Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Встречи и конкурсы

Л. П. Иванова,
< ivanova_lp@inbox.ru >, МОУ Большекиварская СОШ, руководитель Воткинского РМО учителей физики, Воткинский р-н, Удмуртская республика

Естественно-научные образовательные турниры «ЕНОТик»

рис.1

В нашем Воткинском районе регулярно проводятся естественно-научные образовательные турниры «ЕНОТик» (5–8-й кл.) и «ЕНОТ» (9–11-й кл.).

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного естественно-научного образовательного турнира «ЕНОТик»

Цели и задачи:

Участники турнира

Предполагается проведение турнира по двум возрастным группам: 5–7-е классы и 8–9-е классы.

Время проведения*

1-й этап (заочный): с 1 октября по 31 декабря;

2-й этап (очный): январь (зимние каникулы).

Правила подготовки и проведения турнира

1. В турнире может принять участие любая команда, сформированная на основе образовательного учреждения.

2. Состав команды: четыре школьника (из них один в резерве) и один руководитель.

3. О своём участии в турнире команда должна сообщить в оргкомитет не позднее 20 декабря (в заявке указывается школа, ф.и.о. участников, класс, ф.и.о. руководителя).

4. «ЕНОТик» состоит из двух этапов: заочного и основного – очного.

Заочный этап включает в себя решение задач школьниками под руководством учителей школы. Команды самостоятельно готовят решения предложенных им задач. Результатом является составление тезисов решения, которые должны быть высланы в оргкомитет до 1 января (требования к изложению тезисов см. ниже).

Очный этап турнира включает в себя стендовую защиту, два отборочных и один финальный туры. Тур – это, по сути, научная дискуссия участников турнира по проблемам, предлагаемым оргкомитетом в качестве задач. Каждый тур проводится в три действия. В каждом действии команда выступает в одном из трёх качеств – докладчик, оппонент, рецензент. В следующих действиях команды меняются ролями. Регламент выступления команд: доклад 5–7 мин; оппонирование и рецензирование 3–4 мин.

5. Задача «Домашнее задание» защищается первой в виде стендового доклада. Для квалифицированной оценки команд в действии оргкомитет формирует жюри, в состав которого входят педагоги высшей и первой категории из школ района.

Критерии оценки жюри: глубина и обоснованность решения проблемы; умение раскрыть суть рассматриваемой проблемы; постановка экспериментов; степень наглядности предлагаемого решения задачи; степень соответствия роли (докладчик, оппонент, рецензент); культура ведения дискуссии.

7. Команда-победитель турнира определяется по сумме баллов, набранных в каждом сыгранном туре.

8. В ходе турнира ведётся учёт личных баллов каждого выступающего участника, что позволяет определить лучшего в личном зачете.

Требования к тезисам

  1. Обоснуйте, чем вы руководствовались, выбирая определённую модель решения рассматриваемой задачи.
  2. Оцените границы применимости, возможности и недостатки выбранного вами варианта решения.
  3. Опишите способы и методики проведения исследований.
  4. Теоретически обоснуйте результаты своих экспериментов (мысленных, расчётных и натурных). Сформулируйте вывод.
  5. Используйте таблицы, схемы, графики, слайды и т.д.
  6. Составьте список необходимого оборудования для представления доклада.
  7. Составляя тезисы, помните, что краткость – чья-то сестра.

Полное решение задачи необходимо предоставить в жюри во время очного этапа.

Рекомендации по решению задач

Для успешного решения задач следует придерживаться некоторых правил:

  1. Как правило, задача подразумевает более глубокий анализ ситуаций, чем это кажется на первый взгляд. Поэтому первое, что нужно сделать, – внимательно прочитать задачу и определить, какие подзадачи она содержит в себе. Возможно, потребуется определить границы, в которых вы будете строить своё решение, ибо нельзя объять необъятное.
  2. Продумайте, какие теоретические вопросы и в какой последовательности вам необходимо изучить для решения данной задачи. Составьте план решения задачи.
  3. Изучите литературу по обозначенным вопросам. Обратите внимание на ссылки и источники, т.к. они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Решая экспериментальную задачу, вы, вероятно, столкнётесь с тем, что вам придётся исследовать не только поставленную проблему, но и методику эксперимента. Для успешного решения таких задач необходимо завести лабораторный журнал, в котором вы будете фиксировать результаты исследований. Особенно внимательно следует отнестись к условиям проведения эксперимента. Меняя их, вы сможете достаточно глубоко изучить явление и сделать обоснованные выводы.
  4. Все собранные данные систематизируйте. Продумайте, как и насколько раскрыты вопросы плана. Окончательно решённая задача должная содержать не только общие теоретические рассуждения и результаты промежуточных экспериментов, но и обоснованные выводы и обсуждение результатов.
  5. Обратите внимание на необходимость обеспечить наглядность ваших решений: подготовьте плакаты или проекционные плёнки со схемами, таблицами и графиками, чтобы оптимально использовать время (5–7 мин), отведённое для доклада. Не бойтесь использовать видео- или компьютерные материалы.

