Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2008

Спецвыпуск

Е. А. Потапова

Игра «Космическое путешествие»

Космическое путешествие

··· Спецвыпуск Республики Коми ···

Е.А.ПОТАПОВА,
СОШ № 28, г. Сыктывкар, Республика Коми

Космическое путешествие

Сценарий игры, которую проводят старшеклассники для семиклассников

Подготовка. За две недели до игры семиклассникам даётся задание: составить команды – экипажи из 8–10 учеников, командира, придумать название экипажа, эмблему; придумать представление инопланетянина, которого они привезут с собой из космического путешествия, и переводчика; изготовить прибор или поделку из пластиковой бутылки. Старшеклассники (8–11-й классы) готовят 8–10 мини-сообщений – рассказов о космосе, планетах, звёздах (по 1 мин). Выбирается жюри. В назначенный день экипажи космических звездолётов собираются в кабинете физики.

Ход игры

Командир штаба звездолётов, ученик 10-го класса, приветствует экипажи в Звёздном городке на планете Земля. Идёт перекличка команд. 11-классники проводят инструктаж, т.е. делают сообщения. Из сообщений ребята смогут черпать ответы к кроссворду на станции «По ступенькам». Командиры звездолётов получают маршрутные листы (6 станций – 6 кабинетов на одном этаже). Инсценировка старта звездолётов. Экипажи, согласно маршрутным листам, расходятся по своим станциям.

Маршрутный лист звездолёта

После прохождения всех станций экипажи возвращаются в кабинет физики. Каждый представляет «своего» инопланетянина и – через «переводчика» – его интересный рассказ. Представляют творческие работы – приборы и поделки из пластиковых бутылок (респиратор, наушники, приспособление для питья в условиях невесомости, сообщающиеся сосуды).

Жюри подводит итоги, проводится награждение по номинациям: абсолютному победителю в игре, самому творческому экипажу, самому музыкальному, самому эрудированному, самому находчивому, самому смекалистому.

Ребятам игра очень нравится, они в восторге!

Штаб звёздного флота

Командир звёздного флота. Приветствую экипажи звездолётов в нашем Звёздном городке на Земле! К полёту в космос готовы? (Перекличка команд: 7а – «Планета», 7б – «Марсиане», 7в – «Пегас», 7г – «Комета», 7д – «Вега», 7з – «Метеор».)

Перед началом путешествия прослушаем инструктаж. Слово – одиннадцатиклассникам. (Доклады о космосе, по 1 мин: «Солнечная система», «Солнце», «Луна», «Звёздное небо», «Космос и человек», «Комета», «Вселенная», «Современная космонавтика». Из этих сообщений ребята могут узнать много нового и интересного. Эти знания помогут в разгадывании кроссворда на одной из станций.)

Командиры звездолётов, получите маршрутные листы. На каждой станции время пребывания ограничено – 5 мин. Удачи вам и успехов!

Внимание! Космонавты, приготовиться к полёту!

Экипажи. Есть приготовиться!

Командир. Космонавты, включить контакты!

Экипажи. Есть включить контакты!

Командир. Космонавты, задраить люки!

Экипажи. Есть задраить люки!

Командир. Космонавты, завести моторы!

Экипажи. Есть завести моторы!

Командир. Внимание! До старта осталось 10 секунд, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

(Все экипажи отправляются по станциям согласно полученным маршрутным листам.)

Станция «Сатурн»

Команда с помощью удочки (магнитик на нити) «вылавливает» карточки с задачами, разложенные на столе. Каждая задача оценивается в баллах.

1 (5 баллов). 1 апреля барон Мюнхгаузен сел в свой персональный вертолёт и полетел на Луну. Скорость вертолёта 600 км/ч. Сколько времени займёт путь? В каком месяце Мюнхгаузен прилетит на Луну? Путь – 384 000 км.

(Ответ. 26,7 суток. В апреле.)

