Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2008

Наука и техника: прошлое и настоящее

К. Р. Глазкова;
С. А. Живодробова

Прикосновение к таланту

Прикосновение к таланту

К.Р.ГЛАЗКОВА, С А.ЖИВОДРОБОВА,
ГОУ лицей при СПбГУТ им. М.А.Бонч-Бруевича
(университет телекоммуникаций), г. Санкт-Петербург

Прикосновение к таланту

Следовать за мыслью великого человека –
есть наука самая замечательная.

А.С.Пушкин

Работая в школе много лет, к сожалению, отмечаем падение общего уровня культуры, несмотря на наличие интернета и других средств массовой информации. А ведь задача воспитания учащихся не менее важна, чем задача обучения. При изучении того или иного материала простые указания на то, какой учёный открыл тот или иной закон, кем был проведён тот или иной опыт, не могут решить воспитательные и познавательные задачи.

Л.Д.Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю… Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик».

В учебниках физики представлены имена около 100 учёных, кратко указаны их заслуги, но по этим данным трудно понять, какую роль сыграл конкретный учёный в развитии науки, каким он был человеком. Содержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков. Очень важно развивать творческие способности учащихся, а значит, разнообразить формы и методы преподавания.

Учебная деятельность школьника аналогична научному поиску, поэтому так важно вносить в обучение элемент творчества. Опираясь на свой опыт работы, хотелось бы поделиться одним из способов решения поставленной задачи. Учащимся 10-го класса в конце сентября (т.к. нужно время для знакомства с учениками) предлагается список учёных, с именами которых они встречались или ещё будут встречаться при дальнейшем изучении физики. Учащиеся выбирают того, кто их заинтересовал, о жизни и деятельности которого они хотели бы рассказать классу.

Учитель обращает внимание учащихся на основные моменты, которые необходимо учесть при написании реферата:

• основные этапы жизненного пути учёного;

• его мировоззрение;

• творческая и научная деятельность;

• общественно-политические взгляды и поступки;

• личность учёного.

Целесообразно предложить ученикам список литературы, на который следует опираться в процессе работы над рефератом: часть книг есть в школьной библиотеке, часть в библиотеке учителя. Большинство учащихся используют информацию из интернета, но она, как правило, довольно сухая. На написание реферата даётся не менее двух месяцев. В течение этого времени составляется примерный график защиты рефератов, назначаются оппоненты. График согласуется с тематикой учебного материала.

Одна из главных трудностей, которая стоит перед учителем, – ограниченность во времени: программный материал довольно объёмный, нужно решать большое количество задач. Четыре часа, отведённых на физику, и два часа факультативных занятий требуют высокой динамичности проведения уроков. Поэтому на защиту реферата отводится не более 7 мин. Сообщение сопровождается презентацией, в которой учащиеся дают портрет учёного, фотографии из семейных альбомов, основные работы и многое другое.

На консультации, которая проводится во внеурочное время, учитель помогает ученику выбрать наиболее яркие факты биографии учёного, которые необходимо включить в сообщение, при этом необязательно в кратком докладе давать полное жизнеописание в хронологическом порядке, главное, чтобы сообщение было лаконичным, интересным и запоминающимся. Чтобы получить желаемый результат, учителю на одном из уроков следует показать лучшие работы предыдущих лет, зачитать некоторые, наиболее яркие, страницы биографии.

В качестве примера приведём один из фрагментов презентации об И.В.Курчатове: «Он был цельным и чистым человеком, никогда не брал гонорары за статьи в газетах и журналах, полагающиеся ему деньги перечислял в детские дома. В любой период жизни, какая бы напряжённая работа ни проводилась Игорем Васильевичем, он непременно выкраивал время послушать классическую музыку.

Он как будто знал, что жизнь подарит ему всего 57 лет, и дорожил каждой её минутой. Утро учёного начиналось с зарядки, после которой – холодный душ. В течение рабочего дня он устраивал активные перерывы, предлагал сотрудникам сыграть партию в настольный теннис. Нередко его можно было увидеть с лопатой в руках, расчищающим дорожки от снега. В библиотеке учёного была сделана шведская стенка, рядом располагались гантели, бильярдный стол.