Задачи разных лет

• «Тайнопись». Предложите свой способ тайнописи. Постарайтесь написать тайную записку и проявить её.

• «Необычный магнит». Всегда ли магнит – твёрдое тело? Попробуйте сконструировать магнит в другом агрегатном состоянии.

• «Андерсен и физика». Найдите в произведениях

Х.-К.Андерсена описание физических явлений, экспериментов. Сделайте обзор. Попробуйте, по возможности, воспроизвести их в лабораторных условиях. Дайте Андерсену оценку как физику.

• «Ксилофон». Создайте музыкальный инструмент из подручных материалов. Как настроить этот инструмент с точки зрения физики?

• «Домашнее задание». Выясните, какую роль играет хвост у воздушного змея. Сделайте модель (или модели). Доклад оформите в виде стендового представления.

• «Горе от ума». Придумайте, спланируйте и проведите собственное свободное экспериментальное исследование: сформулируйте проблему, обосновав выбор объекта исследования, цель и методы проведения эксперимента, представьте результаты.

• «Первым делом самолёты». Сконструируйте самолётик из бумаги. Использовать другие материалы запрещается. Как влияют качество бумаги и особенности конструкции на лётные характеристики модели? Будьте готовы к демонстрации моделей и соревнованию на дальность полёта при запуске с высоты человеческого роста.

• «Мост». Сконструируйте модель моста из бумаги. От каких характеристик зависит его прочность? Продемонстрируйте свои модели.

• «Телефон». Сделайте верёвочный телефон с максимальной дальностью действия. Поэкспериментируйте с формой, размерами и материалом приёмопередающего устройства. Какую роль играют форма и материал каждого элемента конструкции? Будьте готовы к демонстрации ваших устройств и соревнованию на дальность и качество связи.

• «Пьедестал». Обоснуйте выбор трёх научных открытий, которые, по-вашему мнению, наиболее ярко характеризуют ХХ век.

• «Шумовой оркестр». Музыкальные инструменты – своими руками. Настройка инструментов с точки зрения физики и музыки.

• «Чайник». Какие процессы протекают и какие вещества могут образовываться на поверхности спирали в электрическом чайнике?

• «Муравейник». В муравейнике каждый муравей занят своим делом, каждый движется в определённом направлении, а возникающий где-либо хаос быстро приводится в порядок. Разработайте план эксперимента, с помощью которого можно было бы ответить на вопрос: «Что лежит в основе “разумности” муравьёв?» – и предскажите результаты этого эксперимента

• «Сливки». Что из себя представляют отходы молочной промышленности? Предложите модель безотходной переработки молока.

• «Матиф». При скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большого значения. От чего зависит эта сила и где используется такое трение?

• «Парашют». Предложите конструкцию бумажного парашюта, который должен опускаться с высоты 3 м за наибольшее время с наименьшим отклонением от вертикали. Привезите готовый парашют на турнир и будьте готовы к участию в соревнованиях.

• «Прочный, как бумага». Лист бумаги или свёрнутая в трубочку бумага обладает необычной прочностью. Из неё можно сделать разные конструкции. Исследуйте прочность различных сортов бумаги и предложите примеры своих конструкций.

• «Маленький силач». Исследуйте, с какой силой действует постоянный магнит. От каких факторов это зависит? Как увеличить силу постоянного магнита?

• «Пейте, дети, молоко». Разные сорта молока используют для приготовления творога, сыра, сметаны. Это зависит от жирности продукта. Как в домашних условиях определить жирность молока?

• «Упругая клетка». Определите давление клеточного сока.

• «Ну и что, что не бывает!». Опишите внешний вид и образ жизни человека и животных на планете с очень маленькой силой трения.

• «По усам текло, да в рот не попало». Мёд издавна славился своими замечательными свойствами. На рынке нам предлагают различные его сорта. Как не ошибиться и купить настоящий мёд высшего качества?

• «Гидропоника». Найдите преимущества и недостатки выращивания растений в почве и гидропонным методом. Зафиксируйте результаты и представьте фотоотчёт.

• «Зажигаем». Придумайте, как быстро механическим способом с помощью трения добыть огонь, не используя спички. Будьте готовы к соревнованию.

• «Древо науки». В современном мире существует огромное количество разных наук. Представьте историю их развития в виде дерева. Какие науки появятся в будущем?


рис.4

Жюри ЕНОТ-2008. Первый ряд: преподаватели Воткинского лицея Н.В.Лопатина (биология), В.И.Павловская (физика), Г.В.Кипрушенкова (химия);
второй ряд: учителя физики Е.Б.Сазанова (МОШИ КШИ), Н.М.Камашева (МОУ СОШ № 7), К.И.Огородникова (МОУ СОШ № 10)



рис.5

Иванов Николай, I место на НПК «Глядя на мир, нельзя не удивляться», 2008 г.,
с проектом «Мебель из картона». Изготовленные им табуретки легко выдерживали вес 750 Н



рис.6

Протасевич Иван, победитель ЕНОТа-2008 в личном зачёте.
Легко решил все шесть предложенных задач



* Турнир может проводиться и в другое время, например, в весенние или летние каникулы.