2 (2 балла). Три космонавта съедают в день одну яичницу из трёх яиц. Три курицы несут три яйца за три дня. Сколько кур должно быть на борту корабля, чтобы сутки кормить космонавтов?

(Ответ. 9 кур.)

3 (2 балла). Как узнать, какой месяц старый, а какой молодой?

(Ответ. Старый месяц похож на букву «С».)

4 (2 балла). Можно ли в условиях невесомости с помощью рычажных весов определить, у какого из двух тел масса больше?

(Ответ. Да, если коромысло привести в ускоренное движение.)

5 (5 баллов). Пусть весы установлены на Луне. На левую чашку этих весов положили тело, вес которого, определённый пружинными весами в земных условиях, равен 10 Н. На правую чашу положили тело, взвешенное теми же пружинными весами на Луне. Его вес оказался равным тоже 10 Н. Будут ли весы в равновесии?

(Ответ. Нет, перетянет чашка, на которой находится тело, взвешенное на Луне.)

6 (3 балла). Предположим, что в некотором районе на поверхности Луны твёрдость и плотность грунта совпадают с твёрдостью и плотностью грунта на Земле. Где легче копать лопатой: на Земле или на Луне?

(Ответ. На Земле; успех зависит от давления лопаты на грунт.)

7 (5 баллов). Если к Луне пешком отправится первоклассник и будет без сна, выходных дней и каникул проходить в день по 120 км, то к концу путешествия его сверстники станут десятиклассниками. Каков путь до Луны?

(Ответ. 394 200 км.)

8 (5 баллов). Солнечный луч летит с огромной скоростью – 300 000 км/с. Чтобы долететь от Солнца до Земли, ему надо целых 8 минут. Сколько времени он летит до планеты Сатурн? Расстояние 1427 млн км.

(Ответ. 4757 с = 1,32 ч = 79,3 мин.)

9 (3 балла). Приведите примеры использования реактивного движения в живой природе.

(Ответ. Кальмар, вбирая в себя воду, с огромной, 70 км/ч, скоростью проталкивает её через свою «воронку».)

10 (5 баллов). Прочитайте по графику, как путешествовал турист.

(Ответ. Вышел из дома, проехал 10 км за 1 ч, возможно, на велосипеде. Вернулся домой через 2 ч, наверное, забыл что-то. За 2 ч прошёл 10 км, возможно пешком. 1 ч отдыхал. За 2 ч проехал 30 км, возможно, на велосипеде. 1 ч отдыхал. За 2 ч проехал 60 км. 4 ч отдыхал. Вернулся домой, преодолев 100 км за 1 ч, возможно, на легковом автомобиле.)

Станция МАРС (решение кроссворда)

По горизонтали: 3. Аппарат для исследования поверхности Луны. 6. Костюм космонавта. 7. Планета Солнечной системы, самая близкая к Солнцу. 8. Американский корабль, на котором совершались полёты на Луну. 12. Американский астронавт, ступивший на Луну. 13. Американский корабль многоразового использования. 14. Межзвёздное пространство. 17. Командир экипажа, высадившегося на Луну. 19. Светящаяся точка на небе. 21. Основоположник космонавтики. 22. Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. 25. Планета Солнечной системы. 26. Первая женщина-космонавт. 27. Космический аппарат, вращающийся вокруг Земли. 28. Малая планета.

По вертикали: 1. Место старта ракеты. 2. Первый космонавт Земли. 4. Планета Солнечной системы. 5. Самая яркая звезда звёздного неба. 9. Естественный спутник Земли. 10. Первый человек, вышедший в открытый космос. 11. Ближайшая к Земле звезда. 15. Советская женщина-космонавт. 16. Небесное тело. 18. Главный космодром начала космической эры. 20. Главный конструктор космических кораблей. 22. Кольцевая гора на лунной поверхности. 23. Устройство, помогающее преодолеть земное притяжение. 24. Планета-гигант. 25. Космический корабль с первым человеком на борту. 27. Отечественный корабль многоразового использования.

