Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2009

Учебные занятия

Т. А. Пальчиковская,
МОУ СОШ № 1339, г. Москва

Электрические явления

Цель мероприятия: в игровой форме обобщить и закрепить знания по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности и познавательную активность учащихся; с помощью проблемных вопросов способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картин мира, ориентируясь на индивидуальные познавательные потребности личности.

Правила игры

Необходимы как минимум две команды. Я составляю их так: при входе в класс ребята выбирают карточки, на обратной стороне которых есть определённые картинки или цвета, и в соответствии с ними объединяются в команды. Команды выбирают капитанов. Чтобы в игре приняли участие все, в конкурсах выступают поочерёдно все члены команды (по указаниям капитана).

За каждый правильный ответ игрок команды получает жетон. Чем больше жетонов, тем больше результирующий балл и лучше место команды.

Конкурс «Физики и теоретики»

На доске написаны начала формул, но все записи закрыты. Члены команд по очереди подходят к доске, открывают любую запись и дописывают формулу. За правильный ответ игрок получает жетон и садится на место. если ответ неверен или вообще не дан, запись закрывается, и у следующего игрока есть возможность дать ответ.

I = q / t I = U / R U = I × R U = P / I
R = U / I R = ρl / S l = RS / ρ ρ = RS / l

 

 

Rобщ = (последовательное соединение)

Rобщ = (параллельное соединение)

Iобщ = (последовательное соединение)

Iобщ = (параллельное соединение)

Uобщ = (последовательное соединение)

Uобщ = (параллельное соединение)

A = I U t        P = I U        и т.д.


Конкурс «Физики и практики»

На демонстрационном столе выставляются различные электрические приборы, обозначенные номерами. Участник берёт карточку, на которой с обратной стороны указан номер, отыскивает прибор и рассказывает о нём по плану: назначение прибора; устройство прибора; принцип действия или правила включения.

Выставляются: электрофорная машина, электрометр; электроскоп; эбонитовая и стеклянная палочки, султанчики; амперметр; вольтметр; реостат; лампа накаливания; предохранитель; гальванометр; электрический утюг; магазин сопротивлений и т.д.

Конкурс «Физика нам нужна»

На доске крепится плакат с игровым полем. На первой клетке – «Старт», на последней – «Финиш». Игроки поочередно выбрасывают кубик с количеством шагов по игровому полю. Двигаться вперёд можно только при правильном ответе на вопрос. Если ответ неверен, команда остаётся на той же клетке, а ход передаётся соперникам. Игровое поле может содержать 50–60 шагов, на некоторых клетках есть стрелки, возвращающие игроков на 2–3 клетки назад или переносящие на 2–3 клетки вперёд.

Вопросы: Что такое электрический ток? • Итальянский физик – изобретатель гальванического элемента. • Частица с избыточным или недостающим количеством электронов. • Ископаемая смола хвойных деревьев, от которой вошло в науку название «электричество». • Русский электротехник, изобретатель лампы накаливания. • Почему огни в городе зажигаются одновременно? • Что такое молния и как она возникает? • Почему при расчёсывании волос эбонитовым или пластмассовым гребнем волосы как бы прилипают к нему? • Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле? • Почему на электрических столбах делают хорошие изоляторы? • Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать поглубже, туда, где слои земли всегда влажные? • Что необходимо для того, чтобы ток в проводнике существовал длительное время? • Цепь состоит из источника тока, ключа и лампы. Что нужно сделать, чтобы поменять направление тока в лампе на противоположное? • Какое действие электрического тока используется в электрической лампочке? • Какое действие электрического тока используется в электроизмерительных приборах (амперметре, вольтметре)? • Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов? • При каком условии в проводнике возникает электрический ток? • Что такое электрическое напряжение? • Что является причиной возникновения тока в проводнике? • От чего зависит электрическое сопротивление проводника? • Проволоку разрезали пополам и сложили. Изменится ли при этом её сопротивление? • Каким прибором можно измерить силу тока в электрической цепи? • Каким прибором можно измерить напряжение в электрической цепи? • Что имеют в виду, когда говорят о скорости распространения электрического тока в цепи? • Каким прибором можно измерить сопротивление в электрической цепи? • Какие приборы потребуются, чтобы измерить работу электрического тока? • Какие приборы потребуются, чтобы измерить мощность электрического тока? • Из каких веществ нужно изготавливать спирали электронагревательных приборов? • Как изменится мощность электроплитки, если её спираль укоротить? • Почему провода, подводящие ток к электроплитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке? • Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов? • Почему вместо перегоревшей пробки предохранителя в патрон нельзя вставлять какой-нибудь металлический предмет, например, гвоздь, пучок проволоки и т.п.? • Что произойдёт при уменьшении напряжения на данном проводнике в 2 раза? • Что произойдёт, если при постоянном напряжении уменьшить в 2 раза сопротивление проводника? • Чему равен общий ток в цепи с последовательным соединением проводников? • Чему равен ток в цепи с параллельным соединением проводников? • Чему равно общее напряжение в цепи с последовательным соединением проводников? • Чему равно общее напряжение в цепи с параллельным соединением проводников? • Чему равно общее сопротивление в цепи с последовательным соединением проводников? • Чему равно общее сопротивление в цепи с параллельным соединением проводников? И т.п.

Подведение итогов игры

По окончании урока-игры подсчитываются жетоны, полученные каждым участником. Учащимся, получившим минимум 5 жетонов, оценка выставляется в классный журнал. Затем подсчитываются общие жетоны каждой команды и объявляется результат соревнования для поощрения учителем.