Умение жить „экономно“ Курчатов выработал в себе с молодых лет. Ещё будучи гимназистом, он сам поступил в вечернюю школу учиться слесарному делу. Четырёхгодичный курс университета прошёл за три года. „День – это маленькая жизнь“, – любил говорить он. Такое отношение ко времени позволило Игорю Васильевичу выполнить колоссальную работу, которой хватило бы на несколько обычных человеческих жизней».

Во время работы с литературой, как рассказывали сами ученики, они начинали чувствовать и понимать красоту науки. Готовясь к устному изложению, им необходимо было выбрать самое главное, они стремились найти оригинальные, наиболее яркие факты биографии учёного.

Приобщение школьников к эстетике науки придаёт процессу познания эмоциональный характер, имеет большое воспитательное значение. Очень часто, особенно после отличной презентации, ученики, заинтересовавшись личностью учёного, просят порекомендовать им для чтения дополнительную литературу. Если рекомендованная литература оказывается не вполне доступной для понимания, всё равно её чтение приносит большую пользу, т.к. ученик убедится, что самостоятельное приобретение знаний требует сосредоточенного внимания, напряжённой работы мысли, творческой активности.

Такое направление в преподавании физики имеет очень важную гуманитарную направленность. Прикосновение к жизни талантливых людей позволит решить и воспитательные задачи. Некоторые наши ученики плохо учатся не потому, что они ленивы или глупы, а потому, что у них низкий уровень культуры. Ведь не секрет, что современные ученики в большинстве своём мало читают и, как следствие, не умеют грамотно говорить, у них отсутствует культура работы с книгой, они не всегда способны разобраться в прочитанном. Параллельно решается одна из важнейших задач школы – формирование навыков самостоятельного труда, которые могут очень пригодиться в будущей деятельности. Мы надеемся, что, продолжая уже несколько лет такое направление в преподавании физики, вносим лепту в воспитание и образование подрастающего поколения.

В заключение предлагаем вашему вниманию одну из лучших презентаций, выполненную учеником 11-го класса Глазковым Романом. (Эта презентация размещена в рубрике «Дополнительные материалы» к № 12 на сайте газеты http://fiz.1september.ru. – Ред.)

Рекомендуемая литература

Бессараб М. Ландау. – М.: Московский рабочий, 1978.

Блинов В.И., Урвалов В.А. Б.Л.Розинг. – М.: Просвещение, 1991.

Блудов М.И. Беседы по физике: в 3 т. – М.: Просвещение, 1984.

Головин И.Н. Курчатов. – М.: Атомиздат, 1967.

Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. – М.: Высшая школа, 1989.

Голованов Я. Этюды об учёных. – М.: Молодая гвардия, 1970.

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1986.

Данин Д. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1967.

Иоффе А.Ф. Встречи с физиками. – М.: Физматгиз, 1960.

Кокин Л. Юность академиков. – М.: Советская Россия, 1970.

Карцев В.П. Приключения великих уравнений. – М.: Знание, 1970.

Кудрявцев Н.С. Фарадей. – М.: Просвещение, 1969.

Кудрявцев С.П. Дж.-Дж.Томсон. – М.: Просвещение, 1986.

Кюри Е. Мария Кюри. – М.: Атомиздат, 1969.

Львов В. Эйнштейн. – М.: Молодая гвардия, 1959.

Липсон Г. Великие эксперименты в физике. – М.: Мир, 1972.

Ливанова А.М. Физики о физиках. – М.: Наука, 1968.

Мак-Дональд Д. Фарадей, Максвелл, Кельвин. – М.: Атомиздат, 1967.

Мощанский В.Н. Штрихи к портретам физиков. – Псков, 1997.

Мощанский В.Н., Савёлова Е.В. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.

Репин Л. Люди и формулы. – М.: Молодая гвардия, 1972.

Собесяк Р. Шеренга великих физиков. – Варшава: Наша Ксенгарня, 1981.

Фрадкин В.Е., Иконников Г.М. Имена и даты на уроках физики. – Библиотечка «Первого сентября»: Серия «Физика», 2006, № 6 (12).

Ферми Л. Атомы у нас дома. – М.: Иностранная литература, 1958.

Физики о себе. – Л.: Наука, 1990.

Хрестоматия по физике: Под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1991.

Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – Киев: Наукова Думка, 1977.

Чернощёкова Т.М., Френкель В.Я. И.В.Курчатов. – М.: Просвещение, 1989.