерон», 2004.

Кавтрев А.Ф. Информационные технологии и электронные образовательные ресурсы для учителя физики. – Школьные технологии, 2005, № 4.

Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентации PowerPoint XP. – Информатика и образование, 2004, № 12; 2005, № 1.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Академия 2001.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров: Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

Переверзев С.И. Создание интерактивной анимации в интегрированной среде MacromediaFlash8. – Информатика и образование, 2006, № 6–8, 11, 12; 2007, № 1.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Симонович С.В. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: Аст-Пресс книга, 2002.

Запись на курс 16-008: тел. (499)249-4782; e-mail: edu@1september.ru; сайт:  http://edu.1september.ru.

Тамара Васильевна ИльясоваТамара Васильевна Ильясова окончила Оренбургский ГПИ в 1964 г. и пять лет преподавала физику в средней школе. Затем – Оренбургский ГПУ, путь от учебного мастера кафедры общей физики до профессора кафедры теоретической физики и информационных технологий в обучении. Основная область научных интересов – технические средства обучения применительно к преподаванию физики в школе. Закончив в 1980 г. аспирантуру МПГУ, защитила кандидатскую диссертацию. С начала 90-х гг. активно включилась в проект НИИ СИМО (руководитель проф. И.Т.Суравегина) по преподаванию нового школьного предмета – естествознания – и в 1991–1994 гг. преподавала его в школе № 22. Заслуженный учитель России, кавалер ордена Почёта, автор более 60 публикаций, учебника «Концепции современного естествознания» для педвузов получил гриф МО РФ, 2000 г. С появлением компьютеров в обучении возникла ещё одна область научных разработок – методика использования информационных технологий в преподавании школьной физики. Большой популярностью среди учителей физики Оренбуржья пользуются созданные Т.В.Ильясовой компьютерные «Дидактические материалы к урокам физики. 7–8-й классы», «Астрослайды» к урокам астрономии, «Современная физическая картина мира» и др. Последние годы большое внимание уделяет проблемам тестологии, читает новый курс «Современные средства оценивания результатов обучения». Успешно руководит дипломниками, аспирантами, научной работой школьников. Вырастила двух сыновей, теперь помогает растить внуков. Любимое детище – сад, выращенный «с нуля». <ilyasovatv@rambler.ru>