Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2008

Спецвыпуск

Л. Н. Камышева;
Г. С. Смирнова

Физика и биология на лесной тропе

Физика и биология на лесной тропе

Л.Н.КАМЫШЕВА (учитель биологии), Г.С.СМИРНОВА (учитель физики),
Юдинская ООШ, Ярославская обл.

Физика и биология на лесной тропе

Урок-экскурсия. 6-й и 9-й классы

Природа – единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.

И.-В.Гёте

Задачи урока

Класс

Образовательные

Развивающие и воспитательные

Физика

Биология

6

Заинтересовать новым предметом Определить роль и значение физических закономерностей в живой природе

Способствовать:

– развитию наблюдательности;

– формированию научного мировоззрения;

– формированию культуры взаимоотношений человек–природа

9

Выявить проявление физических законов в живой природе Повторить ранее изученный материал

6, 9

1. Закрепить навыки и умения производить измерения, обрабатывать полученные результаты, на их основе делать выводы.

2. Подготовить отчёт об экскурсии в виде проекта (компьютерный вариант)

Время проведения: первая половина мая.

Место проведения: речка Крапивна.

Оборудование: лопата, секундомер, рулетка, бумага, карандаш, фотоаппарат.

Ход занятия

1. Формирование двух разновозрастных групп (одна группа работает с учителем биологии, вторая – с учителем физики).

2. Распределение заданий по группам.

3. Экскурсия.

4. Подведение итогов.

5. ДЗ. Подготовить проект презентации «Физико-биологический кабинет под открытым небом».

Задания для первой группы

Задания для второй группы

1. Рассказ о звуке, его свойствах, скорости распространения в различных средах

1. Рассказ о причинах возникновения эха, об однократном и многократном эхе, об опасности возникновения лавин в горах

2. Определить расстояние от заданной точки до опушки леса с помощью рулетки и секундомера, зная скорость распространения звука в воздухе

3. Определить тип корневой системы хвойных пород деревьев (сосны и ели)

3. Определить особенности строения кроны ели и сосны

4. Зарисовать корневую систему сосны и сфотографировать корневую систему ели (еловые выворотни)

4. Сфотографировать кроны ели и сосны

5. Выяснить зависимость устойчивости сосны и ели от особенностей их корневой системы, вывод записать

5. Выяснить зависимость устойчивости ели и сосны от расположения центра тяжести, вывод записать

6. Какими терминами можно определить звуки, издаваемые лесом? (Ответ: шум, шелест.)

7. Рассмотреть особенности строения листовых пластинок у берёзы и осины, зарисовать их

7. Рассмотреть особенности строения и расположения хвои на ветках ели и сосны, зарисовать их

8. Пронаблюдать, как ведут себя листочки под действием ветра, какие звуки они издают

8. Пронаблюдать, как ведут себя хвоя и ветви ели и сосны под действием ветра, какие звуки они издают

9. Выяснить, какая сила лежит в основе этих звуков, как действие этой силы отражается на скорости и силе ветра в лесу и на открытом месте, в чём заключается положительное значение этого явления для лесного сообщества

10. Пронаблюдать за движением воды в речке (вода журчит, двигаясь по каменистому дну)

11. Объяснить биологическое значение насыщения воды кислородом для обитателей речки

11. Объяснить с точки зрения физики журчание воды в речке

12. Обнаружить и записать виды живых организмов, живущих в речке

12. Сфотографировать каменистый участок речки