Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2009

Методические страницы

Е. П. Суханькова,
< elena517@mail.ru >, МОУ СОШ № 12, ГАК, г. Орёл

Самоподготовка учителя физики к аттестации на высшую квалификационную категорию

Аттестация, или подтверждение категории, – важный этап профессиональной деятельности учителя, признание его мастерства. Одним из критериев аттестации на высшую квалификационную категорию наряду со знанием достижений педагогической науки и практики является наличие педагогического опыта. Аттестация начинается с подачи педагогом заявления в Главную аттестационную комиссию (ГАК) – в конце учебного года. Перед этим следует ознакомиться с требованиями к квалификации педагогических кадров (документ Министерства образования РФ от 14.12.95 г. № 622/1546):

– освоение новейших достижений физики, педагогической науки и практики;

– способность творчески решать практические задачи;

– владение оптимальным отбором методов, средств, форм обучения и воспитания;

– способность самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, рекомендованные к распространению;

– способность создавать условия для реализации творческих способностей учащихся;

– применение исследовательских методов обучения и воспитания;

– достижение высокого уровня подготовки учащихся по физике.

Аттестация проходит в два этапа: теоретический и практический. Теоретический этап предполагает участие аттестуемого в семинарах, представление творческого отчёта по самообразованию, собеседование по методике, педагогике, психологии, выполнение контрольных работ по физике, защиту реферата. Такая работа организуется на курсах повышения квалификации при областных институтах усовершенствования учителей. На этом этапе учитель получает помощь в обобщении педагогического опыта, определении структуры творческого отчёта, в подготовке к квалификационному экзамену.

Темы рефератов, как правило, выбираются такие, которые позволяют обобщить многогранную деятельность учителя за последние пять лет, показать его достижения, систему работы в целом. Наиболее часто выбираемые темы: «Активизация по­знавательной деятельности учащихся на уроках физики», «Методы контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках физики в 8-м классе», «Практическая направленность в преподавании физики в 7-м классе», «Формирование мировоззрения учащихся на уроках физики в старших классах средней школы», «Психолого-педагогические основы преподавания физики в классах коррекционно-развивающего и коррекционно-компенсирующего обучения», «Применение ИКТ при обучении физике в старших классах средней школы». Курсы завершаются квалификационным экзаменом, по результатам которого аттестуемым учителям вручаются сертификаты о соответствии уровня их профессионализма высшей квалификационной категории.

В ходе второго этапа эксперты определяют результативность практической деятельности учителя: проводятся тестирование и анкетирование учащихся, посещаются открытые уроки, изучается документация.

В ходе первичной аттестации учитель физики обобщает и защищает свои педагогические достижения, даёт открытые уроки (примерно в январе–марте), демонстрируя результативность отработанных методических приёмов. При подтверждении высшей категории учитель выставляет на защиту свою педагогическую систему, характеризуя её результативность данными за последние 5 лет, прошедшими со времени предыдущей аттестации, что также подтверждается при проведении открытых уроков (примерно в октябре–декабре). Точные даты открытых уроков согласуются экспертной комиссией с учителем. наиболее часто учителя физики выбирают такие темы:

9-й класс: «Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение», «Звуковые колебания и волны», «Явление электромагнитной индукции», «Интерференция света»;

10-й класс: «Основы динамики», «Силы упругости. Закон Гука», «Законы сохранения», «Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование» , «Изопроцессы в газах»;

11-й класс: «Гармонические колебания. Превращения энергии при гармонических колебаниях», «Электромагнитные колебания. Сходство и различие механических и электромагнитных колебаний», «Электромагнитные колебания и волны», «Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях», «Переменный электрический ток», «Производство, передача и использование электрической энергии», «Магнитное поле и электромагнитная индукция».

Разумеется, открытый урок не должен быть контрольной или лабораторной работой, ведь учитель должен показать разнообразные формы работы с учащимися. Приведённые темы условны, многие учителя дают прекрасные открытые уроки физики в 7–8-м кл. Главное, что необходимо показать на открытом уроке, – умение организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся и создать условия для развития их творческих способностей.