Ответы.

По горизонтали: 3. Луноход. 6. Скафандр. 7. Меркурий. 8. Аполлон. 12. Олдрин. 13. Шаттл. 14. Космос. 17. Армстронг. 19. Звезда. 21. Циолковский. 22. Кондакова. 25. Венера. 26. Терешкова. 27. Спутник. 28. Астероид.

По вертикали: 1. Космодром. 2. Гагарин. 4. Уран. 5. Сириус. 9. Луна. 10. Леонов. 11. Солнце. 15. Савицкая. 16. Планета. 18. Байконур. 20. Королёв. 22. Кратер. 23. Ракета. 24. Сатурн. 25. «Восток». 27. «Союз».

Станция ЗЕМЛЯ: «Умелые и находчивые»

Прикрепите скотчем надутый воздушный шарик к соломинке. Протяните сквозь соломинку бечёвку длиной около 4 м и растяните её между крепкими опорами. Развяжите шарик – он «выстрелит» вдоль бечёвки. Объясните, почему так происходит.

Повторите опыт, налив в шарик немного воды. Почему теперь он летит дальше и быстрее?

Станция МЕРКУРИЙ: «Юные изобретатели»

Сделайте чертёж на листе плотной бумаги. Вырежьте по контуру и разрежьте половинки винта. Части 4 и 5 отогните на часть 3 и скрепите канцелярской скрепкой. Части 1 и 2 отогните в разные стороны. Вертолёт готов! Бросьте его с высоты – он начнёт плавно опускаться, вращаясь.

Станция ЛУНА: «Смекалистые экспериментаторы»

Определите плотность тела неправильной формы.

Оборудование: мензурка, неградуированный динамометр, набор тел по 100 г из набора по механике.

Ход работы. Проградуируйте динамометр. Измерьте вес тела. Вычислите массу тела. Определите объём тела с помощью мензурки. Вычислите плотность по формуле. Сравните с таблицей плотностей и определите, из какого вещества состоит тело.

Станция ВЕНЕРА: «Музыкальная»

Вспомните песни, где встречаются «космические» слова, спойте хотя бы две-три строчки.

Примеры: «Знаете, каким он парнем был?!//На руках весь мир его носил...»; «Светит незнакомая звезда, // Снова мы оторваны от дома...»; «Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам...»; «Только пусто на Земле одной без тебя, а ты… //Ты летишь, и тебе дарят звёзды свою нежность...»; «Земля в иллюминаторе,// Земля в иллюминаторе, //Земля в иллюминаторе видна.// Как сын грустит о матери, //Как сын грустит о матери,//Грустим мы о тебе, моя Земля...»; «Заправлены в планшеты космические карты,//И штурман уточняет последний наш маршрут…»

Елена Александровна Потапова

Елена Александровна Потапова работает в школе с 1979 г. Любит проводить игры по предметам во внеклассное время. В содержание уроков в 7-м классе включает игры, кроссворды, экспериментальные задания, тесты. Использует публикации в газете «Физика», которая хорошо помогает при подготовке к занятиям. Испытывает огромное удовлетворение, когда детям интересно, когда они приходят в восторг от удачного опыта на уроке. Обращает большое внимание на развитие устной и письменной речи учащихся, добивается точных формулировок законов и определений физических понятий. Ученики разгадывают и составляют кроссворды по темам. В выпускных классах учащиеся каждый год выбирают экзамен по физике и астрономии, показывая хорошие знания. Работает над повышением своего мастерства, регулярно проходит курсы, помогает проводить районные мероприятия, игры, олимпиады, участвует в проведении республиканских фестивалей учителей физики. Награждена почётной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми. Замужем, имеет двоих взрослых детей. Дочь работает, сын учится в МФТИ. В свободное время любит отдыхать на природе, собирать ягоды, грибы, путешествовать по родному краю и по городам России.