Н.В.КАПТЕЛОВА < natkap56@bk.ru >,
МОУ гимназия № 79, г. Барнаул, Алтайский кр.

Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников

Анализируя как член жюри конкурса «Я иду на урок» конкурсные уроки, я обратила внимание на то, что современные образовательные технологии и деятельностный подход к обучению почти не используются, процесс обучения в основном носит объяснительно-иллюстративный, репродуктивный характер. Мне захотелось поделиться своим опытом.

Процесс обучения я организую в развивающей системе на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова, считая, что единственным каналом эффективного усваивания внешней информации является собственная учебная деятельность, и поэтому обучаю целенаправленно способам самостоятельного познания. Так как одним из источников знаний являются тексты, то организую работу с ними по технологии «Развитие критического мышления через письмо и чтение» (РКМЧП). Любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру, стиль, назначение и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения использую в соответствии с особенностями текста. Опыт показывает, что изучение нового материала через самостоятельную работу с текстом и переработка его в виде графических схем и таблиц интересны и посильны учащимся 7–11-х классов. Из разнообразных графических способов (ментальные карты, денотатные графы, схемы «фишбоун», концептуальные таблицы, причинные карты и др.) учеников больше привлекают кластеры. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов или конспекта.

Слово «кластер» происходит от английского clusterгроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Любой способ деятельности состоит из набора определённых операций. Способ самостоятельного обучения на основе текста можно разделить на несколько этапов (операций), представленных в таблице на с. 4. Все эти этапы обеспечивают диалогичность учебного процесса: диалог с автором текста, с предметным содержанием, внутри предметного содержания, с самим собой, с партнёром, с педагогом.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения. Приводим как пример два урока (см. с. 4).

01-01.gif (54727 bytes)

Рекомендуемая литература

Стил Дж., Мередит К.С., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа в 8 частях. – М.: Институт «Открытое общество», 1997.

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1: Сост. Генике Е.А., Трифонова Е.А.: Под общ. ред. Л.И.Сёминой. – М.: Бонфи, 2002.

Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении: Пер. с англ. – М.: ООО «Парвинэ», 2003.

Наталья Владимировна КаптеловаНаталья Владимировна Каптелова – учитель физики высшей квалификационной категории. Окончила Барнаульский ГПИ в 1981 г., педагогический стаж 26 лет. С 2003 г. сотрудничает с Алтайским краевым ИПКРО (старший преподаватель кафедры ЕНД, краевой методист по физике, член жюри краевого конкурса «Учитель года», лауреат конкурса «Я иду на урок» нашей газеты), проводила мастер-классы, модельные занятия по использованию инновационных образовательных технологий (метод проектов, развитие критического мышления, творческого развития, формирования учебной деятельности, дебаты). Мерилом качества своего педагогического труда считает детские глаза: если они светятся удивлением, любопытством, азартом, радостью открытия, счастьем учебной победы, значит, учебный процесс идёт нормально, а педагог – на верном направлении. Профессиональное кредо отражает древняя китайская мудрость: «Когда ты достиг вершины горы, продолжай карабкаться дальше». Лауреат всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2007». Муж – строитель, сын и дочь уже взрослые и самостоятельные. Хобби – музицирование на синтезаторе.

 

УРОК 1. ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Урок обобщения, 7-й класс

Цели: дидактическая – обобщить и систематизировать знания о простых механизмах; развивающая – выработать у школьников приёмы эффективной переработки учебной информации, продолжить формирование коммуникативных компетентностей; воспитательная – продолжить формирование у учащихся уверенности в своих собственных познавательных возможностях, диалектико-материалистического мировоззрения; методическая – создать условия для освоения учащимися способа самостоятельного обучения на основе технологии РКМЧП.

Оборудование: листы ватмана, фломастеры для каждой группы, учебник «Физика-7» А.В.Пёрышкина.

Ход урока

1. Вызов (2 мин)

Учитель. Ребята, мы с вами изучили тему «Простые механизмы». Сегодня я объявляю конкурс на лучший кластер по этой теме. Критерии оценки: 1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы; 4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

2. Осмысление (15 мин)

Учитель. Огранизуйте группы по 4–5 человек. Пользуясь текстом § 55–60, обобщите и систематизируйте в виде кластера знания о простых механизмах. Работаем по приёму «думай один/в паре/вместе». Каждая группа делает свой кластер на листе ватмана и защищает его у доски. Учащиеся класса могут задавать уточняющие вопросы. (Учащиеся сначала разрабатывают индивидуальный вариант кластера, затем обсуждают в паре, обмениваются мнениями и разрабатывают вариант от пары, затем пары обсуждают окончательный вариант кластера от группы, готовят его защиту. Учитель – организатор, координатор, таймер, консультант – задаёт наводящие вопросы.)

3. Рефлексия (23 мин)

(В результате коллективного обсуждения кластеры оцениваются по указанным выше критериям, выбирается лучший. Подводятся итоги. Группы оценивают свою работу.)

ДЗ. Повторить § 55–60. Разгадать кроссворд. Творческая работа по теме «Простые механизмы».

УРОК 2.ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ

Урок отработки способа самостоятельного обучения на основе технологии РКМЧП, 11-й класс, гуманитарный профиль.

Текст : § 64 «Элементарные частицы» (учебник «Физика-10–11» Мансурова А.Н., Мансурова Н.А.).

Цели: дидактическая – через опосредованное изучение текста сформировать систему научных знаний об элементарных частицах; развивающая – выработать у школьников приёмы эффективной переработки учебной информации, продолжить формирование способа самостоятельного обучения, познавательных и коммуникативных компетентностей; воспитательная – продолжить формирование уверенности в своих собственных познавательных возможностях, диалектико-материалистического мировоззрения; методическая – создать условия для освоения учащимися способа самостоятельного обучения на основе технологии РКМЧП.

Ожидаемый результат: усвоение системы научных знаний об элементарных частицах и представление её в виде кластера; получение и осмысление каждым учеником собственного опыта самостоятельной познавательной деятельности на основе работы с текстом через индивидуальную, парную, групповую, коллективную формы работы.

ДЗ (внеклассная работа). Составьте кластер по § 65 «Фундаментальные взаимодействия» и § 66 «Фундаментальные частицы» и (по желанию) представьте их с помощью ИКТ. Для желающих: творческая работа по заинтересовавшей теме (см. «Электронные приложения», с. 21).

(Полностью сценарий урока представлен в рубрике «Дополнительные материалы» к № 17/08 на сайте газеты http://fiz.1september.ru. – Ред.)