Неотъемлемой частью раскрытия новой темы на любом уроке физики является демонстрационный физический эксперимент. Учителю необходимо тщательно продумать возможность проведения того или иного эксперимента именно на открытом уроке, отметить, какие аспекты изучаемой темы отражает демонстрируемый опыт, проработать включение эксперимента в методическую канву урока: как опыт подтверждает или опровергает гипотезы учащихся, как он связан с теоретическими положениями, математическим обоснованием, в какой форме он будет оформлен на доске (таблица, график, подстановка результатов в формулу, выявление зависимости одной физической величины от другой, др.) и в тетрадях учащихся (рисунок установки, вывод, оформление в виде задачи и т.д.). На последующих этапах урока учитель вновь возвращается к проведённому эксперименту, повторяя с учащимися его ход по таблицам, рисункам, выводам, во время решения теоретических (расчётных и качественных) и экспериментальных задач. При подготовке к уроку эти этапы определяются, подбираются задания, вопросы для повторения и закрепления. Например, в ходе демонстрации резонанса колебательных контуров в курсе физики 11-го класса (используются универсальный выпрямитель ВУП, генератор УВЧ, настраивающийся контур, состоящий из конденсатора небольшой переменной ёмкости, проволочного витка и миниатюрной лампы накаливания на 3,5 В и 0,28 А) учащиеся выдвигают гипотезу об условиях изменения амплитуды вынужденных колебаний, возбуждаемых в колебательном контуре переменным магнитным полем генератора. Во время демонстрационного эксперимента учащиеся на основе наблюдений за изменением яркости свечения лампочки, приходят к выводу: амплитуда увеличивается по мере приближения значений собственной частоты колебательного контура к частоте колебаний генератора, а при равенстве частот амплитуда колебаний достигает максимума. Этот момент эффектно отмечается максимальной яркостью лампочки. Логическим продолжением данного опыта является демонстрация механической аналогии наблюдаемого явления и повторение части опыта «Резонанс при работе электродвигателя»: при постоянной скорости электродвигателя изменяют длину установленного на нём язычкового вибратора: при равенстве частоты повторения импульсов от электродвигателя и собственной частоты вибратора размах колебаний достигает максимума (см.: В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.П.Кузьмин и др. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей: Под ред. А.А.Покровского. – М.: Просвещение, 1979, ч. 2, с. 32).

Особое внимание обращается на выполнение учителем правил техники безопасности при проведении эксперимента, в частности, при проведении последнего опыта: необходимо надёжно закрепить на валу электродвигателя эксцентрик и резонирующую пластинку, во время демонстрации опыта не превышать предела допустимой скорости вращения электродвигателя, разместить электродвигатель на столе так, чтобы исключить всякую возможность попадания отлетевших деталей в учащихся (требование к размещению демонстрационного стола не ближе 1,5 м от парт учащихся также должно выполняться), не доверять выполнение демонстрационных экспериментов учащимся.

В соответствии с образовательным стандартом по физике учителю необходимо показать применение компьютерных материалов на уроке, воспользовавшись в случае затруднений при подготовке газетой «Физика», где почти в каждом номере рассказывается о практическом применении ИКТ на уроках физики.

В заключение открытого урока обычно проводится рефлексия в форме, выбранной учителем: кратковременный тест, анкетирование и др. Если рефлексия не включается в урок, экспертная комиссия может провести контрольный срез знаний учащихся по окончании урока (в виде кратковременного теста для всех учащихся или для десяти по выбору учителя).

Нет необходимости на открытом уроке читать доклады или сообщения, выполненные учащимися. Пусть ученики готовят углублённый материал и сдают подготовленные доклады учителю, но обобщить их надо кратко, выделяя отражённые в дополнительном материале практические применения материала темы на этапах вводной беседы или закрепления.

Если учащиеся занимаются под руководством учителя исследовательской работой, этот аспект деятельности необходимо показать на открытом уроке в форме парного или группового кратковременного (9–10 мин) задания исследовательского характера на этапе проверки домашнего задания, в форме фронтального эксперимента на этапе изучения новой темы или её закрепления.

При посещении школы экспертной комиссией желательно представить материалы, характеризующие методическую деятельность учителя: авторские программы, публикации, дидактические материалы по определённым темам курса физики, буклеты, раскладушки, тематические фотогазеты, видеоматериалы, компьютерные материалы, отражающие динамику роста качества педагогической деятельности учителя физики. Комиссией оценивается также кабинет физики, в котором работает учитель, в частности, доступность для изучения учащимися «Типовой инструкции по технике безопасности в кабинете физики» (она утверждается директором и согласовывается с профсоюзным комитетом школы), а также нормативов оценивания знаний по физике при выполнении лабораторных и контрольных работ, устных ответов, компьютерного тестирования.

Статья подготовлена при поддержке компании «A.F.H. GROUP». Оригинальный подарок к празднику позволит Вам вызвать улыбку даже у самого грустного человека. Перейдя по ссылке: «игрушки из цветов», вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить подарок в виде игрушки сделанной из цветов по выгодной цене. В компании «A.F.H. GROUP» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.