Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2008

Спецвыпуск

М. И. Белова

Формирование понятия «задача». 9-й класс

Формирование понятия «задача»

··· Приёмы и находки ···

М.И.БЕЛОВА,
МОУ Бобринская СОШ, с. Бобринка, Омская обл.

Формирование понятия «задача»

Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы с ней формально, т.к. этому в школе практически не уделяется внимание.

В понятие «задача» входят три основных структурных элемента: вопрос, условие, теория, – и у каждого своё назначение.

Вопрос. Состоит из вопросительного слова и объекта поиска (иногда в вопросе можно обнаружить часть условия). Каждое вопросительное слово имеет своё значение и задаёт направление поиска. Например:куда? – указывает на время, где? – на место, сколько? – на количество, почему? – на причину.

Если ваши ученики отвечают на вопросы «невпопад» – это значит, что они не понимают значения вопросительных слов, и вам необходимо спланировать работу по освоению их значения. Объект в вопросе указывает на теоретическое основание или вывод на теорию, иногда необходимо пройти процесс обобщения объекта, чтобы выйти на теоретическое понятие.

Начинать решать задачу необходимо с вопроса, и неслучайно при оформлении задач по физике объект из вопроса записывается в отдельное «окошко».

Вопрос нашей задачи: чему равна скорость велосипедиста? – выводит на теоретическое понятие «скорость». Но теория содержит информацию о скоростях различных видов движений, а в одной задаче чаще всего все они не используются. Вот тут и появляется необходимость в ограничении используемых блоков теории. Эту роль выполняет условие задачи.

Условие. Содержит слова разной значимости: предназначенные для «украшения» текста (создают его занимательность, оригинальность); для связки других слов; ключевые слова. Нужно научить различать эти виды слов в условии, понимать их назначение. Главным же является процесс нахождения и использования ключевых слов, т.к. именно они позволяют ограничивать теорию и выделять только необходимую её часть. С этими словами нужно быть особенно «аккуратными», понимать их смысловое значение, ни в коем случае не терять, т.к. потеря одного из ключевых слов делает задачу нерешаемой. Например: велосипедист начинает двигаться от стадиона с ускорением 5 м/с2 и движется так в течение 50 с.

Слова «велосипедист», «от стадиона» не являются ключевыми (неважно, кто и откуда, их можно заменить любыми другими, они никакого влияния на ограничения в теории они не оказывают).

Слова «начинает двигаться» – очень важные, т.к. после обобщения они содержат информацию о начальной скорости тела, равной нулю. Упустив эти слова, мы не сможем решить задачу.

«С ускорением 5 м/с2» – ключевые слова, указывающие на вид движения – равноускоренное.

«В течение 50 с» – ключевые слова, указывающие время изменения скорости.

Используя ключевые слова в условии, из теории выделяем блок «скорость при равноускоренном движении», затем – «скорость при равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю»:

Скорость

a > 0
равноускоренного движения: = 0 + at;

равноускоренного движения с 0 = 0: = at.

Необходимая теория найдена. Теперь надо сопоставить вопрос задачи с условием и найти ответ.

Теория. Состоит из понятий, между которыми построены причинно-следственные связи. Конкретные объекты отсутствуют. Каждому учителю надо помнить о значении теории, т.к. без неё невозможно решить ни одной задачи.

Выбор правильной теории – огромное дело при разборе (анализе) задачи, но этого недостаточно, потому что теория может быть очень объёмной, содержать множество блоков, но не все они нужны для решения задачи. Помогает выбрать нужный блок схема типа представленной ниже.

Особое внимание необходимо уделять урокам обобщения изученного материала, на которых совместно с учениками полезно строить причинно-следственные связи между понятиями, создавать теорию и в дальнейшем применять её при решении задач.

Полезно также показывать различие между эмпирическими и теоретическими знаниями. («Эмпирическое» в задачах – это описание опыта или какой-то ситуации жизни.)

Процесс формирования понятия «задача» очень важен, т.к. освоение отдельных этапов его понимания помогает в дальнейшем успешно решать любые задачи.

Освоение каждого этапа понимания задачи требует целенаправленной работы учителя. Задачи в любом предмете, изучаемом в школе, имеют аналогичную структуру, поэтому работу по формированию понятия «задача» необходимо проводить совместно с учителями других предметов, чтобы этот процесс был эффективным.

Очень полезно показывать учащимся, как создаются задачи, т.к. этот процесс способствует осознанному представлению о структуре задачи.

Конструирование задач. Автор в качестве основания задачи выбирает теоретический блок, из которого извлекает один элемент (звено) в качестве неизвестного – это объект, который помещается в вопрос. Вопрос формулируется. Предыдущий и последующий элементы теории описываются в условии, причём им придаётся конкретный вид, создаётся описание, приближённое к реальной жизни, – это и есть условие задачи.

Полезно для формирования понятия «задача» поручать учащимся самим составлять задачи, тогда они осознают их структуру.